«Развитие человеческих ресурсов – ключ к выживанию и процветанию Сингапура»

«Развитие человеческих ресурсов – ключ к выживанию и процветанию Сингапура»
Сингапур, некогда маленький портовый город, сегодня стал символом экономического успеха и политической стабильности в Юго-Восточной Азии. Но как крошечному городу-государству, 60 лет назад вырванному из состава Малайзии, в условиях массовой безработицы, этнической розни и враждебного окружения, удалось не только выжить, но и превратиться в одно из самых процветающих государств мира? И как при этом получилось сохранить впечатляющую экономическую динамику и конкурентоспособность? Об этом корреспонденты издания «За рубежом» поговорили с Екатериной Астафьевой, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником, учёным секретарём Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

– 9 августа Сингапур отметил 60-летие независимости. В 1965 году, будучи исключённым из состава Малайзии, он оказался в ситуации, которую многие могли бы назвать безнадёжной: массовая безработица, острые внутренние этнические и религиозные противоречия. И всё же Сингапур не просто выжил – он совершил то, что называют «азиатским экономическим чудом» – стал одним из самых процветающих государств мира. В чём, по вашему мнению, заключалась суть этого «сингапурского феномена» при премьере Ли Куан Ю? Какие ключевые решения и принципы первых десятилетий позволили добиться феноменального экономического роста?

– Действительно, после выхода из состава Малайзии правительство независимого Сингапура во главе с Ли Куан Ю оказалось перед лицом необходимости решения целого ряда проблем. Здесь хотелось бы напомнить один интересный факт, который знают немногие. 16 сентября 1963 года Сингапур вступил в Федерацию Малайзия уже независимым государством, так как 31 августа 1963 г. на торжественном митинге у мэрии Ли Куан Ю в одностороннем порядке объявил Сингапур таковым. Два года пребывания в составе федерации были очень непростыми для Сингапура, и проблемы, оставшиеся с колониального времени, за этот период только обострились.

До начала 1960-х годов основой сингапурской экономики была реэкспортная торговля, на которую приходилось около 80 % внешнеторгового оборота, промышленное производство было крайне неразвито. Падение объемов торговли в середине 1970-х гг. привело к росту безработицы и общему ухудшению экономического положения. Тогда правительство под руководством Ли Куан Ю сделало ставку на развитие индустриализации, которая проводилась при значительных иностранных капиталовложениях, что в итоге привело к увеличению зависимости страны от мирового хозяйства. Как говорил сам Ли Куан Ю, главная цель в тот период была «выжить», поскольку, кроме выгодного стратегического положения и человеческих ресурсов, других активов у страны не было. Собственно цель «выжить» не снималась с повестки дня до конца 1980-х годов. Именно в этот период на первый план выдвигаются идеи государственного национализма и патриотизма, утверждающего «вертикальную» солидарность – приверженность личности к стране, разворачивается активная пропаганда самобытности Сингапура. Правительством была поставлена цель достижения политической стабильности путем внедрения в сознание населения моральных принципов, утверждающих авторитет существующей власти и социального устройства общества.

Здесь хотелось бы упомянуть интересную, как мне кажется, концепцию Всеобъемлющей обороны, принятую в 1984 г., суть которой заключается в четком взаимодействии пяти составляющих: военной, гражданской, экономической, социальной и психологической. Проще говоря, сингапурцы обязаны проходить службу в вооруженных силах, на добровольной основе участвовать в учениях по гражданской обороне, помогать строить сильную экономику, укреплять межнациональные и межконфессиональные связи, быть психологически готовыми к возможным потрясениям. Идеи концепции просты и понятны, она легко была воспринята сингапурцами и весьма глубоко встроилась в общественное сознание.

– Сингапур прошёл впечатляющую экономическую эволюцию: от порта и центра лёгкой промышленности до глобального хаба финансов, высоких технологий и биомедицины. Какие ключевые факторы позволили ему не только успешно и своевременно перестраивать свою модель в ответ на вызовы времени, но и, в отличие от Японии, столкнувшейся с длительной стагнацией после своего бума («потерянные десятилетия»), сохранять экономическую динамику и конкурентоспособность на протяжении десятилетий? В чём секрет этой устойчивости?

– Примечательно, что разработка планов индустриального развития Сингапура была начата еще в середине 1950-х годов. В докладе, подготовленном специалистами Мирового банка реконструкции и развития еще в 1955 г. для Малайи и Сингапура, правительствам обеих территорий предлагалась совместная реализация планов по созданию инфраструктуры и развитию внутреннего рынка, а также улучшению инвестиционного климата. Эти рекомендации, и в особенности советы доктора Винсемиуса, сыграли решающую роль в формировании курса экономического развития и роли государства в народном хозяйстве. Винсемиус выступал за развитие на базе трудоемкой промышленности (позже произошла смена приоритетов – с трудоемкой на наукоемкую), превращение Сингапура в региональный, а впоследствии и в международный финансовый центр, повышение уровня общего и профессионального образования, а также за правительственную программу строительства дешевого жилья.

Сосредоточив свое внимание на социализации и политической мобилизации населения, правительство Сингапура стало проводить не только модернизацию экономической базы, но и в рамках программы реализации программы «развития человеческих ресурсов» модернизировать систему образования и подготовки кадров, а также претворять в жизнь программу жилищного строительства.

Основная задача программы по развитию человеческих ресурсов заключалась в обеспечении уровня базового образования и практической подготовки кадров, удовлетворяющих потребностям быстрорастущей экономики в квалифицированной рабочей силе. Эта программа стала инвестициями в людей, в их образование, здоровье, жилище, профессиональные навыки, формирование их позиции и самосознания. Реализовались и другие программы, направленные на распределение в обществе достижений экономического развития, эффективное управление, борьбу с коррупцией, хорошие условия для жизни и работы, но именно развитие человеческих ресурсов стало «ключом к выживанию и процветанию». Видимо, в этом секрет устойчивости Сингапура.

– Сингапурскую модель на Западе часто называют мягким авторитаризмом или «управляемой демократией». Как вы считаете, насколько эта политическая модель является уникальной, и могли ли быть достигнуты такие экономические успехи в условиях «классической» западной демократии?

– Как мне представляется, говорить о «классической» западной демократии, которая давно себя изжила и, по сути, демократией не является, смысла не имеет.

Республика Сингапур сегодня – высокоразвитый капиталистический урбанистический центр Юго-Восточной Азии. Сингапурское общество по многим параметрам сходно с западными обществами, однако сложившаяся здесь за годы модернизации государственно-политическая система, хотя и имеет значительное сходство с западными либерально-парламентскими демократиями, по целому ряду аспектов функционирует отлично от либерально-демократических образцов западного мира. В политической системе наблюдается переплетение демократических идей с элементами традиционной восточной политической культуры. Проще говоря, суть в разности менталитетов, в примате коллективных, общественных целей и ценностей над личными.

Сингапур – это парламентская республика, в стране регулярно проходят выборы. Действительно, в 1966 г. был введен запрет на связи местных сингапурских политических партий с иностранными, но в этом нет ничего странного, это была защитная реакция от влияния извне. Да, вплоть до 1981 г. Партия народного действия занимала все места в парламенте. Сегодня же в парламенте страны есть представители оппозиционных партий, но, безусловно, ведущая роль все равно остается за ПНД и ее нынешним главой и премьер-министром Сингапура Лоуренсом Вонгом.

Сингапурская политическая модель уникальна, поскольку она формировалась под воздействием множества специфических, характерных только для Сингапура факторов и каким-то образом подводить ее под определения типа «мягкого авторитаризма» и «управляемой демократии» не имеет никакого смысла. Не думаю, что в условиях либеральной демократической модели было бы возможно «сингапурское экономическое чудо», поскольку главная идея сингапурской демократии – благо общества, а классической западной демократии – благо индивида.

– Город изначально был мультикультурным и мультирелигиозным анклавом. Каким образом власти целенаправленно формировали единую «сингапурскую» нацию, объединяя китайское, малайское, индийское и другие сообщества? Насколько устойчива эта конструкция в наши дни?

– Строительство нации в Сингапуре предполагает конституирование сингапурской идентичности в ее гражданско-политическом смысле. С уверенностью можно сказать, что за годы независимости Сингапуру удалось достичь устойчивого равновесия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, а культурный плюрализм рассматривался как источник жизненной энергии сингапурской нации и культурного прогресса.

Для успешного формирования сингапурской идентичности была разработана национальная идеология «коллективных ценностей», которая базировалась на противопоставлении азиатских ценностей, традиционного гуманизма технократизму Запада, отчуждению личности и дегуманизации всей жизни.

«Коллективными ценностями» Сингапура стали пять принципов: приоритет интересов общества над интересами личности; семья – основная ячейка общества; общественная поддержка и уважение к личности; консенсус, а не конфронтация; социальная гармония и религиозная терпимость. Таким образом была сформирована четкая институциональная структура «сингапурского Сингапура», которая развивается в двух, тесно связанных между собой, направлениях. В рамках первого происходит консолидация отдельных этнических групп, каждой из которых предоставлена возможность сохранения своей материальной и духовной культуры. В рамках второго происходит сближение различных этнических групп на базе английского языка и общих элементов надэтнической городской культуры. Здесь нельзя не упомянуть крайне важную жилищную политику, одним из главных направлений которой является недопущение анклавности проживания этнических групп.

Как представляется, сингапурская нация в настоящее время довольно устойчивый конструкт, несмотря на некоторые все еще сохраняющиеся дисбалансы в уровне жизни различных общин и обострение в сингапурском обществе противопоставления «мы» (свои) и «они» (чужие). Эту проблему разрыва между сингапурцами и иностранцами как в экономической, так и в социальной сфере, обнажила пандемия коронавируса. И одна из причин этого явления – отсутствие интеграции между ними в повседневной жизни. В большинстве своем трудовые мигранты (и специалисты, и представители рабочих профессий) придерживаются в общении своих кругов, да и сами сингапурцы не особенно стремятся активно общаться со своими иностранными коллегами вне работы.

– Сингапур, являясь небольшим государством в геополитически напряжённом регионе, искусно балансирует между великими державами, такими как США и Китай. В чём заключается особенность его внешнеполитического курса, связанного с Движением неприсоединения (на принципах неучастия в военных блоках)? Каким образом Сингапуру удаётся поддерживать стратегическую независимость и сохранять статус ключевого партнёра для всех сторон?

– Прагматичность и расчет – это основополагающие принципы как внешнеполитической, так и внешнеэкономической доктрины Республики Сингапур. На сегодняшний день, несмотря на некоторые существующие разногласия и с КНР, и с США как по идеологическим, так и по внешнеполитическим и внутриполитическим вопросам, именно эти два государства являются важнейшими торгово-экономическими партнерами Сингапура, и во многом успешное развитие этой страны зависит от продуктивного взаимодействия двух сверхдержав. «Мир и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе зависят от стабильных отношений между США, Японией и Китаем… – писал Ли Куан Ю. – Если общее равновесие сил сохранится, то будущее региона является безоблачным и Сингапур будет оставаться полезным для мира». И эти слова, написанные более 20 лет назад, актуальны сегодня как никогда.

На сегодняшний день можно с очень высокой долей достоверности сделать вывод о том, что Сингапуру удается удерживаться и продуктивно функционировать в сконструированных им рамках, несмотря на внешнее давление. Сингапур приложил много усилий для укрепления отношений с Соединенными Штатами и стал одним из важных американских партнеров в области безопасности в регионе ЮВА. Что касается Китая, то в последние годы благодаря быстрому развитию он стал одним из главных экономических партнеров Сингапура. Но необходимо отметить, что для предотвращения возникновения какого-либо недовольства со стороны ближайших соседей по ЮВА Сингапур намеренно держится на расстоянии от Китая, особенно в политических вопросах и вопросах безопасности.

– Какие главные внутренние и внешние вызовы стоят перед Сингапуром сегодня (демография/старение, растущее социальное неравенство, климатические угрозы, региональная напряжённость)?

– Сингапур, как один из крупнейших финансовых и логистических центров, крайне зависим от мировой экономической конъюнктуры. И тут, как мне кажется, какие-то разъяснения не нужны, поскольку, как я уже говорила ранее, основные торговые партнеры Сингапура – это КНР и США.

Безусловно, стабильности Сингапура могут угрожать любые возможные конфликты в акватории Южно-Китайского моря и потенциальный конфликт, связанный с Тайванем.

Кроме того, будущему Сингапура уже сейчас угрожает глобальное потепление. Здесь речь идет не только о повышении уровня мирового океана (треть Сингапура находится на высоте менее пяти метров над уровнем моря) и климатических изменениях в целом, а о потенциальной проблеме снижения производительности труда, которая, по оценкам некоторых экспертов, к 2035 году может упасть на 14 % и привести к экономическим потерям на миллиарды долларов.

Что касается внутренних вызовов, то Сингапуру свойственны те же проблемы, что и большинству развитых обществ. К их числу относятся высокая стоимость жизни, неравенство доходов, потеря актуальности многих профессий, снижение общего уровня рождаемости, стремительное старение населения и общее давление на людей, которые стремятся соответствовать современным тенденциям.

Год назад премьер-министр Лоуренс Вонг на митинге в честь дня независимости заявил о планах по «серьёзной перезагрузке» нескольких направлений внутренней политики. Им были инициированы значительные социальные преобразования: выплаты по безработице, предоставление жилья для одиноких граждан, а также увеличение декретного отпуска для родителей. Все нововведения стали настоящим благом, особенно для людей в возрасте от 30 до 40 лет. Будем надеяться, что благодаря уже принятым и будущим мерам, какие-то глобальные внутренние проблемы потихоньку будут сходить на нет.

– Есть ли в опыте Сингапура универсальные элементы, применимые для других стран, стремящихся к быстрой модернизации? Или это абсолютно уникальный коктейль из факторов, который невозможно воспроизвести в других государствах?

– Как мне кажется, Сингапур – это, действительно, уникальный пример многих факторов, сложившихся воедино. Как разноцветные стеклышки в калейдоскопе никогда не складываются в один узор, так и наличие схожих и даже идентичных факторов развития не может гарантировать тот же результат. Главный фактор здесь – рука, которая крутит калейдоскоп: первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, и, конечно, его наследие – правящая Партия народного действия. Было ли возможно «сингапурское чудо» без этого фактора, мой ответ – нет.

Юлия Рождественская
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
20.08.2025
Важное

Южная Африка объявила о планах подать заявку на проведение Олимпийских игр.

14.11.2025 13:00:00

Мексика взвинтила тарифы на импортный сахар, защищая собственного производителя.

14.11.2025 09:00:00
Другие Интервью

Интервью с директором Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денисом Денисовым.

Интервью с номинантом Литературной премии БРИКС – египетской писательницей Сальвой Бакр.

Интервью с президентом Ассоциации писателей Эфиопии Абере Адаму.

Интервью с основателем Африканского центра стратегических исследований и международных отношений (CASRI) Додо Боху Жан Мари.