- В чем особенности современного африканского градостроительства?
- Африканский город не является продолжением деревни. Напротив, он — результат разрыва связи с природой. Города в Африке были построены по западной модели: из бетона, металла и стекла. На протяжении долгого времени люди приезжали сюда на работу, а вечером возвращались обратно в деревню — место, в котором жила их семья и протекала социальная жизнь общины и которое являлось частью окружающей его природной экосистемы.
В ближайшие годы численность городского населения Африки должна утроиться. Для того чтобы город стал более приятным и спокойным местом для жизни, ему необходимо восстановить связь с природой, опираясь на опыт наших предков. Традиционные поселения, при возведении которых нужно было учитывать особенности местности, позволяли человеку поддерживать более органичные отношения с природой.
Однако речь идет не о карикатурной имитации традиционной африканской архитектуры или простом копировании деревенской модели. Решение заключается не в воспроизведении старого, а в использовании местных ресурсов и сочетании их с новейшими технологиями.
- Возможно ли совместить традиции и новые технологии?
- Да, это возможно, если задействовать африканские кадры на местах. Сегодня в моде «умные» города, так называемые smart cities, в основе которых лежат технологии, разработанные в Силиконовой долине в Калифорнии. Однако работающие там инженеры не знакомы с нашими реалиями.
Именно поэтому я предлагаю создать в африканских деревнях инновационные лаборатории, которые я бы назвал «центрами приобщения», — то есть открытые для всех площадки, где представители молодого поколения могли бы обучаться цифровым технологиям и вместе работать над проектами. Это позволило бы молодежи, живущей в одной среде, лучше понять современный контекст и проблематику и проектировать африканские города, более адаптированные к нуждам жителей и к окружающей природе.
- Каково ваше определение устойчивой архитектуры?
- Мне кажется, что в этом понятии ощущается слишком сильное влияние современного западного видения. Многие люди путают устойчивое с долговечным или прочным. Устойчивость заключается не только в применении износостойких материалов, но в первую очередь в строительстве сооружений, которые можно восстанавливать бесконечно.
Если рассматривать традиционные африканские строительные материалы, например землебит, исключительно с точки зрения их долговечности, то срок их службы, без сомнения, ограничен. Однако землебитный дом или мечеть и не должны простоять вечно. Каждый год местные жители собираются и заново штукатурят эти строения. Такая практика также способствует сплочению местной общины. Это повод для праздников и больших торжеств, когда между жителями деревни формируется чувство общности.
- Почему вы почувствовали необходимость в дополнение к архитектуре изучать антропологию?
- Архитектура — это своего рода проекция, материальное выражение того, каким мы представляем себе общество. В коллективном сознании небольшого количества глины и соломы уже достаточно, чтобы построить африканское жилище. Но подобное видение ориентировано лишь на внешний вид строений. Чтобы понять, как устроена жизнь их обитателей, требуется разобраться в структуре социальной организации. Антропологии должно отводиться большее место в изучении архитектуры. Это позволило бы учесть реалии на местах и избежать многих ошибок.
В иллюстрации использовано изображения автора faisalovers (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото автора Erik Kristensen (CC BY-SA 2.0) с сайтаhttps://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=993587
Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.
Из-за глобального потепления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна почти не останется банановых плантаций.
Интервью с президентом Российского книжного союза Сергеем Степашиным.
Интервью с академиком Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Игорем Марининым.
Интервью с руководителем Международного патриотического проекта «Мы победили ВМЕСТЕ», мастером спорта международного класса по парашютному спорту Сергеем Инсаровым.
Интервью с художником Гарри Зухом.