«Когда едешь за вдохновением, расстояние не имеет значения»

«Когда едешь за вдохновением, расстояние не имеет значения»

Бразильский театр O QUE DE QUE принял участие в VII Международном фестивале кукольников «В гостях у Арлекина». На суд жюри создатель творческого коллектива и исполнитель главной роли Родриго Андраде представил постановку «Где мой нос?» - историю о клоуне, потерявшем свой главный атрибут. В интервью «За рубежом» Родриго рассказал о том, как возникла идея сыграть моноспектакль, насколько популярно театральное искусство в Бразилии, а также о том, легко ли получить поддержку тем, кто создает подобные проекты.


- Родриго, вас уже можно назвать постоянным участником фестиваля кукольников «В гостях у Арлекина». Этот приезд для вас уже третий по счету?

- Да, для меня это знаковый фестиваль. В 2017 году я впервые попал «В гости к Арлекину», и это буквально перевернуло мою карьеру: из актера-кукольника я буквально превратился в мастера. В Бразилии я основал культурный центр, в котором обучаю молодых людей создавать куклы в разных техниках, учу с ними обращаться и ими управлять. Теперь у меня есть еще и музей, в котором представлены куклы, сделанные мной и подаренные друзьями. Их я показываю бразильским детям и таким образом влюбляю школьников в наше искусство.


- Значит, в этот раз вопрос, ехать или нет, даже не обсуждался?


- Нет! (смеется) Единственный вопрос, который возник после приглашения, — это какой спектакль я могу быстро подготовить. «Где мой нос?» - обновленная версия моего первого спектакля, созданного в 2010 году. Эту историю про клоуна, который потерял свой нос, я знаю с детства. Ее мне рассказывала мама, сам я ее очень любил и часто пересказывал. И когда я сделал по этой сказке спектакль, я как будто воплотил мечту. Мы по сей день играем его в Бразилии, но с тремя актерами и используем большие куклы - ими управляют мои коллеги. Я же исполняю только роль Клоуна. То есть, по сути, к Омскому фестивалю у нас было все: музыкальное оформление, сценарий и действия на сцене. Поработать предстояло над куклами, чтобы они уместились в багаже. За два месяца это получилось. В Омске, управляя куклами, я, конечно, немного волновался. Но все прошло успешно, и я могу сказать, что моя детская мечта воплотилась и здесь.


- За почти 13 тысяч километров от дома?


- Расстояние больше не имеет значения. Я же сюда еду за вдохновением. Даже за сжатые сроки я стараюсь посмотреть как можно больше спектаклей коллег, чтобы увидеть, какие куклы они используют, как ими управляют, какие применяют спецэффекты, как играют светом и музыкой. Это все я, конечно, не буду копировать, но некоторые идеи, некоторую технику я взял на заметку и буду использовать в своих постановках. К сожалению, все спектакли я не увидел, так как параллельно вел подготовку к собственному фестивалю в Бразилии, он стартует буквально сразу после моего возвращения на родину, но примерно половину уже посмотрел. Особенно понравились работы омского театра «Кот и Мурлик», казанского театра «Shurale: новая фантазия» с участием профессиональной балерины и, конечно, легендарный спектакль театра имени Образцова «Турандот».



- Расскажите о театральной жизни в Бразилии. Много ли в стране кукольных театров?


- В нашей культуре есть традиционные кукольные персонажи, подобные русскому Петрушке или французскому Гиньолю. Уличные представления распространены на северо-востоке страны, но театров в привычном для вас понимании в Бразилии нет, как и нет специальных вузов или школ, которые обучали бы искусству кукловождения. Поэтому многие кукольники – это самоучки-энтузиасты. Нам и доступно заимствовать чей-то опыт, подсматривать и использовать его, трансформируя в своё творчество. Что касается меня, мечты стать кукольником у меня не было. В 2000 году я попал на прослушивание в одну большую театральную компанию, фанатом которой был. Я думал, они просто будут давать мастер-класс. Оказалось, что это был кастинг. Из 80 человек они выбрали всего двоих, одним из них был я. Я провёл в этой компании 10 лет и набрался опыта. Потом к 2015 году понял, что могу работать самостоятельно.


- Российским журналистам вы рассказывали, что после первого участия в омском фестивале кукольников вы получили финансовую поддержку от правительства Сан-Паулу. Как сейчас с этим обстоят дела?


- В Бразилии вообще с этим все довольно сложно. Честно говоря, помощи практически нет. Иногда разыгрывают гранты, можно подать заявку, но из 1000 участников только 30 получат финансирование. К счастью, мне это иногда удается. К слову, в этом году я в третий раз организую собственный фестиваль кукольников. Для нашего города это довольно престижное мероприятие, и, благодаря партнерскому соглашению с муниципалитетом, гостями форума станут актеры из Польши, Германии и Чили.


- А зрители, сами бразильцы, любят постановки кукольных театров?


- Такого числа зрителей, как в российских театрах, у нас, конечно, нет. Мы в основном играем на открытых площадках в парках и на городских улицах. Так что каждое представление собирает 50-100 человек. Я очень люблю российскую публику, здесь всегда очень тепло встречают. Но и в России, и дома у меня есть любимейшая аудитория - это дети. Для них мне легче выкладываться на сто процентов, поскольку обратная энергетика захлестывает.



- Через два года вас вновь будут ждать в Омске на следующем фестивале. Приедете?


- Обязательно, но нужно серьезно подумать, с какой постановкой. Дело в том, что мои коллеги-бразильцы тоже хотят побывать в Омске. Вообще Бразилия по культурным аспектам сейчас все же ближе к Америке, и нам вкладывают в голову, что россияне жестокие, суровые и тому подобное. Но я-то знаю другое: это добросердечные, внимательные, гостеприимные и заботливые люди. Моим рассказам бразильцы удивляются, я показываю фотографии, любительское видео из поездок, и они загораются желанием побывать в вашей стране. Кстати, в этот раз я приехал не один - со мной моя девушка Кристина и коллега-актриса Зенайде, которая отвечала за звуковое сопровождение спектакля. Они первые, кого я впечатлил своими рассказами о России и россиянах. Обе, кстати, уже покорены теплым приемом. И отмечают, что здесь даже лучше, чем в моих рассказах.


Анна Кокорина

В иллюстрации использовано изображение автора Maxim Kulikov (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/

11.10.2023
Важное

Во Франции подвели  итоги международного кинофестиваля.

27.05.2024 13:00:00

На аукционе в Новой Зеландии перо вымершей птицы гуйя продали почти за 28,5 тысячи долларов.

27.05.2024 09:00:00

Чип внедрят в мозг ещё одного пациента.

26.05.2024 13:00:00
Другие Интервью

Интервью с научным сотрудником Института США и Канады РАН Александрой Филиппенко

 



Интервью с членом-корреспондентом РАН, директором Института всеобщей истории  Михаилом Липкиным.

Интервью с доктором экономических наук, членом-корреспондентом Российской академии наук Ольгой Буториной.

Интервью с доктором политических наук, руководителем центра политологии и политической социологии ИВ РАН Александром Железняковым.