HOYOVERSE, ИЗВЕСТНАЯ СВОИМИ АНИМЕ-ИГРАМИ ВРОДЕ GENSHIN IMPACT, ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО — ВИРТУАЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ НА БАЗЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Китайская игровая индустрия долгое время оставалась невидимкой на Западе, пока Genshin Impact не сломала стереотипы и не превратила студию HoYoverse в миллиардного гиганта. Но как удержаться на вершине, когда аниме-формула уже не приносит былых доходов, а конкуренция растёт? Один из основателей компании, миллиардер Цай Хаоюй, ищет ответ в будущем, точнее, в Калифорнии, где развивает стартап по созданию игр с генерацией ИИ-контента. «За рубежом» представляет перевод аналитической статьи Сесилии Д'Анастасио для издания Bloomberg, в которой она исследует, как HoYoverse пытается выйти за пределы «милых аватарок» и захватить новый цифровой рубеж, пока другие ещё только задумываются об этом.
На протяжении десятилетий китайские видеоигры и американские геймеры словно существовали в параллельных мирах. Аудитория
США охотно принимала самые разные странные и необычные проекты — от финских
Angry Birds до японских
Pokémon, — но упорно обходила стороной всё, что было
Made in China.
Так было до тех пор, пока пять лет назад не вышла
Genshin Impact — игра с двумя десятками бойких аниме-персонажей, сражающихся с монстрами и выполняющих квесты. Проект компании
HoYoverse мгновенно стал хитом и, по данным
Sensor Tower, принес компании около 6,2 миллиарда долларов за счёт продажи «токенов» - внутриигровых «шансов», позволяющих получить редких бойцов и магическое оружие.
HoYoverse (международный бренд шанхайской
Mihoyo Co.) добилась беспрецедентного успеха в жанре фэнтези-игр с аниме-стилистикой. За
Genshin Impact последовали
Honkai:
Star Rail и в 2024 году
Zenless Zone Zero. По оценке
Sensor Tower, эта троица принесла компании более 8,4 миллиарда долларов, и это только от пользователей, которые установили игру на мобильные устройства.
Однако в последнее время проекты начали «каннибализировать» друг друга: с выходом каждой новой части аудитория переключалась на свежий проект, а доходы от предыдущего за два следующих квартала сокращались почти вдвое.
По данным
Niko Partners, в 2024 году выручка компании сократилась на 23 %, составив 4,7 миллиарда долларов. Дефицит свежих идей стал острым как никогда. И стало понятно, что у
HoYoverse не получится сделать следующий шаг на пути к росту, полагаясь лишь на миловидных героев и продажу жетонов для внутриигровых лотерей.
Один из основателей компании и почти 40-летний миллиардер
Цай Хаоюй отошёл от оперативного управления
HoYoverse, как раз чтобы найти тот «философский камень», способный подарить его бизнесу вечную жизнь.
Он переключился на новый проект — стартап в области искусственного интеллекта
Anuttacon, базирующийся в
Калифорнии. Компания разрабатывает интерактивные медиа нового типа с использованием передовых технологий.
Этот шаг, сделанный в конце 2023 года, был представлен как способ
«адаптироваться к будущим потребностям компании», хотя представитель
HoYoverse заявил
Bloomberg News, что проекты не связаны друг с другом. Но если верить анализу
LinkedIn,
Цай привлёк в
Anuttacon около дюжины бывших сотрудников
HoYoverse.
Первый проект — космическая видеоигра, в которой игроки будут взаимодействовать с милой девушкой, чьи реплики будут генерироваться искусственным интеллектом.
Слоган
HoYoverse —
«техноотаку спасают мир» — отсылает к японскому сленгу, обозначающему страстных поклонников аниме (Отаку — термин, обозначающий преданных поклонников аниме, манги и японской поп-культуры, часто увлекающихся соответствующими играми и коллекционированием связанной с ними атрибутики — прим. ред.). В компании искренне верят, что любые, даже самые сложные вызовы будущего можно преодолеть с помощью технологий. Например, материнская компания
Mihoyo инвестирует не только в игровую индустрию, но и в ядерный синтез, ракетостроение и интерфейсы мозг - компьютер. Даже в документах для внутреннего пользования прописана амбициозная цель — создать к 2030 году виртуальный мир, который будет «реальнее реальности».
HoYoverse сравнивает себя с
Apple и
SpaceX Илона Маска и утверждает:
«Мы никогда не были чисто игровой компанией».
Но тут компания немного лукавит, потому что расцвет ее начался именно с игр. Для своих проектов HoYoverse активно переманивала топ-разработчиков из западных студий вроде Ubisoft и Electronic Arts. По словам нынешних и бывших сотрудников, сейчас HoYoverse окучивает новое поле - работает над играми с открытым миром и симуляторами фермы.
Такой неожиданный поворот — это попытка выйти за пределы нишевого аниме-RPG (Role-Playing Game, «ролевая игра» — жанр игр, где игрок управляет персонажем/партией, развивая их характеристики, навыки и сюжетную линию через исследование мира, квесты и бои — прим. ред.) и охватить более широкую аудиторию. Но в то же время это рискованный шаг, учитывая стагнацию индустрии: рост доходов замедляется, хитов становится всё меньше, а затраты всё выше.
Представитель компании отказался комментировать материал, заявив лишь, что он содержит «несколько неточностей и неподтверждённых утверждений», не уточнив, каких именно.
ПУТЬ В ТЫСЯЧУ ЛИ НАЧАЛСЯ С FLASH-ИГР
Цай Хаоюй начал делать игры еще будучи студентом
Шанхайского университета Цзяотун. Он создавал простенькие Flash-игры по мотивам культового аниме
Neon Genesis Evangelion.
В 2011 году юноша объединил усилия с однокурсниками
Лю Вэем и
Ло Юхао — так в студенческом общежитии появилась аббревиатура
MiHoYo. Название расшифровывалось как «mobile internet» (Mi), а H и Y — первые буквы имён
Хаоюй и
Юхао. В 2022 году бренд сменил название на
HoYoverse.
«Многие китайские игровые студии, основанные в середине 2010-х, выросли на подобных играх. И они хотели вывести эти идеи в мейнстрим», - объясняет
Дэниел Ахмад, директор по исследованиям в
Niko Partners.
Сегодня аниме переживает глобальный бум — из нишевого увлечения оно превратилось в массовое явление. Даже рэп-звезда
Megan Thee Stallion признался в любви к этому жанру.
По данным опроса Polygon, проведённого среди более чем 4 тысяч человек из поколения Z, 42 % американцев этой возрастной группы смотрят аниме каждую неделю.
В одном из старых видео (еще от 2011 года)
Лю Вэй рассказывал инвесторам о проекте с «милыми, сладкими, кавайными девочками», с энтузиазмом объясняя, почему он будет востребован:
«У отаку есть сильная внутренняя потребность общаться с девушками, но они боятся действовать. Они одиноки и изолированы. Наши виртуальные героини — это способ удовлетворить такие потребности».
Поэтому
HoYoverse годами выпускала игры в этом духе и получала миллионы загрузок, награды и инвестиции.
СТАВКА НА МОЛОДОСТЬ И ОТАКУ
Китайский рынок видеоигр долгое время был ареной для мобильных проектов, которые побуждают игроков постоянно совершать небольшие внутриигровые покупки. В основе этих игр лежит механика гачи — модель монетизации, особенно популярная в
Японии. Суть её в том, что пользователи покупают внутриигровую валюту (кристаллы, золотые монеты, волшебные ключи и т. д.), чтобы получить случайные награды: новых персонажей, редкие предметы или улучшения. На
Западе подобную систему часто критикуют, считая её агрессивной и эксплуататорской по отношению к игрокам. Появилось даже обидное определение для подобных игр - «донатная помойка».
Кроме того, за китайскими разработчиками тянулся шлейф дурной славы как копировальщиков западных хитов, причём они иногда выпускали клоны ещё до релиза оригиналов.
Так что неудивительно, что, когда в 2020 году вышел
Genshin Impact, игра сразу же оказалась под перекрёстным огнём критики. Однако, вопреки ожиданиям, она совершила то, что до этого не удавалось ни одному китайскому проекту, — завоевала огромную популярность в
США.
Ролевая игра в аниме-стиле вдохновлялась эстетикой
The Legend of Zelda: Breath of the Wild (2017), заимствовала систему случайных событий у
Grand Theft Auto и выстраивала квесты в духе
Skyrim от
Bethesda — об этом говорится в исследовании
Game Grapes. Для западных игроков
Genshin оказалась одновременно знакомой и свежей. Милые харизматичные герои привлекли миллионы геймеров, застрявших дома во время пандемии, а качественный геймплей заставлял то и дело возвращаться в этот красивый виртуальный мир.
Раз в шесть недель в игре появляются новые персонажи — будь то пышногрудая пиратка или загадочный принц. Игроки тратят реальные деньги, чтобы попытаться их заполучить. Игра бесплатная, но вовлечённость в волшебную вселенную и эмоциональная привязанность к героям провоцируют пользователей тратить всё больше, чтобы пополнить коллекцию виртуальных «друзей» с уникальными боевыми стилями.
По данным аналитиков
Game Grapes, за четыре года работы над
Genshin Impact команда
HoYoverse увеличилась вдвое — с 500 до более чем 1000 сотрудников. Бюджет разработки составил около $100 миллионов, что существенно меньше, чем у крупнобюджетных проектов западных студий. Несмотря на это, игра полностью окупилась всего за две недели. Уже в октябре 2020 года, спустя месяц после релиза,
Genshin Impact возглавил мировой рейтинг мобильных игр по доходам. Весь процесс создания игры курировал лично основатель
HoYoverse —
Цай Хаоюй.
Успех
Genshin Impact вызвал настоящий ажиотаж среди начинающих китайских геймдизайнеров, они начали массово подавать заявки на трудоустройство в
HoYoverse. Как свидетельствуют внутренние документы и отзывы сотрудников, компания делает ставку на вчерашних выпускников вузов. Руководство уверено, что именно они лучше всего понимают запросы современной игровой аудитории.
Корпоративная культура
HoYoverse отличается своеобразной атмосферой «школьного духа»: коллеги называют друг друга «одноклассниками», а задержки в офисе до позднего вечера стали здесь привычной практикой. Особенно это касается главного офиса компании в Шанхае, где кипит основная работа над проектами.
ВСЕ НОВОЕ — ХОРОШО РАСКРУЧЕННОЕ СТАРОЕ
Следующие две игры
HoYoverse стали вариациями на тему
Genshin Impact, но с новыми акцентами. Как рассказал ведущий геймдизайнер
Чэннань Ань на конференции
GDC в
Сан-
Франциско в марте,
Honkai:
Star Rail сделала ставку на ещё более проработанных персонажей — количество полигонов у аниме-героев увеличилось с 10 000 до 40 000.
«У наших героев теперь более четко прописаны черты характера, что усиливает эмоциональную связь с игроками», — пояснил он.
И
Honkai, и
Zenless Zone Zero часто сравнивают с японской серией
Persona — и не зря. На аниме-фестивале в
Нью-
Йорке в конце прошлого года можно было встретить толпы косплееров, перевоплотившихся в героев этих игр.
Скриншот из игры Honkai: Star Rail
«Им удалось достичь качества, которого мы раньше не видели на мобилках — и не только из Китая, а в принципе, — сказал в интервью в марте
Хавьер Феррейра,
CEO компании
Scopely (создатели Monopoly Go!). —
Они двигают экосистему вперёд».
Сейчас HoYoverse насчитывает более 6000 сотрудников — в Китае, Сингапуре, Северной Америке и других регионах.
Но стратегия компании вызывает и критику.
«Они берут проверенную экономическую модель и накрывают её слоем узнаваемой эстетики. Genshin — это, по сути, Zelda. Zenless Zone Zero — Persona, — считает
Роберт Уинн, CЕO
Rising Tide Studios. —
Они настолько точно просчитали поведение игроков, что знают, чего ты хочешь и когда. Словно экономисты и психологи делают игры».
ПОИСК НОВЫХ ПУТЕЙ
Аналитики относят
HoYoverse к топ-10 игровых издателей мира, но считают, что для дальнейшего роста компании нужно выйти за пределы привычного жанра. Аудитория аниме-RPG, возможно, уже достигла своего пика. В играх компании уже появляются признаки будущих экспериментов: в тизере новой игры из вселенной Honkai, возможно, появится механика, напоминающая
Pokémon — с поимкой и развитием существ.
Однако, как сообщают два инсайдера, близких к
HoYoverse, последний релиз компании —
Zenless Zone Zero — показал результаты ниже ожиданий. Согласно данным
Sensor Tower, за первый квартал после запуска игра принесла менее 50 % от доходов, которые демонстрировали предыдущие проекты студии в аналогичный период после релиза.
«Они столкнулись с каннибализацией», — поясняет аналитик
Sensor Tower Сэм Оун. —
Релиз Zenless Zone Zero показывает, что рынок аниме-RPG, возможно, уже перенасыщен».
Скриншот из игры Zenless Zone Zero
HoYoverse постепенно выходит за привычные рамки аниме-стилистики, сознательно идя на творческий риск. Как признался на условиях анонимности один из действующих сотрудников компании, этот стратегический поворот вызывает немало внутренних дискуссий.
Официальный сайт вакансий компании косвенно подтверждает ее амбиции — среди открытых позиций фигурирует разработка шутера, что означает радикальный отход от традиционных для студии аниме-ролевых игр.
Однако смена курса даётся крайне непросто. Разработка амбициозной игры с открытым миром, для которой HoYoverse нанимала звёзд из западных студий, перезапускалась как минимум дважды, утверждают два сотрудника компании.
Игра под кодовым названием
Shanghai, вдохновлённая серией
Grand Theft Auto, позиционируется как самый масштабный проект студии на сегодняшний день — по заявлениям разработчиков, он превзойдёт даже
Genshin Impact. Руководит разработкой, как и прежде, лично основатель компании
Цай Хаоюй.
Однако расширение сопровождается организационными сложностями. По свидетельствам нынешних и бывших сотрудников, проблемы с координацией между разными часовыми поясами привели к сокращению части американского персонала.
К тому же рискованный стратегический переход
HoYoverse к новому этапу развития происходит в непростой период для индустрии — на рынке сейчас царит неопределённость по поводу будущего игр и стремительного развития ИИ-технологий, меняющих традиционные подходы к их созданию.
Внутренние материалы компании раскрывают ее амбициозное видение: концепцию игр, где контент будет генерироваться искусственным интеллектом по запросу игроков — своеобразный синтез платформы
Roblox с продвинутыми 3D-возможностями. Проект
Anuttacon, инициированный
Цай Хаоюем, стал первым практическим воплощением этой идеи.
«Эта технология откроет путь к созданию принципиально новых, умных и захватывающих виртуальных вселенных», — утверждается на официальном сайте компании.
Финансовые возможности для таких инноваций у основателя HoYoverse действительно впечатляющие: по данным индекса миллиардеров Bloomberg, состояние Цая оценивается в $7,9 млрд, основная часть которого приходится на его 41-процентную долю в Mihoyo.
В авангарде амбициозного проекта
Anuttacon стоят ведущие технические специалисты: 25-летний ветеран
Microsoft Research Asia Синь Тун занимает пост исследовательского менеджера, а основатель стартапа
Сяоцзянь Ву, имеющий богатый опыт работы с ИИ в
Microsoft и
Meta*, возглавляет команду разработки языковых моделей.
Однако анонс тестовой версии космической игры
Whispers from the Star с ИИ-генерацией контента был встречен игровым сообществом без ожидаемого энтузиазма. Многие игроки высказали опасения, что без творческого участия человека качество контента упадет, а хорошие разработчики останутся без работы.
HoYoverse подверглось серьезной критике, когда уволила актёров озвучивания за то, что они выступили против ИИ-аналогов.
Цай не стал отрицать эту проблему:
«Пожалуй, нам стоит подумать о смене профессии», — написал он в посте на
LinkedIn, обсуждая влияние ИИ на игровую индустрию.
Скриншот из игры Zenless Zone Zero
Но несмотря на риски, подушка безопасности у
HoYoverse есть и она весьма мягкая. Во-первых, компанию как «лидера в области ПО» поддерживает китайское правительство. Во-вторых, индустрия в целом смещается на Восток: западные студии сокращаются и закрываются, а
Китай становится новым центром притяжения талантов. И
HoYoverse активно следует этой тенденции, активно набирая разработчиков из крупных западных студий вроде
EA.
Согласно анализу вакансий от
Амир Сатвата, директора по развитию в
Tencent, в
Азии сейчас находятся более трети всех открытых позиций в игровой индустрии. И это неудивительно:
Китай — крупнейший рынок видеоигр в мире, по прогнозам
Niko Partners, в 2025 году он принесёт 50 млрд долларов выручки.
HoYoverse не просто чувствует себя уверенно на этой территории — она думает и о покорении других миров. Чтобы это стало возможным, ей предстоит снова зажечь ту искру, которая когда-то вывела компанию из студенческого общежития в лидеры мировой игровой индустрии.
Перевод Марии Седневой
*Компания Meta признана экстремистской организацией, деятельность которой запрещена в РФ
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney