«Вступив в БРИКС, Индонезия подтвердила свой статус primus inter pares»

«Вступив в БРИКС, Индонезия подтвердила свой статус primus inter pares»

6 января 2025 г. Индонезия стала полноправным участником БРИКС. Представители российской дипломатии не раз говорили, что объединение заинтересовано в этой стране: она является одной из крупнейших экономик Азии. И хотя это событие стало своего рода сенсацией, присоединение к блоку было вполне закономерным: сегодня Индонезия стремится к многовекторной внешней политике, активно развивает торговлю с Россией, Китаем и Индией, а также рассматривает создание зоны свободной торговли с ЕАЭС. К тому же Индонезия заинтересована в финансовых платформах БРИКС и снижении долларовой зависимости через расчеты в национальных валютах. Как вступление азиатской страны укрепит позиции БРИКС на мировой арене и может ли повлиять на отношения с западными странами – на эти и многие другие вопросы изданию «За рубежом» ответила директор Центра АСЕАН Екатерина Колдунова.


– Почему Индонезия решила вступить в БРИКС именно сейчас? Какие причины стояли за этим решением?

– Вступление Индонезии в БРИКС стало международно-политической сенсацией начала года. Согласно заявлению нынешнего председателя объединения – Бразилии – оно было одобрено еще на саммите в Йоханнесбурге (ЮАР) в 2023 г., однако официально о присоединении Индонезии к БРИКС объявили только 6 января 2025 г.

Это решение, по-видимому, было обусловлено комплексом причин. Среди них стоит отметить структурные и более конъюнктурные. В числе первых – стремление Индонезии к укреплению взаимодействия с другими растущими экономиками и со странами Глобального Юга, одним из лидеров которого Индонезия видит себя еще со времен Бандунгской конференции стран Азии и Африки (70-летний юбилей которой, кстати, отмечается в этом году). Стоит, однако, отметить, что до недавнего времени во внешней политике Индонезии существовало не так уж много действенных механизмов взаимодействия со странами Глобального Юга. Необходимо принять во внимание и тот факт, что в БРИКС уже не один год ведется очень серьезная работа по разработке новых инвестиционных и финансово-расчетных механизмов, и Индонезии не хотелось бы остаться в стороне от них тогда, когда ситуация в мировой экономике становится все менее предсказуемой. Заинтересована Индонезия и в доступе к ресурсам Нового банка развития БРИКС.

Среди более конъюнктурных причин – амбиции нынешнего президента Прабово Субианто и его стремление к проактивной и многовекторной внешней политике. В саммите БРИКС в Йоханнесбурге принимал участие его предшественник, Джоко Видодо, но об официальном присоединении было объявлено именно тогда, когда Прабово Субианто полностью вступил в должность. Существует мнение, что Джоко Видодо в период своего правления, получив приглашение в БРИКС, приостановил процесс присоединения из-за внутриполитических разногласий в стране по этому вопросу. По-видимому, вступление в БРИКС во многом является личным внешнеполитическим проектом Прабово Субианто.

– Почему Индонезию приняли в качестве полноправного члена? Сегодня это уже не такое частое явление, ведь среди самих участников БРИКС идут дискуссии: а необходимо ли блоку расширяться? Некоторым странам, таким как Никарагуа и Венесуэла, вообще отказали даже в статусе стран-партнеров. Индонезия же при этом получила членство. Почему?

– Индонезия – это крупнейшее государство Юго-Восточной Азии по многим параметрам: численности населения (более 270 млн человек, по оценочным данным, сейчас, и к 2030 г. этот показатель может достигнуть 300 млн), территории, экономическому потенциалу и политической роли в регионе. В прошлом году рост экономики Индонезии составил 5 % и, скорее всего, сохранится на высоком уровне и в этом году.

До недавнего времени Юго-Восточная Азия как регион в принципе не была представлена в объединении БРИКС. Если исходить из того, что одной из задач БРИКС является консолидация стран незападного мира, часто называемого теперь мировым большинством, то отсутствие представительства Юго-Восточной Азии в БРИКС следовало бы воспринимать как аномалию.

Юго-Восточная Азия – это политически и экономически динамичный регион, развивающий собственный интеграционный проект – Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). АСЕАН играет значимую роль не только для стран Юго-Восточной Азии. Благодаря сети так называемых АСЕАН-центричных многосторонних организаций (Региональный форум АСЕАН по безопасности, Восточноазиатский саммит, Совещание министров обороны стран АСЕАН с диалоговыми партнерами) это еще и значимая сила во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индонезия исторически представляет собой одно из ведущих государств региона. Это одна из стран – основательниц АСЕАН, без участия которой несостоятельными оказывались все предыдущие попытки создания региональных организаций. Индонезия также имеет свою глобальную повестку благодаря участию в «Большой двадцатке» и различным международным инициативам. При всем уважении, другие упомянутые в вопросе страны несопоставимы в этом плане с Индонезией.

– Какие преимущества получит Индонезия от членства в БРИКС? Как это повлияет на её экономику и внешнюю политику?

– Нам еще только предстоит понять, как будет трансформироваться индонезийская внешняя политика под влиянием фактора БРИКС. Однако уже сейчас можно предположить, что Индонезия, во-первых, сможет подключиться ко всем процессам функционального сотрудничества, уже достаточно развитого в рамках объединения (от научно-образовательного взаимодействия до сотрудничества правоохранительных органов). Во-вторых, она сможет предложить БРИКС новые элементы повестки дня, связанные с интересами и чаяниями Индонезии, а возможно, и всего региона Юго-Восточной Азии. В целом, помимо членства в «Большой двадцатке», Индонезия получает доступ к еще одной площадке глобального уровня. Это несомненный шаг вперед на пути к более артикулированной глобальной роли страны.

Членство в БРИКС расширяет возможности Индонезии реализовывать политику балансирования между крупнейшими международными игроками (в первую очередь США и Китаем), используя членство в БРИКС. Что же касается экономических дивидендов, то представляется, что они будут напрямую зависеть от степени успешности экономического сотрудничества в рамках всего объединения.

– Как вступление Индонезии укрепит позиции БРИКС на мировой арене?

– Со вступлением Индонезии в БРИКС объединение не просто наращивает свой глобальный охват, а становится структурой, включающей ключевые страны всех незападных регионов мира. По сути, теперь это формат взаимодействия государств, имеющих значимый региональный вес и глобальные интересы.

Вступление Индонезии в БРИКС – это также важное репутационное приобретение, свидетельствующее о том, что все больше растущих экономик выбирают позитивную повестку многостороннего сотрудничества и сетевое взаимодействие вне международных институтов, контролируемых коллективным Западом.

– Как вступление Индонезии в БРИКС изменит баланс сил в Юго-Восточной Азии?

– Индонезия, повторюсь, – это ключевое государство в Юго-Восточной Азии, и в этом плане ее вступление в БРИКС только подтверждает этот статус. В ходе российского председательства в объединении в 2024 году статус стран-партнеров получили Малайзия и Таиланд. В различных мероприятиях и встречах БРИКС принимали участие также Вьетнам и Лаос. Вероятно, не в последнюю очередь решение о вступлении в БРИКС принималось Индонезией с учетом позиции и заинтересованности других стран региона. Таким образом, Индонезия просто подтвердила свой статус primus inter pares.

– Может ли вступление Индонезии в БРИКС повлиять на ее отношения с западными партнерами?

– Вступление в БРИКС в качестве полноценного участника, конечно, посылает достаточно четкий сигнал западным партнерам Индонезии – прежде всего США, но также и ЕС, торгово-экономические отношения с которым в последние годы были омрачены рядом несправедливых, с точки зрения Индонезии, ограничений. Так, например, в 2019 г. в ЕС было принято решение о том, что дизельное топливо на основе пальмового масла (а пальмовое масло является ведущей статьей экспорта Индонезии) не может рассматриваться как биотопливо, поскольку производство пальмового масла связано с вырубкой лесов. В 2024 г. в ЕС был принят регламент о том, что импортеры пальмового масла должны будут доказывать, что приобретаемый ими товар не был произведен в результате уничтожения лесных массивов. В результате Индонезия была вынуждена обратиться в ВТО для разрешения спора с ЕС. ВТО не встала полностью на сторону Индонезии, однако выявила нарушения в процессе имплементации решений ЕС, которые действительно дискриминировали именно индонезийскую сторону.

Участие в БРИКС, возможно, повлияет и на отношения Индонезии с США. Однако стоит отметить, что БРИКС пока остается скорее площадкой для диалога и не имеет механизмов принятия обязывающих для ее участников решений, поэтому оставляет существенную свободу рук, что не может не импонировать многим странам незападного мира.

– Как членство в БРИКС повлияет на позиции Индонезии в ООН, МВФ и других международных организациях?

– Участие в БРИКС поможет Индонезии упрочить свой статус и в других международных институтах, включая ООН. Однако в данном случае речь может идти скорее о символическом капитале.

В случае же с МВФ стоит отметить, что одним из начальных посылов БРИКС было как раз стремление к созданию параллельных западным страховочных инструментов на случай финансовой турбулентности. Среди них – Пул условных валютных резервов БРИКС, составлявший на момент образования 100 млрд долларов США. В случае возникновения финансовых проблем пять стран БРИКС (Китай, Россия, Индия, Бразилия, ЮАР) обязались оказывать взаимную помощь путем предоставления займов из данного пула. На саммите БРИКС в Казани в октябре 2024 г. было принято решение о совершенствовании этого механизма, в том числе путем использования других валют. Одним из интересных перспективных вопросов, таким образом, является вопрос о том, в каком формате и на каких условиях новые страны – участницы БРИКС, включая Индонезию, будут подключаться к этому механизму.

– Чем Индонезия интересна России? Что наша страна может экспортировать/импортировать? В каких сферах нам интересно сотрудничать с Индонезией?

– В этом году Россия и Индонезия отмечают 75-летие установления дипломатических отношений. Уже на протяжении более пяти лет страны обсуждают переход к формату стратегического партнерства, объявление которого ожидалось еще при подготовке к предыдущему юбилею. Однако в 2020 г. этого не произошло по ряду причин. Пандемия короновируса нового типа прервала прямые контакты, а затем санкции, введенные США в отношении России, поставили под вопрос значимые проекты военно-технического сотрудничества наших стран.

Сейчас же дискуссии о стратегическом партнерстве возобновились. С 2023 г. Индонезия и ЕАЭС, одним из ведущих государств которого является Россия, обсуждают соглашение о зоне свободной торговли. Индонезия заинтересована в российских энергетических ресурсах, удобрениях и технологиях. Для России Индонезия – это значимый политический партнер в регионе, перспективный рынок для российской сельскохозяйственной продукции. Это также очень популярное туристическое направление, которое будет только расширяться, учитывая индонезийскую туристическую программу «Десять новых Бали», популяризирующую различные регионы страны. Важным направлением сотрудничества является образовательное: для растущего населения и экономики Индонезии нужны квалифицированные кадры, а Россия готова оказать Индонезии помощь в их подготовке.


Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения Adrien Coquet и Unsplash 
12.02.2025
Важное

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00

Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?

27.03.2025 17:00:00
Другие Интервью

Интервью с руководителем секретариата Литературной премии БРИКС и членом Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Дмитрием Кузнецовым.

Интервью с ведущим экспертом в области нейросетей, cооснователем и CEO онлайн-университета Zerocoder Кириллом Пшинником.

Интервью с преподавателем русского языка на Мадагаскаре Хантатианой Рахеривулулунириной.

Интервью с британским политологом, членом международной редакционной коллегии «За рубежом» Ричардом Саквой.