Омар Годинес Лансо (исп. Omar Godinez Lanso) — кубинский художник-концептуалист и постмодернист, живописец и карикатурист. С мастером побеседовал Александр Моисеев из журнала «Международная жизнь». Среди затронутых тем - основные источники формирования кубинской культуры как неотъемлемой части современного этносоциального пространства, где особое место занимают российско-кубинские отношения не только как стратегических партнеров в геополитических процессах, но и как партнеров по развитию культурно-ценностного потенциала дружественных народов двух государств.
— Как мне представляется, искусство во все времена было не просто частью культуры той или иной страны и средством самовыражения творца, но и способом коммуникации в обществе. Вы согласны?
— Да, это действительно так. Через искусство человек может понять и прочувствовать другого человека, даже если они разговаривают на разных языках и живут на разных континентах. Искусство пробуждает в нас интерес к другим культурам, к жизни других народов и объединяет нас в одном из лучших человеческих качеств – стремлении к прекрасному. И кубинское искусство тому лучшее подтверждение.
Учитывая, что «...в культурной идентичности в большей степени воплощается национальная идея и определяется место страны в современном мире, то и представление о Кубе... определяется главным образом ее культурно-ценностным потенциалом», можно с уверенностью утверждать, что развитие российско-кубинских отношений невозможно без формирования современного представления о национальных культурных традициях и искусстве обеих стран, тем более что эти отношения имеют надежный, проверенных временем фундамент. «Отношения народов России и Кубы – это отношения добрых друзей. Чувства взаимной симпатии, искренней заинтересованности всегда отличали эти отношения, несмотря на все бурные повороты современной политической жизни».
Напомню, что Хосе Марти – национальный герой Кубы, наш мыслитель, поэт и публицист – проявлял живой интерес к русской культуре. Он первый открыл кубинской общественности имена Белинского, Станкевича, Бакунина, Пушкина, Верещагина. «Пушкин не имеет мировой известности лишь потому, что он писал по-русски, но раз познакомившись с ним, его нельзя забыть… в своей груди он вмещал вселенную», – писал Хосе Марти в статье «Пушкин», опубликованной в нью-йоркской газете «Сан», в связи с открытием памятника поэту в Москве в 1886 году. Одной из лучших статей о творчестве Верещагина, написанных в Новом Свете, является очерк Хосе Марти «Выставка работ русского художника Верещагина в Нью-Йорке», опубликованный в газете «Ла Насьон» от 3 марта 1889 года, в котором был дан глубокий анализ изображения каждой картины.
Минувшие десятилетия, как и международные вызовы последних лет, убедительно показали, что Куба не просто была и остаётся главным стратегическим партнёром России в Латинской Америке, но и проверенным временем верным другом. В подтверждение этому как памятник кубино-русской дружбы в Гаване построен и освящен в 2008 году русский православный храм, в основание которого заложена земля с места захоронения советских солдат, служивших и погибших на Кубе…
— А теперь, уважаемый Омар, давайте поговорим об истории зарождения и развития кубинского искусства и его различных видов. И что может роднить кубинское искусство с российским?
— Художник Омар Годинес: «Кубинское искусство, как и вся кубинская культура, сформировалась на стыке мировых культур, как известный кубинский коктейль, она смешала в себе различные ингредиенты из разных стран, добавила местный колорит и получила уникальный, незабываемый, узнаваемый вкус».
В связи с тем, что начиная с XVII века Куба стала главным транзитным пунктом для всех испанских колоний, на остров хлынул поток испанских переселенцев, которые начали активно развивать земледелие. На плантации свозили рабов из разных регионов Африки, в основном представителей пяти этнических групп (йоруба, мандинги, конго, банту и крабалис) и индейцев Карибского бассейна. Работая на плантациях, представители различных этносов сформировали новую культурную общность, сочетающую в себе лучшие фольклорные традиции. Тогда-то и начала зарождаться карибская жемчужина – кубинская музыка, ее зажигательные ритмы и мелодичность, узнаваемая и любимая во всем мире. «Любовный союз испанской гитары и африканских барабанов» породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, покорившие в последующем сердца миллионов.
Испанские песенные традиции прослеживаются в распространенных кубинских музыкальных жанрах, таких как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец «Сапатео» и крестьянская песня гуахира. Афроиспанские мотивы прослеживаются в произведениях создателей профессиональной кубинской композиторской школы Мануэля Саумеля Робредо (1817–1870) и Игнасио Сервантеса Каванага (1847–1905) и основоположников кубинской оперы Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874–1944) и Хосе Маури Эстеве (1856–1937). Эту тенденцию развили и представили миру два кубинских композитора XX века – Амадео Рольдан (1900–1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906–1940).
В конце XVIII века Гавана являлась одним из крупнейших городов, и афроиспанская традиция дополнилась влиянием английской, французской и других культур. Фактически Гавана стала одним из первых мировых мультикультурных мегаполисов. Активное развитие получили все виды искусства. Город богател и расширялся, что способствовало развитию архитектуры. Классический колониальный стиль и испанский мудехар, несущий в себе мавританский отпечаток, барокко и неоклассицизм, эклектика, арт-нуво модернизм – все это многообразие создало уникальный архитектурный ансамбль, оцененный по достоинству ЮНЕСКО, внесшему в 1982 году Старую Гавану (вместе с ранними фортификационными сооружениями города) в список Всемирного наследия человечества.
В первой половине XX века центральное место в кубинской культуре занял балет. Выступавшая с 1915 по 1919 годы в Гаване российская балерина Анна Павлова, влюбила в этот вид искусства кубинскую публику. В 1931 году при Гаванском обществе музыкального искусства была создана первая балетная школа, которую возглавил российский балетмейстер Николай Петрович Яворский, чьими учениками были создатели Национального Балета Кубы всемирно известные танцоры и хореографы Алисия Алонсо и Альберто Алонсо. Усилиями Альберто Алонсо классическая хореография получила новое дыхание, впитав в себя испанские, латиноамериканские и кубинские мотивы. В апреле 1967 года по просьбе Майи Плисецкой Альберто Алонсо поставил для примы-балерины в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина, ставший новым этапом развития мировой балетной школы…
— Нельзя не отметить и «кубинский след» в истории мирового киноискусства. Не так ли, Омар?
— Совершенно верно! В 1897 году в Гаване был снят и показан первый хроникальный фильм «Тушение пожара», появились первые документальные фильмы, жанровые сцены, реклама. В 1910 году кубинский режиссер Энрике Диас Кесада снял первые фильмы с участием профессиональных актеров, а в 1913-м он же снял первый национальный полнометражный фильм «Мануэль Гарсия, или Король кубинских земель», вошедший в классику мирового кинематографа.
Кубинский кинематограф всегда имел активную государственную поддержку, после Революции учрежден Кубинский Институт Киноискусства и Кинопромышленности (ICAIC). В 1979 году стартовал первый ежегодный кинофестиваль в Гаване, по сей день являющийся ключевым мероприятием латиноамериканского кинематографа. В 2012 году в Гаване по сценарию кубинского романиста Леонардо Падуро Фуэнтеса создан культовый фильм «Семь дней в Гаване», состоящий из семи новелл, снятый признанными мировым сообществом мастерами, такими как Бенисио дель Торо, Госпар Ноэ, Хулио Медем.
Четырьмя годами ранее, через четверть столетия после выхода в прокат легендарного советско-кубинского фильма режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Я — Куба», при поддержке ICAIC (Института кубинского искусства и кинематографической индустрии), снимается российско-кубинский фильм Михаила Косырева-Нестерова «Океан» с кубинскими актерами Джорджем Луис Кастро, Алиной Родригес Руис, Монсе Дуане Гонсалес, знаменитым боксером Нардо Местре Флорес и другими. Фильм, снятый в стилистике неореализма, насыщен новаторскими приемами. Вписывая «вымышленную мелодраматическую историю в документальный контекст современной жизни острова», режиссер и оператор отказались от предварительной раскадровки, чтобы схватить «жизнь врасплох» и «максимально избавиться от классического мышления кадрами». Олег Лукичёв, известный российский оператор, продолжая традицию Урусевского, работал ручной камерой, применяя множество собственных операторских приемов. Благодаря «незамыленному взгляду» и поддержке ICAIC съемочная группа смогла создать новаторский фильм, сверхдинамичный и насыщенный яркими образами, в котором российского зрителя покорил высокий уровень мастерства кубинской актерской школы. «Почти все актеры в кадре удивительно органичны, но это не столько из-за естественности среды, сколько в силу природной талантливости. Видно, что в определенных эпизодах они все же утрируют какие-то эмоции, но делают это ювелирно... Потенциал у этих актеров потрясающий, и остается только жалеть о том, что мы мало знаем о таком явлении, как кубинский кинематограф». В 2008 году фильм «Океан» был признан «Лучшим дебютом» на Кинофестивале русского кино во французском Онфлере, в 2009 году в США – «Лучшим фильмом» на Международном кинофестивале в Фениксе и выиграл приз «Золотая гирлянда» в номинации «Лучший режиссер» на Международном кинофестивале в Гонолулу. В России на Международном кинофестивале в Чебоксарах присуждены приз за «Лучшую женскую роль» актрисе Монсе Дуане Гонсалес и приз жюри, прессы и критики за «Лучший игровой фильм».
Особое место в истории развития мирового культурного наследия занимает творчество кубинских художников. В 1817 году в Гаване французским художником-портретистом X. Б. Вермаем была основана Академия Сан-Алехандро (ныне – Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро), одна из старейших художественных школ Латинской Америки. С этого началось формирование национальной школы живописи, яркими представителями которой стали такие мастера, как Леопольдо Раманьяч, Виктор Мануэль, Вифредо Лам и многие другие. Как и музыка и архитектура, кубинская школа живописи сочетает в себе множество мировых традиций и школ с насыщенными кубинскими мотивами. Один из ярчайших представителей кубинской школы, Вифредо Лам, хорошо иллюстрирует мультикультурность кубинского искусства. Сын китайского эмигранта и мулатки с примесью индейской крови, он вырос на Кубе, обучался изобразительному искусству в Академии Сан-Алехандро и в Испании, у придворного художника Фернандо Альвареса де Сотомайора, директора музея Прадо. Путешествуя по миру, он познакомился с Пикассо и Матисом, Фридой Калло и Диего Риверой, выставлялся в Париже, иллюстрировал книги Андре Бретона и Рене Шара. В своих работах соединял сюрреализм его с афрокубинскими (сантерия) мифологическими мотивами и изобразительными традициями.
В результате общественных преобразований эпохи и постепенного отторжения буржуазных вкусов и, как следствие, отрицания молодыми художниками исчерпавших себя академических традиций, противоречащих насущным потребностям XX века, кубинское искусство вливается в художественные течения авангарда. После победы Кубинской революции на первом съезде в 1961 году Союз писателей и деятелей искусств Республики Куба призывает к «возрождению и развитию богатых гуманистическим содержанием традиций культуры Кубы». Зрелые мастера первой половины века продолжают создавать ключевые произведения и через преподавательскую деятельность продолжают последовательно участвовать в новых процессах в сфере искусств. Рауль Мартинес, преобразовав саму сущность поп-арте, ориентировал его на отображение языком плаката процесса формирования новой жизни на Кубе. Педро де Ораа, Луис Мартинес Педро, Рауль Милиан, Сальвадор Корратге, Антонио Видаль и другие представители известной «Группы одиннадцати» продолжили развивать абстрактные островные течения, Лоло Сольдевилья и Санду Дарье – кинетическое искусство, Сервандо Кабрера Морено – неоэкпрессионизм, Антония Эйрис пишет в духе экзистенциализма с оттенком бурлеска, с элементами деформации и утрирования человеческих образов.
— И поиск нового на Кубе не прекращается?
— Художник Омар Годинес: «В изыскание новых форм и содержания, в поиск нового пластического языка включаются представители последующих поколений художников». Мануэль Мендиве, отображая в картинах афро-кубинские мифы, последовательно раскрывал эту тематику в перформансах и бодиарт. Благодаря творчеству Эдуардо Рока, Нельсон Домингес, Эвер Фонсека, Эрнесто Гарсиа Пенья, Педро Пабло Олива, отобразивших в поэтической манере близкие им темы кубинской глубинки, обогащается такое новое течение, как магический реализм. Кубинские художники-гиперреалисты Флавио Гарсиандиа, Рохелио Гори, Альдо Солер, Нелида Лопес и Сесар Леаль, трансформируя точку исхода и разума этого движения и включая в свои произведения тематику международных политик и национального характера, сумели передать качество художественной пластики, несмотря на исходный прагматический механизм этой тенденции. В дальнейшем этот язык пластики был ориентирован на концептуальное мышление, а с появлением постмодернизма ориентирован на поиск аналитического языка и метаязыка, чтобы оспаривать такие понятия, как история, символы, миф и тождество, идентификации происхождения наций.— На современном этапе развития изобразительного искусства Куба, насколько известно, также продолжает занимать в мире одно из лидирующих положений. Разве не так?
— Это действительно так. И лучшее тому подтверждение — популярная уже более 30 лет биеннале современного искусства в Гаване, в которой недавно приняли участие более 200 художников из 40 стран, в том числе из России и США. Отмечу также, что исторический лидер нашей революции Фидель Кастро многократно указывал на необходимость развития кубинского искусства и его значимую роль на всем мировом этносоциальном пространстве: «Кубинские деятели искусств и представители интеллигенции, — говорил он, — объединившиеся под лозунгом "В защиту человечества", стали оплотом битвы идей в международном масштабе, согласовывая акции, призывая известных представителей интеллигенции мира, распространяя передовые идеи, и также стали известными бойцами в нашей борьбе за культуру, свободу и достоинство нашего народа».
Весьма вероятно, что именно стремление кубинского народа к познанию и самовыражению, подкрепляемое эффективной внутринациональной политикой в сфере культуры и образования, дает мощнейший импульс для формирования новых реалий мирового этнокультурного социума. Таким образом, российская и кубинская культуры, как неотъемлемые элементы мирового этносоциального пространства, не могут развиваться в разрыве друг от друга, несмотря как на географические, так и геополитические аспекты…
— Спасибо, уважаемый Омар, за интересную беседу!
Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.
Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.
Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.
Интервью с американским медиаведом Дугласом Рашкофф.
Интервью с директором Института Латинской Америки РАН Дмитрием Розенталем.
Интервью с основателем центра по изучению русского языка в Республике Чад Умаром Ибетом Али.
Интервью с младшим научным сотрудником отдела Америки ИЭА РАН Сергеем Вепрецким.