Согласно польско-французскому историку Кшиштофу Помяну, автору монументальной трилогии «Музей: всемирная история» (фр. Le Musée, une histoire mondiale), первые музеи появились в Италии в конце XV века. Дворянские сокровищницы и частные кабинеты редкостей со временем стали открываться для широкой публики, а их собрания сегодня позволяют проложить мостик между прошлыми и будущими поколениями.
- Бытует мнение, что музеи появились в Европе XVIII века, в эпоху Просвещения, но их история имеет более глубокие корни. Когда были созданы первые музеи?
- Первые музеи возникли в конце XV века и обязаны своим появлением случайному событию. Папа Римский Сикст IV, желая улучшить испорченные его предшественником отношения между папством и римскими властями, передал в дар Риму собрание античных предметов. Намерения открыть музей у него не было. Однако подаренные им древности представляли собой беспрецедентную коллекцию мирских — ибо связанных с языческим обществом — вещей, и муниципалитет, которому она отныне принадлежала, решил выставить ее напоказ на неограниченный срок в муниципальном дворце и открыть его для широкой публики, дабы прославлять перед всеми величие Рима. Итальянская аристократия, с восторгом встречающая любые римские новшества, охотно переняла эту практику. Полвека спустя это публичное учреждение получило название «музея», что означало «храм Муз».
- Почему первый музей появился именно в Италии?
- Музей появился в Италии, потому что эта страна богата памятниками Античности, как никакая другая. А также потому, что там гораздо больше людей относилось с глубочайшим почтением к величественному прошлому своей страны и сильнее, чем где бы то ни было, желало сохранить память о нем в настоящем. Можно с уверенностью предположить, что если бы Сикст IV не совершил свой щедрый поступок, это сделал бы кто-нибудь другой. Это подтверждает быстрое распространение музеев в Венеции, Флоренции, Милане. Вплоть до конца XVII века, пока Европа к северу от Альп погрязала в религиозных войнах, музеи оставались исключительно итальянским учреждением. Затем они стали появляться и в германских странах, в Великобритании, во Франции. После Французской революции их можно было встретить во всех столицах и крупных городах Западной Европы. Несколько музеев открылось в Центральной Европе, России, Индии и Америке. Со второй половины XIX века, когда европейцы колонизировали все континенты, число музеев стало стремительно расти во всем мире.
- Чем музеи отличаются от кунсткамер и дворянских коллекций, которые появились раньше?
- В Европе старого порядка предшественниками музеев были открытые для публики — сначала в очень ограниченном режиме — частные дворянские коллекции произведений искусства и кабинеты редкостей, или кунсткамеры. Со временем используемые в этих целях помещения и их интерьер все больше адаптировались для наилучшей демонстрации предметов, изменялся подход к классификации собраний, был организован присмотр за ними, установлены часы приема посетителей и цена посещения. Все это потребовало специально обученного персонала.
- Какую роль в обществе играют эти учреждения, которые вы назвали «ненужными, но необходимыми»?
- Начиная с XII века европейские общества перестают смотреть на далекое прошлое как на образцовую модель, пример для подражания и источник норм. Вместе с тем они перестают считать, что их будущее предопределено с самого начала. Эти процессы протекают медленно, со спадами и конфликтами, и к тому же неравномерно в разных странах и в разные исторические периоды. Однако в ходе двух эпох — Возрождения и Просвещения — такая смена ориентиров с прошлого на будущее, которое стало восприниматься как дело рук самого человека, происходит с удвоенной силой. Музей, в котором дошедшие до нас из прошлого объекты естественной истории и рукотворные предметы хранятся, чтобы быть переданными нашим дальним потомкам, играет роль своеобразного храма веры в будущее. Именно эта вера придает смысл его существованию. Музей возникает в эпоху Возрождения и становится центральным элементом современной цивилизации в эпоху Просвещения, когда европейские общества вместо прошлого обращают взгляд в будущее. Будучи признаком и вектором этих изменений, музей дает возможность посмотреть на историю и осознать, что она есть у всего. Так, вы можете посетить музей первобытных обществ, музей Средневековья или музей Второй мировой войны. К слову, в большинстве музеев экспонаты, объединенные по географическому, тематическому или какому-то другому принципу, представлены в хронологическом порядке.
- Начиная с середины XIX века число музеев быстро растет. Чем можно объяснить этот факт?
- Стремительный рост числа музеев со второй половины XIX века является результатом перехода от земледелия к промышленности, от деревенского уклада к городскому, от сословного общества к классовому, от безграмотности к письменности, от редкости изображений и звуков к их повсеместному присутствию, а также результатом распространения светского образа жизни и общего ускорения происходящих за человеческую жизнь изменений, побуждающих нас сохранять следы исчезнувших миров с тем, чтобы рассказать о них будущим поколениям.
- Как музеи связаны с историей городов, где они расположены?
- Начиная с XVIII века музей является непременным атрибутом цивилизации. И потому он занимает центральное место в любом уважающем себя городе. Это предмет гордости, который привлекает посетителей из других мест и самим фактом своего существования, а также благодаря организуемым им мероприятиям, способствует укреплению социальных связей между жителями города. Париж не был бы таким, каким мы его знаем, без Лувра, Мадрид — без музея Прадо, Мюнхен — без своей Пинакотеки, а Арль — без музея Прованса Museon Arlaten.
- Как музеи соотносятся с понятием времени?
- Музеи, как часы, позволяют нам увидеть время. Однако время это качественно отличается от времени на часах: оно охватывает длительный промежуток, подразделено на периоды и привязано к ограниченному участку земной поверхности. Более того, время является неотъемлемой частью самой музейной практики. Музейные экспонаты дошли до нас из прошлого, и их необходимо сохранить для будущего в состоянии, максимально близком если не к изначальному, то хотя бы к тому, в котором они поступили в музей. В этой связи условия их хранения должны препятствовать разрушительному воздействию различных физико-химических и биологических факторов, а если следы повреждения уже имеются, эти объекты необходимо реставрировать. Однако экспонаты предназначены для показа здесь и сейчас, что не всегда совместимо с требованиями к их хранению. Задача хранителя музея состоит в поиске компромисса между уважением к прошлому, требованиями настоящего и ограничениями, которые накладывает будущее.
- Какую функцию в обществе выполняют музеи сегодня, в начале XXI века? Как объяснить их процветание, в том числе в регионах, где их было мало?
- Тенденции, наблюдаемые с середины XIX века, были прерваны двумя мировыми войнами и последовавшими за ними конфликтами в колониях. С возвращением мира они возобновились с новой силой и продолжали усиливаться по мере того, как ускорялись темпы перемен и кардинально преображались все аспекты социальных отношений и жизни человека. Неудивительно, что у все большего числа людей появлялось желание сохранить для наших потомков остатки того, что постепенно исчезало. А сделать это можно лишь путем создания новых или расширения уже существующих музеев.
Ученые обнаружили, что кофейные отходы повышают прочность бетонных блоков и могут использоваться вместо песка.
Сразу после вступления в должность президент Дональд Трамп подписал несколько важных указов, которые окажут значительное влияние на весь мир.
Нефтяные гиганты сворачивают зеленые проекты и возвращаются к традиционным источникам энергии.
Интервью с президентом Русского дома в Чаде Сафией Ахмат Ибрахим.
Интервью с директором Института Латинской Америки РАН, кандидатом исторических наук Дмитрием Розенталем.
Интервью с заместителем председателя Торгово-промышленной палаты БРИКС Самипом Шастри.