Погрузиться в атмосферу богатого культурного наследия Африки через сцены обыденной жизни позволила россиянам выставка «Афрофутуризм». Нигерийский художник Бен Ибебе впервые представил свои работы в России. В Москве экспозицию можно было увидеть во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Мастер работает в технике импасто – наносит густой фактурный слой краски при помощи мастихина на полотно. Его картины – яркие и насыщенные: художник живет на экваторе, где солнце ярко освещает бесконечные пространства саванн. Любимыми цветами мастера являются красный, желтый и земляной оттенки. Работы Ибебе завоевали сердца поклонников искусства и коллекционеров по всему миру, их любят во Франции, Германии, Голландии, Южной Корее и других странах. В интервью «За рубежом» мастер рассказал, чему посвящено его творчество и какую роль в нем занимают женщины.
- Расскажите о своем творческом пути: как вы начали рисовать, откуда такой интерес к текстурной живописи?
- Я получил образование в области изобразительного искусства в университете и имею степень бакалавра. Живопись всегда была частью моей жизни и профессиональной деятельности. Я начал рисовать еще в юном возрасте, поэтому мои академические достижения — лишь часть моего творческого пути.
Когда я закончил учебу, то решил продолжать экспериментировать и выражать свои чувства и мысли в разных формах. Для многих таким способом может стать уличное творчество, где можно создавать произведения искусства, непосредственно наблюдая за людьми. Однако важно понимать, что создание произведений на открытом воздухе не менее серьезная и профессиональная работа, чем работа в студии. Это просто другой способ взаимодействия с аудиторией и расширение границ искусства. Хотя некоторые могут считать, что уличное искусство не требует специальной подготовки, но это не так. Оно требует тех же навыков, знаний и креативности, что и любое другое направление в творчестве.
- Какое влияние на ваше творчество оказала нигерийская культура и традиции?
- Безусловно, при создании большой части моих работ я вдохновлялся культурой и традициями Нигерии. На художников влияет множество факторов: то, что они видят, думают, чувствуют, слышат и анализируют. Большинство идей приходит ко мне из повседневности. Меня вдохновляет взаимодействие людей друг с другом, процесс решения жизненно важных для них задач. Я смотрю, как на нашу жизнь влияет религия, культура, экономика, традиции и политика правительства. Я часто наблюдаю за происходящим вокруг и задумываюсь над тем, как это могло бы выглядеть в идеале.
Иногда я просто наслаждаюсь красотой момента, а иногда задумываюсь о том, что всё могло бы быть иначе и как бы это было. Всё это влияет на моё творчество.
- На некоторых ваших картинах центральное место занимают женщины, хотя, казалось бы, в сообществах многих африканских стран им отведено отнюдь не главенствующее место. Изображая женщин, что вы демонстрируете миру?
- Во-первых, женщины очень красивы. Они вдохновляют. Поэтому художников всегда тянет рисовать женщин из-за их природных данных. Но, помимо этого, африканские женщины, женщины в моем окружении, очень сильные, жизнерадостные и выносливые. Им приходится решать кучу проблем в очень сложных условиях. В африканском сообществе права женщин весьма ограничены. Это общество мужчин, мужской мир. У женщин нет права голоса.
И все же именно они сплачивают семью, поддерживают домашний очаг, заботятся о детях. И часто во время войн и междоусобиц принимают на себя основную тяжесть момента. Мужчины могут позаботиться о себе, но именно женщинам приходится заботиться о детях. Женщины — это те, кому в моей стране приходится нелегко из-за отсутствия мер безопасности, из-за проблем в экономике и многих других.
В Африке можно увидеть множество вынужденных переселенцев. Большинство из них – женщины и дети. Они являются основой нашего общества, и при этом у них нет права голоса.
Я считаю это несправедливым и стараюсь отобразить в своих работах их радости, страдания и триумфы. Некоторые композиции я использую как метафоры, чтобы выразить своё послание. Именно поэтому я восхваляю женщин в своём искусстве.
- Какова роль художника в современном обществе? Искусство должно оставаться вне политики?
- Вопрос о том, как следует подходить к искусству и каковы его цели, обсуждается во всём мире. У меня часто спрашивают, какой позиции я придерживаюсь, какую форму искусства предпочитаю и т. д. Я обычно привожу в пример музыку регги и афробит. Первая некогда была известна во всём мире, но сейчас несколько утратила позиции. Афробит же становится всё более популярным на мировой арене. Нигерийцы играют важную роль в распространении этой музыки. Сегодня можно наблюдать столкновение между сторонниками регги и афробита. Первые утверждают, что афробит — это лишь песни о любви и женщинах, тогда как вторые видят в нём глубокий смысл и значение.
Исполнители регги обращаются в своем творчестве к общественным проблемам и выражают с помощью музыки надежду на лучшее будущее. Благодаря этому она стала голосом человечества, музыкой королей, поднимающей важные вопросы и затрагивающей актуальные темы.
В мире есть такие художники, как Ай Вэйвэй из Китая, который создает множество инсталляций, затрагивающих как национальные, так и международные темы. В своих работах он критикует недальновидные управленческие решения и различные проблемы, демонстрируя то, что, по его мнению, является ужасным в современном обществе. Вы как художник должны быть зеркалом общества. При этом я считаю, что искусство должно объединять мир.
- Африка (Нигерия) на ваших картинах – она всегда яркая, жизнерадостная. Или же у стран континента тоже есть проблемы, которые вы отражаете в своих работах?
- Африку одолевает множество проблем. От Кейптауна до Каира – вечные войны и распри. Время от времени художники континента отражают эту ситуацию в своем творчестве. Иногда я тоже стараюсь обратить на это внимание посредством своих работ. Я не знаю, как практически решить эти проблемы, но у меня есть искусство.
Но в целом моя задача – продвигать нашу культуру и обычаи, наш образ жизни. Как-то у меня была выставка в Канаде. Картины (более 50) отправили туда еще до того, как приехал я сам. Их отнесли к оформителю, чтобы вставить в рамки и прочее. Позже, когда я пришел на свою выставку, парень, который сейчас является моим представителем в Канаде, Дэвид, сказал: «Бен, мне не нужно быть в Африке, чтобы понять, как вы, люди, там живете. Из твоих работ я узнал все то, что мне нужно знать». Это замечательно. Каждый аспект нашей культуры, который я мог бы уловить, был отражен в моей работе. Моя работа, моё наблюдение за тем, что происходит в Африке, приносит мне большое удовлетворение. Это то, к чему я стремлюсь в своем искусстве, - к демонстрации подлинной картины нашего бытия. Я хочу, чтобы люди, у которых нет возможности путешествовать, могли взглянуть на мои работы и понять, что происходит в моем окружении.
- Накануне открытия выставок в России вы сказали, что «мир – это глобальная деревня». Что, по вашему мнению, сближает разные страны, несмотря на существующие противоречия?
- Искусство может объединить мир. Все началось с Пикассо. Когда он впервые использовал маски в своих работах, то многие подумали, что он сумасшедший. Сегодня же стало очевидным, к какому уровню привели искусство его опыт и эксперименты. Все ухватились за такой прием. Это один из самых типичных примеров того, как искусство может объединить мир.
Важно, чтобы у людей была возможность познакомиться с подобными вещами. Благодаря таким экспериментам вы начинаете понимать культуру, частью которой вы не являетесь, где бы вы ни находились. И эмоциональная отдача, которая возникает в результате этого, обогащает вас и ваши взаимоотношения с другими людьми. Я думаю, что искусство — это невероятно важный элемент, объединяющий всех.
- В России вы впервые, ваши выставки прошли в Санкт-Петербурге и Москве. Как искусство, по вашему мнению, способствует укреплению связей между Нигерией и РФ? Много ли знают в Нигерии о России?
- Это непростой вопрос. Дело в том, что Нигерия не входит в те международные объединения, в которые входит Россия. Поэтому наши люди ничего не знают о том, что происходит в этой стране.
Многие отговаривали меня от этой поездки. Существует стереотип, что русские очень кровожадные и не улыбаются. Знаете, я очень активный человек. Мне нравится обогащать свой мир, и мне не нравится просто так бродить по миру, для меня важен процесс взаимодействия с новой культурой. Поэтому я приехал в Россию. Русские – замечательные люди. Я говорю это не потому, что хочу угодить вам. Меня действительно переполняют теплые чувства.
Думаю, что мое искусство может помочь объединить Нигерию и Россию. Русские смотрят на мои работы, понимают их атмосферу, и это может стать своего рода мостом между Россией и Нигерией.
Наша страна больше ориентирована на Запад, чем на Россию. Между тем Россия – прекрасная страна с богатыми художественными традициями. У России своя связь с миром.
Вы знаете, что такое Allianz Francaise? Это французский культурный центр в Нигерии, где состоялась моя первая выставка в Нигерии.
По всей Африке есть французские культурные центры, куда люди приходят изучать французский язык и французскую культуру. Такие места есть почти в каждом городе Нигерии и Западной Африки. Наши родители ходят туда изучать французский. Немцы тоже имеют свои институты, где учат немецкому языку. Просто так.
К сожалению, в России нет такого места, куда люди из Нигерии могли бы приехать и учиться. Ведь, чтобы понять вашу культуру, нужно читать литературу вашего народа. Как только вы начнете читать о людях, вы понимаете их менталитет и мышление, и это меняет ваше восприятие данной нации людей. Но, к сожалению, у России нет таких центров.
Хотелось бы отдельно отметить работу Татьяны Тудвасевой, она организовала мой приезд в Россию. Ее работа по интеграции культур Африки и России — это мощный инструмент в процессе объединения наших стран.
- Какие проекты или выставки вы планируете в ближайшее время? Есть ли у вас какие-то конкретные цели или мечты, которые хотите реализовать?
- Возможно, что в следующий раз я вернусь в Россию с группой художников, и мы организуем большую выставку.
Я живу сегодняшним днем. Завтрашний день сам о себе позаботится. Я не художник, который создает произведения искусства просто потому, что хочет. Я живу этим. Я творю, чтобы быть счастливым. Я творю, потому что у меня есть идея, которую я хочу воплотить.
Я просто создаю искусство. И я счастлив, что это помогает мне двигаться вперед, это поддерживает мою жизнь, я очень предан искусству. Я просто творю, а потом мои идеи и работы привлекают людей со всего мира.
Мой визит в Россию начался с простого разговора с Татьяной. А ведь я мог сейчас быть в США. Но я задумался о том, что хочу увидеть Россию, потому что это новое место. Я хочу познакомиться с новыми идеями, новыми людьми, испытать новые ощущения. Мне нужны совершенно новые впечатления для моего творческого путешествия.
Я не планирую свою работу. Я просто выражаю себя. Знаете, я даже не считаю, сколько картин я нарисовал за год. В большинстве случаев на их создание уходит много времени из-за большого количества красок и идей. Потому что я работаю с десятью, двадцатью полотнами в студии одновременно.
Я не планирую свое творчество. Я просто следую интуиции.
Фермеры Ганы перестали продавать какао-бобы международным поставщикам, ожидая повышения закупочной цены.
Бразильская компания Embraer намерена вложить средства в развитие аэрокосмического сектора Марокко.
Электрический робот Atlas от Boston Dynamics смог переложить автозапчасти из одного контейнера в другой без заранее заданной программы.
Интервью со специалистом по бизнес-коммуникациям между Россией и Африкой Луисом Гоуендом.
Интервью с преподавателем Гулистанского государственного университета (Узбекистан), литературоведом Рафаэлем Ахмедовым.
Интервью с филологом, критиком и куратором Алексеем Масаловым.
Интервью с британским художником и кинорежиссером Стивом Маккуином.