Представьте, что вы зашли в заброшенный отцовский сарай и внезапно обнаружили, что он буквально набит дорогими раритетными машинами. Это так же невероятно, как найти в собственном огороде царское золото или узнать, что на самом деле вы потерянный принц маленького государства где-то на краю мира. Именно такие чувства – ошеломления и нереальности происходящего – испытали наследники известного в Африке коллекционера авто Оома Луи Кетцера, погибшего в автомобильной катастрофе еще четыре года назад.
Забытое сокровище
Имя
Кетцера в
Южной Африке знают, пожалуй, все. Он был без преувеличения знаменитым коллекционером, страстно обожавшим автомобили, — в его владении их насчитывались сотни. Страсть к машинам отчасти и сгубила Кетцера: в январе 2020 года он и его жена
Эрмиен погибли в результате несчастного случая на трассе в горах
Восточной Капской провинции (ЮАР).
После смерти отца его дети решили выставить коллекцию на продажу. В
Южной Африке у некоторых это вызвало недовольство, ведь Кетцер был известным человеком, поэтому его поклонники хотели сохранить память о нем, создав музей автомобилей.
Но дочь Кетцера
Лида ван дер Мерве в интервью местному каналу заявила, что это было бы несправедливо по отношению к памяти отца. Он точно бы расстроился, узнав, что его любимые машины больше не приносят пользу, а тихо рассыпаются в прах под музейными сводами.
«У многих людей есть свое мнение об автомобилях моего отца, – поделилась она. – Те, кто предлагал создать музей, просто не понимают, о каком количестве автомобилей мы говорим. Работать в этом музее приходилось бы сутками; просто слишком много машин, которым нужно постоянное техническое обслуживание».
Тогда, в 2020 году,
с молотка ушло 286 машин, и хотя ходили слухи, что в коллекции должно быть не менее 450 автомобилей, наследники утверждали, что продали все раритетные образцы, которые находились в хорошем состоянии.
В 2023-м дети
Кетцера решили избавиться от давно заброшенных участков земли недалеко от города. Когда они приехали туда, то обнаружили огромный сарай площадью в три теннисных корта. Уже в тот момент у наследников возникли смутные сомнения, что вряд ли отец — страстный поклонник автомобилей
купил столь внушительное строение просто так. Когда двери сарая открылись, оправдались самые смелые ожидания: весь амбар был
заставлен старыми машинами, покрытыми многолетним слоем пыли и грязи.
Как оказалось, невзрачный сарай прятал в своих стенах
более 200 автомобилей 50-х годов, а еще несколько впоследствии нашлись на фермах неподалеку от Баркли-Ист в
Восточном Кейпе.
Ведущему аукционисту
Creative Rides Classic & Collectibles Auctions Джоффу ван Ринену, которому и было поручено изучить и описать найденную коллекцию, понадобилось 8 месяцев, чтобы задокументировать и каталогизировать в 334 лота огромный автомобильный клад, десятилетиями остававшийся нетронутым.
Пыльные секреты
Ван Ринен описывает момент, когда он впервые вошел в сарай, как «одновременно сюрреалистичный и ошеломляющий»:
«У меня буквально перехватило дыхание, когда я переступил порог, ряды машин сменялись рядами; все покрыто десятилетними слоями нетронутой пыли. Я долго стоял, потеряв дар речи, моргая, чтобы привыкнуть к темноте, и снова и снова думая о том, что сейчас я моргну, и это невероятное видение исчезнет, как мираж».
По словам аукциониста, пыль покрывала автомобили таким толстым слоем, что определить даже цвет краски было невозможно, не говоря уже о их марке или моделях.
«Представьте, что вы идете среди десятков автомобилей в полумраке огромного сарая у черта на куличках. Пыль, осевшая за десятилетия на некогда блестящее лакокрасочное покрытие, скрывает великолепный дизайн и создает налет старости, - поделился впечатлениями аукционист. – Затем вы протягиваете руку, чтобы открыть случайную дверь, и «вжик» – на вас обрушивается волна запаха, которая сводит с ума, потому что то, что вы видите, резко контрастирует с тем, что вы ощущаете. Вот этот запах – это на самом деле пьянящий аромат, присущий только качественным кожаным салонам новых автомобилей».
Большинство машин долгое время не ремонтировались и сейчас находятся в разном состоянии: есть перспективные автомобили на ходу, а есть автохлам, который годится только на запчасти. Анализ коллекции показал, что
Кетцер отдавал предпочтение
Mercedes-Benz, но среди благородных «немцев» оказались и обычные двухдверные внедорожники,
«Бакки», как их называют в
Южной Африке.
О большинстве автомобилей ничего не знают даже те коллекционеры, которые изучили автособрание
Кетцера вдоль и поперек. Например, в сарае обнаружили машину с шестицилиндровым двигателем
Holden Belmonts, четырехдверный
Nissan Skyline R31, созданный исключительно для
Океании и Южной Африки, несколько классических
Chevrolet Impala, а также несколько избранных моделей
Volvos, Audi, Alfa Romeo, BMW, Cadillac и Ford. «Я бы затруднился назвать хотя бы одну совершенно неизвестную коллекцию такого масштаба, которую когда-либо находили за пределами Соединенных Штатов. Это безумие – более 200 автомобилей», - поделился Ван Ринен.
Весь автомобильный клад будет выставлен на аукционе
Lost Barn Find Collection, который пройдет с 25 марта по 3 апреля. Заявлено 334 лота, из них 200 – это автомобили, в том числе никогда ранее не выставлявшиеся:
Mercedes Benz, Chevrolets, Holdens, Ford, Cadillacs, Alfa, De Sotos, Porsche и BMW. Остальное – это десятки двигателей разных марок и моделей, от 4- и 6-цилиндровых до мощных V8, запчасти для классических автомобилей, автомобильные книги и оригинальные руководства, а также широкий выбор кузовных деталей: от бамперов до задних фонарей.
Страстный коллекционер
Найденная случайно столь внушительная коллекция автомобилей, конечно, поразила общество, но не слишком удивила его наследников.
Луи Кетцер обожал машины с самого детства. Сначала, будучи еще школьником, он коллекционировал колпаки от колес; чтобы найти редкие и красивые, мог обойти несколько складов металлолома, за каждый колпак отдавая по доллару — по тем временам приличные деньги для школьника.
Потом перешел на фигурки автомобилей, а когда появились деньги, начал покупать настоящие. В середине 1980-х Кетцер особенно полюбил
Mercedes-Benz, автомобилей именно этой модели в его коллекции больше всего.
Трое детей Кетцера вспоминали: в то время как для большинства их одноклассников огромное количество транспортных средств всех форм и размеров казалось несбыточной мечтой, для двух сестер
Лиды и Херми и их брата
Яна папины машины представляли ценность не бо́льшую, чем солдатики или куклы Барби.
Ян рассказывал, как он, еще будучи дошкольником, решил помочь вымыть
Cadillac стальной мочалкой.
«Папа совсем не рассердился, когда увидел это; он просто протянул мне мягкую ткань и предложил попробовать ее вместо мочалки. Несмотря на то что машину пришлось повторно покрасить, папа сказал, что не может сердиться на меня, поскольку у меня были добрые намерения», - вспоминает Ян.
Дочь
Херми Маттисен рассказывала, что из-за папиной страсти семейные каникулы часто превращались в приключения.
«Иногда мы отправлялись в отпуск на одной машине, но в итоге возвращались на двух, потому что во время наших путешествий он влюблялся в другую или находил выгодное предложение», - поделилась она.
Луи Кетцер был завсегдатаем разных вечеринок, где увлеченно, порой часами мог рассказывать о самых редких автомобилях. Местные любили его за добрый и открытый характер и незаурядность, ласково называя
«дядя Луи».
Поэтому прошлая коллекция машин, выставленная на продажу, очень быстро ушла с молотка: многие покупали автомобили не из-за их редкости или раритетности, а потому что они принадлежали «дяде Луи» - одному из самых известных людей в
Южной Африке.
Мария Седнева
Изображение: скриншоты с сайта https://youtu.be/RICQSWDquXM?si=4YgF0QC7I0u00caK
В иллюстрации использовано изображение автора Creative Stall (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/