Спасающее искусство

Спасающее искусство
Белую стену задней части галереи яркими красками расцветили семь красивых пейзажей. Их автор – художник из Гбагады, района нигерийского города Лагоса, Фиинфолува Адениджи. Он надеется, что его коллекция будет хорошо продаваться. В прошлом году ему удалось заработать 1 млн найр (650 долларов) на продаже двух своих картин – впечатляющее достижение для 11-летнего ребенка, который впервые взял в руки кисть, когда ему было семь.

«Я очень хочу продавать больше своих работ, чтобы обеспечить лучшее будущее и построить музей, когда я вырасту», - делится своей мечтой Адениджи.

Его работы выставлены в Детской художественной галерее (TCAG) в Лагосе, коммерческой столице Нигерии. Основанное в 2022 году выставочное пространство не просто площадка для экспозиций, но и школа, задача которой — увлечь искусством детей и подростков, в первую очередь из малообеспеченных семей.



«Мы даем детям доступ к сообществам коллекционеров произведений искусства по всему миру», - говорит соучредитель галереи Сегун Они. «Мы не только развиваем молодые таланты, поддерживаем и воспитываем их, но и работаем с родителями художников, чтобы доходы от произведений искусства шли на здравоохранение, образование и творческое развитие ребенка».

Около 40 % нигерийцев живут менее чем на 2,15 доллара в день – это глобальный показатель крайней бедности. Печально, но факт: под категории «бедные» и «крайне бедные» подпадают по меньшей мере 78 % семей Лагоса.



«Сейчас настало время, когда детям нужен такой позитив», – говорит Бетти Абах, основатель некоммерческого центра просвещения, профориентации и защиты детей в области здоровья в Нигерии. – «Сегодня в нашем мире происходит много неприятных событий – конфликты, экономическая депрессия, распад семьи – которые влияют на психическое здоровье детей. Для них занятия изобразительным искусством — способ успокоиться и развить творческую жилку».

Само расположение TCAG способствует творчеству — она находится на острове Виктория, а из окон открывается потрясающий вид на Атлантический океан. Все стены заполнены только детскими работами: картинами и рисунками детей в возрасте от 4 до 17 лет.

Стать экспонентом этой галереи может стать абсолютно любой ребенок — для участия нужно лишь согласие родителей. Кроме того, сотрудники галереи самостоятельно ищут таланты, проводя разъяснительную работу в городе. В прошлом месяце TCAG запустила художественную программу для детей, находящихся на лечении в городских больницах. На данный момент почти полторы тысячи человек представили свои работы или посетили занятия.



В прошлом году в рамках Африканской премии в области моды и искусства TCAG признали художественной галереей года. В 2023 она заработала 40 000 долларов от продажи детских работ по всему миру.  Причем по правилам автор забирает львиную долю средств от продажи – не менее 80 %.  

Фиби Гиффи-Брохоф, соучредитель TCAG, говорит: «В Нигерии и многих других местах даже семьи из среднего класса сталкиваются с трудностями, когда приходится жить от зарплаты до зарплаты. Семьям с низким доходом еще тяжелее. И мы рады, что галерея и коллекционеры таким образом помогают найти выход из сложных ситуаций».



За некоторыми работами стоит по-настоящему трагическая история. Одна из таких картин – рисунок углем «Кто знает, что будет завтра». Она украшает лобби отеля Art в Лагосе. Ее автор — 12-летний Фарук Сулеймон, ученик Академии искусств Айоволе, бесплатной школы, проводящей занятия по искусству среди детей из малообеспеченных семей. Когда он закончил свою работу, учителя посоветовали ее продать. В итоге мальчик получил тысячу долларов и почти все деньги отдал своей больной маме. Недавно она ушла из жизни.  

«Я был счастлив продать свою работу. Я потратил деньги только на покупку художественных материалов, а большую часть отдал маме, которая всю жизнь старалась ради нас», – говорит Сулеймон.  

Еще один примечательный автор – Зиза Окуэго, 15-летний подросток, страдающий аутизмом. Он провел свою первую персональную выставку в галерее во время Недели искусств Лагоса в ноябре прошлого года. В коллекции «Неизвестное лицо» были представлены 28 автопортретов.



Его мать, Эстер Суле, гордится достижениями сына. «Искусство для него – это способ самовыражения, и я была рада видеть, что им восхищаются  не  потому, что у него аутизм, или потому, что он ребенок-художник, а потому, что он действительно хорош в том, что делает».


Как уличное искусство помогало мигрантам в Италии


18-летний Джадхав, приехавший из Бангладеш, с содроганием вспоминает свое путешествие в Европу. Это и путешествием назвать нельзя – скорее, тернистым путем, который пришлось преодолеть ради лучшей жизни. Сначала он едва не утонул на лодке, когда вместе с контрабандистами пересекал Средиземное море.

«В маленькой лодке было 156 человек. Там были женщины и дети, — говорит Джадхав на ломаном итальянском и бенгальском. – Волны перехлестывали через борт. Люди плакали. Надежды выжить не было».

Потом были перелет в Египет через Дубай и Ливия, где он застрял на целый год. Джадхав работал в Триполи – продавцом в супермаркете, сварщиком и дорожным рабочим, – но в силу обстоятельств угодил в тюрьму на 11 дней,  где его пытали и освободили только после того, как  родители прислали выкуп.

Тысячи молодых мигрантов в Италии могут рассказать похожие истории. Три года назад из-за пандемийной стагнации в Италию, рискуя жизнью, приплыли на лодках почти 40 тысяч человек, и шестая часть из них — несовершеннолетние.



Всем подросткам-мигрантам правительство Италии оказывало помощь: их размещали в специальных социальных центрах, обучали языку, оказывали юридическую и психологическую поддержку, помогали освоить профессию, а по достижении 18 лет — получить рабочую визу. 
 
Но поскольку на юге Италии среди молодежи существовала проблема безработицы (почти половина молодых людей не была трудоустроена), многие мигранты были вынуждены работать на черном рынке, рискуя увязнуть в криминальной среде, говорит Стефания Конгиа, директор отдела иммиграции и интеграции министерства труда и социальной политики.

Связано это было и с тем, что мигранты не могли влиться в общество и чувствовали себя одинокими чужаками. Стать своими и по-другому посмотреть на жизнь помог проект организации Atelier d'Arte Pubblica (MAAP), куратором которого стал уличный художник из Барселоны Мохамед Лигачам. Он привлек к росписи стен мигрантов из трех городов Базиликаты, региона на юге Италии.



В течение 17 дней подростки преображали здания с помощью граффити. Лгахам работал над изображением и постепенно вовлекал в процесс и ребят: просил разработать элементы, которые можно было бы добавить, учил смешивать краски. Тихий городок Сан-Кирико-Рапаро с населением всего 1000 человек заметно ожил. Бурное обсуждение и совместная работа начинающих художников привлекла и местных жителей, которые приходили посмотреть и заодно пообщаться с творцами.

Для подростков возможность рассказать о своей еще такой короткой, но тяжелой жизни в кругу дружелюбно настроенных людей сработала как лучшая психотерапия.

Яркие цвета настенной росписи резко контрастировали с рассказами о мрачном прошлом участников проекта. 17-летняя Накия уехала из Египта, когда ей было всего 10, и шесть лет скиталась по разным странам, работала в Турции, Греции и Боснии-Герцеговине.

Сулейман, 15-летний гамбиец, работал в Мали и Нигере, прежде чем переехать в Ливию. Североафриканская страна печально известна среди мигрантов своей коррумпированной и жестокой полицией. Многие живут в страхе ареста, работая только затем, чтобы накопить денег на переправу на лодке — за опасное путешествие контрабандисты берут до 5000 евро.

Чтобы попасть в Италию из Ливии, мигранты должны пересечь 180-250 миль Средиземноморья. Это один из самых смертоносных миграционных маршрутов, который, по данным Международной организации по миграции, ежегодно уносит около тысячи жизней.

«Когда вы пересекаете Средиземное море, есть три исхода, – говорит Сулейман. – Либо ты доберешься до Италии, либо тебя схватят ливийцы, либо ты утонешь».

Совместная работа и возможность рассказать свою страшную историю не только товарищам по несчастью, но и местным жителям, помогала ребятам влиться в общество, считают кураторы MAAP.



Когда группа мигрантов преображала очередной район, местные жители приходили не только поговорить с ними, но и чтобы принести фрукты, кофе и лимончелло. А некоторых молодых людей совместная работа над граффити вдохновила и дальше заниматься творчеством, научиться рисовать более профессионально. Проект по социальной адаптации посредством творчества в итоге вышел за пределы Базиликаты, распространившись и на другие регионы: Эмилию-Романью, Лацио и Апулию.

«Прелесть этого проекта в том, что он объединяет людей», – говорит 17-летний Карим из Египта. – Возможно, мы не останемся в Сан-Кирико навсегда, но теперь мы оставили свой след».

А для жителей Италии граффити, созданные мигрантами, будут служить своеобразным напоминанием о том, что всегда есть люди, которым нужно протянуть руку помощи. 
Мария Седнева, по материалам The Guardian

Изображение: скриншоты с сайта  https://youtu.be/3VJeecmgajI?si=ROkEm9GUGnznPuU8 , https://youtu.be/IYLKegWnUsg?si=bv4sBrpDybSUnVAS , https://youtu.be/YwQuB6jGigU?si=Jk2vSYohKqcnAMMm , https://youtu.be/XVGp56Qwo3U?si=_xi6EbHiV5yYHGJO

В иллюстрации использовано изображение автора Gilang Giwangkara (CCBY3.0) и изображение автора Saeful Muslim (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/ и фото с сайта https://unsplash.com/
21.03.2024
Важное

Ученые обнаружили, что кофейные отходы повышают прочность бетонных блоков и могут использоваться вместо песка.

22.01.2025 17:00:00

Сразу после вступления в должность президент Дональд Трамп подписал несколько важных указов, которые окажут значительное влияние на весь мир.

22.01.2025 13:00:00

Нефтяные гиганты сворачивают зеленые проекты и возвращаются к традиционным источникам энергии.

22.01.2025 09:00:00
Другие Статьи

В этом году Новая Зеландия столкнется с серьезными политическими вызовами.

К 2030 году рынок труда потребует от многих смены квалификации, ведь профессий, позволяющих достойно зарабатывать, останется не так уж много.

Рецензия на новый фильм Кристиана Гьюдгэста «Охота на воров 2: Пантера».

Кенийский стартап-город призван совершить революцию в урбанизации Африки.