Бандунгская конференция 1955 года стала важной вехой в истории борьбы за независимость и самоопределение стран Глобального Юга. В условиях холодной войны, когда мир оказался разделён на два блока – социалистический и капиталистический, конференция предоставила развивающимся странам возможность выразить собственную позицию по поводу формирования послевоенного и постколониального мирового порядка.
Представленные на конференции народы прошли сложный путь становления национально-освободительных движений и борьбы за независимость и лишь недавно освободились из-под колониального гнёта. В исследовательской литературе отмечается, что национальное самосознание народов Азии и Африки начало формироваться ближе к концу XIX века. Эти процессы были обусловлены ростом числа образованных, в том числе на европейский лад, представителей «туземных» элит, не смирившихся с угнетённым положением своих соплеменников. Осознание глубокой исторической несправедливости, лежащей в основе колониальной эксплуатации, привело лидеров освободительных движений к политической и вооружённой борьбе за права и самоопределение. Во многих странах эта борьба повлияла на становление национального языка, национальной идентичности (объединившей множество самобытных этносов) и рождение дискуссии о будущих путях развития постколониальных независимых государств.

Индонезия – страна, где проходила знаменитая конференция, – один из примеров долгой и последовательной борьбы за своё освобождение. Как и многие страны Глобального Юга, Индонезия, обретя независимость, была вынуждена адаптироваться к системе национальных государств, возникшей в результате формирования в Европе Вестфальской системы и распространившейся на все континенты земного шара благодаря колониализму и процессам деколонизации во второй половине ХХ века.
В 1945 году, провозглашая независимость Индонезии, Сукарно сформулировал доктрину «Панча сила» – пять принципов управления индонезийским государством. К их числу относились: 1) вера в единого Бога и религиозность; 2) национализм, утверждающий единство страны; 3) интернационализм, или гуманизм, предполагающий равноправное положение Индонезии в сообществе наций; 4) демократия, основанная на поиске взаимоприемлемых решений методом консенсуса; 5) социальная справедливость для всего народа Индонезии. Эти принципы легли в основу ныне действующей (с изменениями и дополнениями) Конституции Индонезии, которая вступила в силу 18 августа 1945 года. Однако окончательно Индонезия обрела независимость лишь после окончания в 1949 году кровопролитной войны с Нидерландами, которую удалось остановить благодаря как героизму самих индонезийцев, так и поддержке СССР, а затем и ряда других стран в ООН.
Уроки Конференции стран Азии и Африки (КСАА), прошедшей с 18 по 24 апреля 1955 года в городе Бандунге, востребованы и в наши дни, хотя и в иной международной обстановке. Первоначальный замысел конференции состоял в том, чтобы содействовать сотрудничеству стран Азии и Африки в противостоянии колониализму и империализму и в борьбе за независимость и равенство. Поэтому актуальность уроков КСАА можно рассматривать с нескольких сторон.
Во-первых, в связи с развитием взаимодействия по линии Юг – Юг. КСАА остаётся символом сотрудничества между развивающимися странами обоих континентов в борьбе за достижение общих целей, включая преодоление нищеты и неравенства, последствий изменения климата и глобального потепления, а также осуществление задач устойчивого экономического развития.
Во-вторых, в связи с возросшей ролью стран Азии и Африки в мировых делах. Страны Азии и Африки вносят значительный вклад в международную торговлю, в борьбу с изменением климата и в укрепление безопасности. Поэтому по мере роста влиятельности развивающихся стран КСАА может послужить фундаментом для последующей борьбы за их интересы на международной арене.
В-третьих, в связи с участием стран Азии и Африки в глобальных политических и экономических изменениях. Кардинальные изменения мироустройства выражаются в том числе в перетоке экономической мощи в направлении Азии и Африки. Страны этих регионов всё больше вовлекаются в мировые экономические инициативы, в частности в китайский проект «Пояс и путь», а также проводят политику развития, нацеленную на достижение более устойчивого прогресса.
В-четвёртых, в связи с разрешением геополитических проблем. Рост напряжённости в ряде регионов Азии и Африки (Ближний Восток и Южно-Китайское море), а также конфликты в Африке делают опыт КСАА, востребованным в плане развития многосторонней дипломатии и укрепления сотрудничества в деле поддержания стабильности в регионе и мире в целом.
В-пятых, в связи с повышением представленности в международных организациях. Благодаря Бандунгу, где обрели свой голос 29 государств, сегодня страны, не являющиеся членами крупных блоков вроде G7 или G20, могут заявить о своих интересах на международных форумах.
КСАА была первым международным мероприятием, организованным Индонезией. Её также считают первым успешным выступлением развивающихся стран против колониализма. С инициативой организации конференции выступили пять стран: Индонезия, Индия, Пакистан, Бирма/Мьянма и Цейлон/ Шри-Ланка. Они же входили в организационный комитет. В конференции участвовали: Афганистан, Северный Вьетнам, Южный Вьетнам, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Йемен, Камбоджа, Китайская Народная Республика, Лаос, Либерия, Ливан, Ливия, Непал, Саудовская Аравия, Сирия, Таиланд, Турция, Филиппины, Эфиопия, Япония, а также Кипр, Гана и Судан, которые всё ещё оставались в колониальной зависимости.
Организаторы конференции стремились к укреплению солидарности и защите универсальных ценностей гуманизма. Период после окончания Второй мировой войны характеризовался резким политическим размежеванием между двумя блоками стран – западным и восточным. Поэтому КСАА имеет значение и как важное историческое событие. На ней не только была принята совместная декларация стран Азии и Африки, но и впервые прозвучала концепция внешней политики Индонезии, выраженная формулой «независимость и активность».
«ДУХ БАНДУНГА»
Термин «Дух Бандунга» часто используется в отношении социально-политических движений. Он ассоциируется с прогрессивной революционностью, неприятием колониализма и империализма, стремлением к независимости, национальному суверенитету, социальной справедливости, к солидарности с угнетёнными народами и к миру между государствами.
Семидесятая годовщина КСАА выпала на период коренных, глубоких перемен, происходящих в разных частях света. «Дух Бандунга», основанный на принципах солидарности, дружбы и сотрудничества, продолжает играть важную роль для ряда стран Азии и Африки и международного сообщества в целом. Он стал основой построения и поддержания нового, справедливого и равноправного международного политического и экономического порядка, а также руководством для развивающихся стран по укреплению их влияния на основе единства и устойчивого сотрудничества.
«Дух Бандунга», включающий в себя принципы организации взаимоотношений между странами и мирного сосуществования, является признанным во всём мире сводом норм, регулирующих международные отношения. В этих принципах содержится призыв к обеспечению независимости, достоинства и равноправия угнетённых народов. Они же служат руководством по установлению и укреплению дружественных отношений для стран с одинаковыми или разными социальными системами, содержат эффективный способ мирного разрешения застарелых мировых проблем и споров и вносят вклад исторической важности в достижение устойчивой солидарности и тесного сотрудничества между странами Азии и Африки.
Большинство стран становятся всё более взаимозависимыми; они сплачиваются всё теснее и всё решительнее берутся за осуществление общих задач. Развивающиеся страны Азии и Африки формируют единую группу. Оба континента лидируют в мире по потенциалу развития и динамике роста. Этим они обязаны объединённым усилиям своих народов и руководителям, черпающим вдохновение в «Духе Бандунга», который по-прежнему востребован. Теперь перед этой группой стоит нелёгкая задача обеспечения национальной безопасности, социальной стабильности, ускоренного экономического роста и достижения более высокого уровня жизни своих граждан.
В то же время мир столкнулся с рядом новых геополитических вызовов – это в том числе переплетающиеся традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности, разрыв между Севером и Югом, поиск органичного соотношения между экономическим ростом и охраной окружающей среды.
«Дух Бандунга» как нельзя лучше подходит в качестве руководства по преодолению этих вызовов.
УСИЛИЯ ИНДОНЕЗИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И СТАБИЛЬНОСТИ
Проведение Бандунгской конференции стало поворотным моментом в истории международных отношений. Впервые в условиях господства сверхдержав произошло объединение бывших колоний, которые представили альтернативу существующему мировому порядку. Конференция ознаменовалась рождением так называемого «третьего мира» – в этом термине отразилось стремление занять позицию вне соперничества двух блоков стран с различными социальными и экономическими системами. В пространстве между этими двумя блоками начало становление Движения неприсоединения (ДН).
Благодаря конференции стало возможным присутствие представителей стран Азии и Африки в ООН и признание права голоса колониальных народов в собрании наций мира, ускорился процесс восстановления утерянной независимости народами Африки и Азии. Новые независимые страны получили возможность развиваться на основе национальных интересов, воли народа и суверенитета. Конференция внесла огромный вклад в усилия по предотвращению третьей мировой войны и в эволюцию человечества к более справедливому и свободному от войн миропорядку.
В 2024 году Индонезия успешно провела сразу два международных мероприятия. Форум высокого уровня по многостороннему партнёрству (HLF MSP) и II Индонезийско-африканский фурум (IAF) состоялись 1–3 сентября 2024 года в Нуса-Дуа на острове Бали. В результате были заключены 32 деловых соглашения и соглашения о сотрудничестве на общую сумму в 3,5 миллиарда долларов США. Оба мероприятия способствовали укреплению солидарности участников и развитию международных связей Индонезии. Так, Форум высокого уровня по многостороннему партнёрству на тему «Укрепление многосторонних партнёрств: на пути к коренным изменениям» привлёк заинтересованных лиц из государственного, частного сектора, международных организаций и гражданского общества. Обсуждались вопросы последствий изменения климата, социально-экономического неравенства и цифровой трансформации. II Индонезийско-африканский форум на тему «Дух Бандунга и повестка для Африки – 2063» возродил дух КСАА, стимулировав движение к солидарности развивающихся стран. Ожидается, что отношения между Индонезией и Африкой станут ещё более тесными.
В эпоху нового полицентричного миропорядка Бандунгская конференция напоминает нам о духе дипломатии государств третьего мира. КСАА способствовала подъёму Движения солидарности народов Азии и Африки в борьбе против колониализма, неоколониализма и империализма, объединив его участников с разными культурами в обстановке нестабильности в мире, причиной которой была холодная война. «Дух Бандунга» побудил участников Движения солидарности народов Азии и Африки бороться за разрешение социальных, экономических и политических проблем, а также против апартеида в Африке и израильской оккупации Палестины. Конференция стала важной вехой в истории мировой дипломатии.
Традиционно предметом дипломатии являются экономические и политические отношения между государствами. К сожалению, перед лицом новых глобальных вызовов КСАА и её значение оказались менее интересны молодому поколению, чем некоторые недавние межгосударственные инициативы вроде БРИКС, G20 и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Тем не менее «Дух Бандунга» способствовал формированию молодого поколения. Современная дипломатия должна опираться на негосударственных акторов, и молодые поколения играют в этом важную роль.
Перед лицом новых вызовов, включая международные конфликты, изменение климата и бурное развитие технологий, необходимо развивать школу многосторонней международной дипломатии и учиться бандунгскому духу сотрудничества. Конференция создала условия для международного сотрудничества независимых наций, основанного на равенстве, взаимном уважении и невмешательстве в дела друг друга. Молодым людям следует внушить, насколько важна во взаимосвязанном современном мире международная дипломатия. Возросло стратегическое и геоэкономическое значение Азии. Китай и Индия стали мировыми державами, выросла экономика Индонезии. Всё это укрепило позиции Азии и способствует её экономической экспансии в мире и сотрудничеству со странами Африки. Недавно дипломатия обеспечила расширение сотрудничества по линии Юг – Юг в духе Бандунгской конференции. Привлечение к активной деятельности молодого поколения откроет новые перспективы и обеспечит развитие инноваций. Молодое поколение будет более технически развитым и более тесно связанным со сверстниками во всём мире, ему будет легче преодолевать культурные барьеры.
Архивы Бандунгской конференции как подспорье в учебном процессе
Архивы КСАА содержат 565 архивных фотографий, 7 катушек кинохроники и 37 текстовых файлов (1778 печатных листов). Это собрание хранится в Национальном архиве Республики Индонезия. Чтобы обеспечить сохранность архивов КСАА, правительство Индонезии в 2014 году зарегистрировало их в качестве кандидата на включение в реестр «Память мира» ЮНЕСКО. В 2015 году такое включение состоялось.
Учащимся предоставляют иллюстрированные учебники, показывают видео- и анимационные фильмы по истории КСАА. Материалы конференции вдохновляют индонезийскую молодёжь. Молодым людям рассказывают о востребованности «Духа Бандунга» в век глобализации, напоминают о том, как на КСАА обсуждалась концепция «независимости и активности».
Индонезия прошла долгий путь исторического развития. Менялись министры и правительства, каждый период истории отмечен важными вехами. Как молодое суверенное государство и бывшая колония Нидерландов, Японии и Португалии Индонезия обязана сохранить архивы независимости. Глубокий анализ материалов КСАА содержится в университетском курсе истории внешней политики. Студенты должны знать, когда Индонезия выработала линию внешней политики, основанную на концепции «независимости и активности». Это произошло именно вследствие встречи в Бандунге с молодыми суверенными государствами, не присоединившимися ни к одному из враждующих тогда блоков стран под руководством СССР и США, а затем Индонезия стала членом Движения неприсоединения.
Архивы КСАА могут служить источником воспитания гражданственности, поскольку в них присутствует патриотизм и освещается борьба за независимость стран Азии и Африки. Их действительно необходимо использовать в рамках курса общественных наук. Как заявил президент Сукарно, Азия и Африка едины и свободны от гнёта колониализма и империализма. Этот дух следует воспитывать с раннего возраста, в особенности посредством обучения. Молодым людям нужно напоминать о Бандунгской конференции, чтобы они лучше понимали истинную цель борьбы за независимость. Самостоятельная и гордая нация воспитывает сведущих в истории граждан. Обучая студентов и молодёжь урокам КСАА, мы создаём позитивную и долгосрочную память.
ВАЖНОСТЬ БАНДУНГА ДЛЯ ИНДОНЕЗИИ
Бандунгская конференция способствовала росту престижа Индонезии на мировой арене. Движение неприсоединения выработало модель международной дипломатии, основанную на индонезийской концепции «независимости и активности». Индонезия была ведущей страной – участницей конференции, и это даёт молодым людям возможность оценить роль их государства в контексте глобальной дипломатии. Будучи членом АСЕАН, Индонезия имеет все шансы стать региональным лидером. У неё многочисленное население, что является своеобразным «демографическим бонусом». В структуре населения преобладают люди трудоспособного возраста. Молодое поколение способно понять, как идеи Бандунга соотносятся с современными глобальными проблемами (обеспечение кибербезопасности, экономическое неравенство, глобальное потепление). Развивающиеся страны должны объединиться и коллективно отстаивать свои интересы. В интернете молодые люди могут обмениваться идеями, обсуждать глобальные проблемы и сотрудничать, чтобы «Дух Бандунга» оставался востребованным и в XXI веке. В эпоху цифровизации Индонезия может содействовать молодёжной дипломатии, а социальные сети – стать инструментом достижения её целей.
Теперь же, основываясь на этом опыте, негосударственные акторы могут способствовать развитию молодёжной дипломатии. Новые поколения могут выразить свою приверженность урегулированию конфликтов мирными инструментами, участвуя в международных форумах. Продолжение дипломатии мира зависит от сотрудничества и активного участия в международных институтах. Молодое поколение Индонезии должно проявлять большую активность, отстаивая мирное разрешение проблем. Индонезия способна стать координатором усилий по достижению мира во всём мире на основе «Духа Бандунга».
Значение Бандунга и в том, что Индонезия восстанавливает отношения со странами Азии и Африки, укрепляя дипломатические связи. Индонезия и ЮАР подписали меморандум о взаимопонимании в области торговли и обеспечения продовольственной безопасности. Индонезия импортирует из ЮАР соевые бобы, а ЮАР экспортирует в Индонезию ферросплавы, хромовую руду и целлюлозу. Партнёрами Индонезии в энергетическом секторе являются Кения, Танзания, Мадагаскар, Алжир, Габон, Нигерия, Намибия, Ангола и Мозамбик. Всё это способствует укреплению экономического взаимодействия и стратегического партнёрства, обеспечивая повышение уровня жизни граждан.
Индонезия продолжает укреплять отношения со странами Азии, в частности с Китаем и Японией. В области защиты окружающей среды Индонезия и Япония торгуют между собой квотами на выброс углерода в рамках Соглашения о взаимном признании. Членство Индонезии в БРИКС открывает перед ней широкие возможности для сотрудничества с Китаем. Быстрый экономический рост Китая позволяет надеяться на постоянный приток инвесторов в инфраструктурную отрасль Индонезии и в её технологическую сферу. В частности, инвестиции необходимы при возведении новой столицы Индонезии Нусантары. Кроме того, Индонезия сотрудничает с рядом развивающихся стран АСЕАН, Вьетнамом и Лаосом, в сфере государственных и муниципальных услуг, а также в области здравоохранения и производства фармацевтической продукции и медицинских изделий.
Ценности Бандунга могут стать основой построения лучшего будущего, особенно перед лицом различных глобальных вызовов. Во всё более многополярном мире важно поддерживать хорошие отношения со всеми государствами, как развитыми, так и развивающимися.
Термин JASMERAH (jangan sekali-kali lupakan sejarah / «никогда не поступайся историей») был введён в оборот президентом Сукарно в речи от 17 августа 1966 года, произнесённой в ознаменование 21-й годовщины образования Республики Индонезия. Став одним из объектов всемирного культурного наследия, КСАА продолжает оставаться ярким событием в памяти народа Индонезии, особенно её молодёжи.
Молодые индонезийцы могут использовать юбилей конференции и энергию различных праздничных мероприятий как источник вдохновения в политике, искусстве и культуре. Необходимо, чтобы народы Азии и Африки продолжали укреплять братство и единство для достижения мира во всём мире. Азии и Африке пора заинтересоваться возможностью стать частью современного многополярного мира. Их дипломатия может добавить новое измерение международным отношениям.
«ДУХ БАНДУНГА» В ИСКУССТВЕ
Чтобы почтить дух Бандунгской конференции, Индонезия решила познакомить мир с многовековыми обычаями своих народов. К 1980 году был построен Музей Конференции стран Азии и Африки, задачей которого является воспитание грядущих поколений и широкой общественности в духе исторических традиций. В музее выставлены различные артефакты, фотографии и исторические экспонаты, относящиеся к КСАА.
Как говорят дипломаты, дух Бандунгской конференции пропитан звуками музыки. На Конференции стран Азии и Африки в 1955 году звучал ангклунг, традиционный полифонический музыкальный инструмент, возникший в культуре сунданцев, одного из народов Индонезии. В эпической поэме «Кидунг Сунда» рассказывается, что звуки ангклунга помогали поднимать боевой дух солдат на войне. Выбор ангклунга в качестве инструмента музыкальной дипломатии говорит о том, что дух лидеров молодых суверенных государств Азии и Африки был под стать духу солдат на поле боя. Это стало первым исполнением на ангклунге перед международной аудиторией. С тех пор ангклунг получил известность как традиционный индонезийский инструмент и символ единства стран, собравшихся на КСАА.
И по сей день ангклунг является напоминанием об исторических событиях и признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия. В 2022 году на нём играли во время ужина, устроенного после встречи Рабочей группы G20 по цифровой экономике в Джакарте. Это исполнение было воспринято как символ гармонии, вдохновляющий делегацию G20 на выработку политики цифрового развития. В 2024 году его экспонировали на Фестивале стран Азии и Африки. Ангклунг и поныне служит источником вдохновения для всех, кто отвечает за культурную дипломатию Индонезии.
Бойцовский дух лидеров стран Азии и Африки отражён и в короткометражных документальных фильмах. Его выражением стал также Кинофестиваль стран Азии и Африки, состоявшийся в 1958 году в столице Узбекистана Ташкенте. Тогда Советский Союз особо подчёркивал, что Азиатская кинонеделя и этос Бандунга являются главными источниками вдохновения для народов Азии и Африки. В 1957 году, за год до кинофестиваля, состоялась Конференция писателей стран Азии и Африки, продолжавшаяся целый месяц.
Международный дискуссионный клуб «Валдай»
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.
Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.
Анатомия звука Трента Резнора или почему Nine Inch Nails одинаково полюбились массам и эстетам.
От строительства школ и мечетей до военных баз и ЧВК – как Турция тихо, но уверенно наращивает своё влияние в Африке, отодвигая других мировых игроков.
Выборы в Нью-Йорке завершились триумфом политика-новичка. Иммигрант, мусульманин и социалист – новый мэр города олицетворяет три «табу» американской политики и знаменует раскол в Демпартии.
Впервые за 500 лет существования Церкви Англии её духовным лидером стала женщина – епископ Лондона Сара Маллали, что вызвало раскол в глобальном англиканском сообществе.