АСЕАН: ключевой игрок АТР

АСЕАН ИМЕЕТ КРАЙНЕ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТРАН С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЭКОНОМИКОЙ

Центральная роль АСЕАН интересна и нужна прежде всего самой АСЕАН как условие самосохранения в стремительно меняющейся международной конфигурации в качестве независимого центра силы. Однако она нужна и тем странам, которые окажутся в более сложном положении без институциональных форматов в регионе. Среди них и Россия, и многие другие страны, включая КНР и Индию, – все те, для кого экономическое развитие имеет жизненно важное значение, а региональные многосторонние институты, пусть и в их мягкой версии, выполняют стабилизирующую функцию.

Центральная роль Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в институциональных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня рассматривается как политико-дипломатическая данность. В дискурсивном плане все диалоговые партнёры АСЕАН (а их сейчас насчитывается немалое количество – это и крупные игроки – США, Китай, Россия, Индия, Япония, и ряд других стран, и международные организации) всячески подчёркивают свою приверженность её сохранению. Вместе с тем парадоксальным образом подобное положение Ассоциации представляет собой явление недавнего прошлого, но при этом относящееся к другой исторической «эпохе» – времени, когда экономическая взаимозависимость и торговая либерализация казались панацеей от крупных геополитических конфликтов. Сегодня же это сочетание делает центральную роль АСЕАН в макрорегиональных институциональных форматах уязвимой и требующей постоянной работы над её реальным, а не условным сохранением. 

АСЕАН имеет большое значение для стран с развивающейся экономикой.webp


ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОЛЬ АСЕАН В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ

Идея центральной роли АСЕАН (ASEAN centrality) для макрорегионального институционального сотрудничества начала оформляться в 1990-х годах, когда в условиях завершения холодной войны Ассоциация находилась в поиске новых форматов развития. Антикоммунистическая логика объединения стран-основательниц ушла в прошлое, организация планомерно включила в свои ряды бывших антагонистов (Вьетнам, Лаос, Камбоджу и Мьянму) и формулировала новые задачи региональной интеграции. Одновременно происходило активное наращивание внешнего контура партнёрств АСЕАН с более крупными игроками.

Логика таких действий заключалась в том, чтобы в условиях резкого (хотя, как показали дальнейшие события, и временного) снижения глобальной конфликтности избежать вакуума силы в регионе и поддержать на должном уровне интерес к Юго-Восточной Азии внешних игроков. Они должны были выполнять двоякую функцию – придать импульс развитию региона, активно конкурируя за его экономическое пространство, и поддерживать необходимый политический баланс, уравновешивая лидерские устремления друг друга. При этом внешние игроки не должны были действовать вразрез с прерогативой АСЕАН решать собственно региональные проблемы своими силами или с той долей внешнего вмешательства, которую считали приемлемой именно члены Ассоциации (в противовес периоду холодной войны с ярко выраженной объектностью Юго-Восточной Азии, её зависимостью от жёсткой логики биполярности).

Позитивный опыт объединения всех стран Юго-Восточной Азии в рамках одной региональной организации оказался прорывным для АТР, где доминировали двусторонние форматы отношений, а сохраняющиеся разделительные линии препятствовали институционализации макрорегионального взаимодействия. Экстраполяция наработок Ассоциации на макрорегиональные форматы с условием того, что все эти институты примут на вооружение «правила игры» АСЕАН (принцип принятия решений консенсусом и мягкий институционализм без стремления к наднациональности) сформировала ядро идеи «центральной роли АСЕАН».

За вторую половину 1990-х годов и первое десятилетие XXI века семья асеаноцентричных институтов пополнилась Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ), Восточноазиатским саммитом (ВАС), Совещанием министров обороны стран АСЕАН с диалоговыми партнёрами (СМОА+), Расширенным морским форумом АСЕАН и рядом других форматов. Таким образом, Ассоциация постепенно превратилась с основную площадку для макрорегионального диалога, а понятие «центральной роли АСЕАН» стало вбирать в себя новые смыслы. Ассоциация стала позиционировать себя в качестве «рулевого» макрорегиональных процессов. Устоявшейся дипломатической практикой и хорошим тоном стала разработка итоговых документов перечисленных выше саммитов и форумов именно на основании проектов, предлагаемых АСЕАН.  На короткий период времени асеаноцентричные институты оказались монополистами многостороннего взаимодействия в АТР.

При этом в экономике de facto этой центральной роли не сформировалось. Страны АСЕАН оставались в положении более слабых партнёров, однако, поскольку на Юго-Восточную Азию удачно проецировались общие тенденции экономического роста АТР, подстёгнутого в начале этого века кооперационной связкой США и КНР, большинство стран региона получали выгоды от сложившейся ситуации. 


МИНИЛАТЕРАЛИЗМ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ АСЕАН И НЕ ТОЛЬКО

В 2010-е годы наметился переход отношений США и Китая в конфронтационное русло. В 2013 году экономически поднявшийся Китай предложил собственный макрорегиональный проект в виде инициативы «Пояса и пути», а США начали пересмотр своей стратегии в отношении КНР в пользу наращивания инструментов сдерживания. В ситуации растущей конфликтности Соединённые Штаты в гораздо меньшей степени интересовали многосторонние асеаноцентричные институты, поскольку они не справлялись с функцией международной «социализации» Китая в выгодном для США русле. В 2017 году, в период первого президентского срока Дональда Трампа, США официально взяли на вооружение идею Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), до этого развиваемую прежде всего региональными игроками – Индией и Японией.

Сначала дискурсивно на уровне риторики и документов, а затем и на практике в политике США произошло замещение понятия АТР на ИТР. Казалось, что идея ИТР как будто бы подразумевает широкий макрорегиональный подход, пусть и движимый иной логикой, чем АТР. Однако американская версия ИТР стала реализовываться в первую очередь через минилатерализм, что в корне противоречило самой сути мягкого и инклюзивного институционального сотрудничества, предложенного региону АСЕАН и оказавшемуся самым приемлемым форматом взаимодействия для крайне разнородного состава международных игроков.

Первым минилатеральным форматом ИТР стал четырёхсторонний диалог по безопасности, или Quad (объединение США, Австралии, Японии и Индии), который, хотя и не включал формально ни одной из стран АСЕАН, был реанимирован в 2017 году именно на полях саммита АСЕАН в Маниле, а кроме того, предполагал гибкое подключение к нему тех стран, которые в той или иной форме были бы готовы внести свой вклад в сдерживание Китая. В 2020 году к диалогу присоединились Южная Корея, Новая Зеландия и Вьетнам (занимавший в тот год пост председателя АСЕАН), образовав формат Quad+. При этом к диалогу полуторной дорожки Quad+ из числа стран АСЕАН приглашались также Филиппины, Индонезия и Сингапур. Вместе с тем кооперационные элементы риторики Quad, акцент на различных гуманитарных сферах сотрудничества (например, вакцинной дипломатии), а также нежелание Индии напрямую выступать против Китая ограничили возможности Quad эффективно действовать на практике.

В результате за активизацией Quad последовало формирование в 2021 году более сплочённого идеологически и объединённого общими стратегическими и военно-технологическими задачами блока Австралии, Великобритании и США (AUKUS). Вместе с тем, по-видимому, и этого формата оказалось недостаточно для организации результативных действий в отношении Китая, поскольку уже в 2024 году появился ещё один минилатеральный формат, условно названный Squad, на этот раз уже с непосредственным участием одной из стран АСЕАН. Новая группировка, название которой может переводиться с английского языка как «отдел полиции, группа, команда», объединила США, Австралию, Японию и Филиппины – формально в целях реагирования на действия Китая в спорных акваториях Южно-Китайского моря


СОХРАНИТЬ НЕЛЬЗЯ УТРАТИТЬ

Откликаясь на активное утверждение в макрорегиональной политике концепта ИТР, страны АСЕАН попытались предложить своё «Видение Индо-Тихоокеанского региона» (ASEAN Outlook on the Indo-Pacific) с акцентом на дальнейшее кооперационное экономическое развитие и продолжение линии на дискурсивное утверждение идеи центральной роли АСЕАН. При этом многочисленные минилатеральные форматы, инспирированные Соединёнными Штатами, отнюдь не всегда воспринимались в странах Ассоциации как проблемные для сохранения её центральной роли. Любопытно, что в 2024 году 40,9 процента экспертов из стран АСЕАН, опрошенных сингапурским Институтом исследований Юго-Восточной Азии, высказались в пользу того, что сотрудничество с Quad будет выгодно региону, а 32,2 процента рассматривали деятельность Quad как дополняющую деятельность АСЕАН. При этом на вопрос о том, угрожает ли Quad центральной роли АСЕАН и составляет ли конкуренцию асеаноцентричным форматам, в 2023 году положительно ответили всего 13,9 процента респондентов, а в 2024 году ещё меньше – 11 процентов. Что касается AUKUS, при более высокой степени алармизма положительную сторону в его деятельности некоторые видели в том, что вопросы военно-стратегического противостояния Китаю англо-саксонские участники объединения возьмут на себя. Для стран АСЕАН такая ситуация могла бы создать дополнительное пространство для манёвра, поскольку в таком случае они не были бы вынуждены вступать в непосредственный конфликт с Китаем.

Видение развития Сообщества АСЕАН до 2045 года, так же как и другие стратегические документы Ассоциации, естественно, содержат постулаты о сохранении центральной роли АСЕАН. При этом на практике в ситуации роста геополитической конфликтности более сильные игроки с большой долей вероятности будут поступать именно так, как сочтут нужным для реализации своих планов, без особой оглядки на мнение Ассоциации. В экспертных кругах АСЕАН в целом отдают себе в этом отчёт, однако также понимают, что военно-стратегического веса АСЕАН недостаточно, чтобы открыто противодействовать этой линии.

В качестве одного из сценариев развития ситуации на экспертном уровне рассматривается даже потенциальный de facto отказ от центральной роли в политической сфере в обмен на сохранение экономического динамизма. Однако в наш век стратегической неопределённости кто же может гарантировать, что этот status quo окажется долговечным и, более того, благоприятным для Ассоциации?


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: КОМУ НУЖНА ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОЛЬ АСЕАН?

В современных условиях центральная роль АСЕАН не предзадана и не гарантирована. Утратив центральную роль в макрорегиональных институтах, АСЕАН рискует потерять с таким трудом завоёванные рычаги влияния на более сильных партнёров, всё в большей степени определяющих региональную повестку дня.

Центральная роль АСЕАН интересна и нужна прежде всего самой АСЕАН как условие самосохранения в стремительно меняющейся международной конфигурации в качестве независимого центра силы. Однако она нужна и тем странам, которые окажутся в более сложном положении без институциональных форматов в регионе. Среди них и Россия, и многие другие страны, включая КНР и Индию, – все те, для кого экономическое развитие имеет жизненно важное значение, а региональные многосторонние институты, пусть и в их мягкой версии, выполняют стабилизирующую функцию.

Что может помочь укрепить эту центральную роль? Поддержка других влиятельных игроков, наращивание результативного и синхронизированного сотрудничества с ними, устойчивость перед лицом попыток внести внутренний раскол в деятельность АСЕАН, а также усилия стран Ассоциации по обеспечению своей реальной, а не дискурсивной автономии в политико-стратегических делах.


Екатерина Колдунова, Международный дискуссионный клуб «Валдай»
11.03.2025
Важное

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00

Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?

27.03.2025 17:00:00
Другие Статьи

Онлайн-выставка «Двери, ключи, пороги, лестницы, коридоры...» раскрывает глубинные значения этих древних архетипов.

Дебютный проект студии Майка Лейдлоу Yellow Brick Games Eternal Strands не может похвастаться интересным геймплеем.

Продолжение книги «История русско-китайских отношений 1917-1949 гг.» российского историка, востоковеда и китаеведа Владимира Дацышена.

Код Фриппа: как один человек изменил язык рок-музыки.