«Второе пришествие» Диккенса

ВКЛАД, КОТОРЫЙ НЕВОЗМОЖНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ: КАК ИЗМЕНИЛ МИРОВУЮ ЛИТЕРАТУРУ ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС

Многочисленные исследовательские работы, посвященные 100-летней годовщине со дня смерти великого английского писателя (она исполнилась 9 июня 1970 года), новые инсценировки его произведений в кинематографе и на телевидении, новые издания, выставки и собрания стали венцом признания ценнейшего вклада Диккенса в английскую и мировую литературу, высокой оценкой глубочайшей современности творчества писателя, выступавшего в защиту простого человека-труженика и обличавшего пороки капиталистического общества.

Чарлз Диккенс умер 9 июня 1870 года. В те времена первая полоса газеты «Нью-Йорк таймс» состояла из семи колонок сплошного текста. Статья о печальной и неожиданной кончине Диккенса (ему было только 58 лет) заняла почти всю полосу — 5 колонок из 7. Этому же событию была посвящена и редакционная статья в две колонки.  Такова была слава Диккенса.



ПОПУЛЯРНОСТЬ

Романисту, столь любимому читателями при жизни, воздавали должное и после смерти, и, как сказал один проницательный комментатор, «роман» Диккенса с читающей публикой, длившийся 40 лет, стал еще более интересным после его смерти. Отношение последующих поколений к Диккенсу чрезвычайно интересно. Можно выделить три основных момента его посмертной биографии. Во-первых, и это самое важное, с момента смерти и вплоть до наших дней он был и остается одним из наиболее популярных писателей в мире. Его романы жадно читают миллионы людей во многих странах мира.

Представители любых социальных слоев, независимо от степени культуры и образованности, буквально зачитываются его произведениями. Момент второй: так случилось, что в течение 60 или 70 лет после смерти Диккенса в среде наиболее «рафинированных» интеллигентов англоязычного мира и особенно среди людей, зарабатывающих на жизнь литературным или окололитературным трудом, имя Диккенса произносилось с легкой усмешкой, а иногда и с надменным презрением. Диккенс объявлялся «дешевым охотником за популярностью», неспособным возвыситься до чистого, жертвенного и преданного служения искусству, на алтарь которого приносят свой труд «истинные современные творцы».

Романы Диккенса называли «громоздкими и бесформенными» или «бессмысленными и абсурдными», а созданные им характеры — карикатурными. В жизни, твердили критики Диккенса, не встречаются люди, подобные Подснепу или Венирингу, Баундерби или Флоре Фитчинг. Разумеется, бывали и исключения. Джордж Гиссинг, Дж. К. Честертон и Дж. Б. Шоу отмечали талант и мастерство Диккенса-романиста в тот самый период, когда многие высокообразованные критики отрицали какое бы то ни было значение писателя для английской и мировой литературы. Третий момент посмертной биографии Диккенса — это то влияние, которое оказало его творчество на наиболее серьезных писателей следующего поколения не только в Англии, но и за ее пределами.

Первым учеником Диккенса был великий Достоевский, никогда не устававший повторять, что он учился у английского романиста. Тургенев неоднократно признавал, что его становление как писателя проходило под влиянием творчества Диккенса; о том же говорил и Конрад, называвший английского романиста своим учителем. Кроме того, нельзя не заметить, что такие писатели, как Элиот, Пруст, Фолкнер, Беккет и многие другие — этот список можно было бы продолжать и продолжать, совершенно сознательно учились у Диккенса.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Сейчас процесс, который я назвал бы «вторым пришествием» Диккенса, полностью завершен. Более того, мне кажется, что некоторые критики, упорно забывая, что Диккенс жил сто лет назад, подходят к его творчеству с излишне современными мерками. Но так или иначе английский романист вновь и по праву занял то почетное место в литературе, которое ему отводилось при жизни. Замечание Честертона, сделанное в 1906 году, полностью подтвердилось. «Диккенс, — заявил тогда Честертон, — будет считаться не только одним из лучших английских писателей XIX века — он будет считаться лучшим... Я решительно утверждаю, что время выдвинет Диккенса на первый план, и эта фигура заслонит всех остальных писателей XIX века».

К этому пророчеству следует добавить мнение нынешних почитателей Диккенса, не только читателей и критиков старшего поколения, о которых я уже упоминал и которые продолжают наслаждаться творчеством Диккенса, но и мнение нового поколения — студентов и молодых писателей. Насколько я знаю, молодые люди читают сейчас Диккенса с тем же энтузиазмом, восхищением и преклонением, с которыми книги Диккенса читались его современниками; читатели отдают должное широте, разносторонности и масштабности мира, вызванного к жизни творческим гением Диккенса, неистощимой наблюдательности и изобретательности писателя, создавшего целую галерею характеров, давно уже сошедших со страниц его книг и навеки укоренившихся в реальной жизни — в быту, фольклоре и сознании людей.

Нельзя не отметить также и то, что Диккенс был великим социальным романистом, изображавшим современное ему общество в различных драматических аспектах. Творческий путь Диккенса продолжался почти 40 лет — с начала 30-х и вплоть до 70-х годов XIX века; это было время экономического и индустриального расцвета Англии, укрепления ее позиции великой мировой державы, диктующей свою волю другим странам; но одновременно это было время серьезных социальных сдвигов и потрясений. Ни один английский писатель не регистрировал все совершавшиеся при нем изменения и бури с такой полнотой и достоверностью, как это делал в своих романах Диккенс. Писатель не просто регистрировал происходящие события: во всех его произведениях безжалостно бичуются пороки современного ему общества, и эта критика всегда сочетается у него с глубоким проникновением в психологию простых людей.


МАСТЕРСТВО

Нынешние читатели, желающие идти в ногу со временем, найдут в романах Диккенса глубокие исследования. Короче говоря, Диккенс был первым английским романистом, чья творческая фантазия основывалась на твердом знании основных законов развивающегося урбанистического общества. И, наконец, все эти необходимые настоящему литератору качества венчаются и сплавляются воедино чисто писательским мастерством Диккенса: он в совершенстве постиг глубочайшие и сокровеннейшие тайны родного языка. Любая часть диккенсовского романа — будь то речь персонажа, спокойное повествование или авторский комментарий по поводу совершившихся событий — всегда является образцом литературного мастерства как с чисто языковой, так и с композиционно-стилистической точки зрения.
Стивен Маркус, «Нью-Йорк таймс»
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Daniel Maclise
19.06.2024
Важное

Торги токеном хомяка Hamster Kombat стартовали на премаркете криптобиржи Bybit.

13.07.2024 13:00:00

Гана планирует построить свою первую атомную электростанцию: что стоит за этим решением?

13.07.2024 09:00:00

Милей открывает доступ для отечественных и иностранных компаний на авиарынок Аргентины и отменяет регулирование тарифов на авиабилеты.

12.07.2024 17:00:00
Другие Фото

На фото: Ловец воров (справа) во время поисков преступника.
Эфиопия (Абиссиния), ориентировочно 1929 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: Архив Роба Муриса

Заголовок: «400 веков настенной живописи»
Номер и дата выпуска: № 46 (647) 10-16 ноября 1972 год.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Виталий Петрусенко.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 9 (402), 23-29 февраля, 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 22 февраля - 2 марта, 1972 год.