Театр приходит в провинцию

СТОЛИЧНЫЕ СПЕКТАКЛИ УВИДЕЛИ ЖИТЕЛИ ФРАНЦУЗСКОЙ ГЛУБИНКИ.

Поставив перед собой цель знакомить широкие народные массы с искусством, ряд деятелей культуры Франции организовал на местах театры, на сцене которых идут произведения классиков и современных драматургов.

Одни только начинают распахивать «театральную целину», другие уже освоили её. С одной стороны, всего несколько энтузиастов, с другой — хорошо поставленное дело. Но, в общем, театр в провинции — это целый мир.



Жак Рознер в Туркуэне (Северный район Франции), Андрэ Бенишу в Вершиа (департамент Юра) — энтузиасты, несущие искусство театра в традиционно «не театральную» публику.

Добродушный, но упорный лионец Жак Рознер, только недавно обосновавшийся в Северном районе, уже поставил первый спектакль в своём «Театр дю Ламбрекен». На двух десятках представлений пьесы Бертольта Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» около шести тысяч зрителей аплодировали мастерству небольшой труппы. Вскоре жители Северного района смогут оценить очарование новелл Мопассана в ярком исполнении Жерара Гийома.

Всего 150 человек в деревушке Вершиа, что в восьми километрах от центра департамента Юра — Лон-ле-Сонье. За пять лет крестьяне научились любить театр. «Не только потому, что они ходят на наши спектакли, — рассказывает Андрэ Бенишу, директор организованного им народного театра Юра, — а потому, что они видят, как мы работаем». В самом начале всего несколько недоверчивых жителей деревни пришли на репетицию пьесы Валентина Катаева «Квадратура круга». Но вскоре крестьяне поняли, что театр — это труд, и открыли ему свои сердца.

Жак Рознер и Андрэ Бенишу знают, что культуру нельзя преподносить, как, скажем, с помощью рекламы продают новый сорт мыла. «Без зрителей любой репертуар не имеет смысла, — говорит Рознер, — а в провинции зрители не пойдут в театр, не зная, что это такое». Вот почему театры Рознера и Бенишу имеют столь широкие связи со школами, профсоюзами и молодёжными клубами.

Конечно, каждый из них ищет своего зрителя по-разному. Народный театр Юра решил продвигаться вперёд осторожными шагами, ставя пьесы простые и понятные. Жак Рознер, наоборот, не делает никаких скидок на неискушённость зрителей.

В марте 1971 года Министерство культуры Франции назначило его директором драматического центра Северного района, и он поставил трагедию Корнеля «Никомед». Сейчас с успехом прошла пьеса Бертольта Брехта, а на следующий месяц готовится к постановке «Трафальгарское сражение» Роже Витрака.

Артисты «Театр дю Ламбрекен», помимо спектаклей, устраивают концерты поэзии и песни. Комитетам местных предприятий они предлагают одноактные пьесы, которые можно играть практически в любом месте. Оба театра испытывают одни и те же трудности: отсутствие хорошего помещения, нехватка средств, скудность заработной платы. Но всё это не мешает артистам с оптимизмом смотреть в будущее.

Театр в провинции — это не только дома культуры, местные драматические центры, усилия таких энтузиастов, как Жак Рознер и Андрэ Бенишу. Это и такое широко поставленное дело, как гастрольное объединение «Гала Карсанти Эрбер».

Снежный морозный вечер в Бельфоре. На улицах пустынно. Ярко освещён муниципальный театр: здесь идёт пьеса Марселя Ашара «Идиот». На сцене парижские знаменитости Дани Каррель и Франсуа Гэрен. Восемь актёров, костюмы и декорации утром прибыли в Бельфор из Касабланки. После спектакля они отправятся в Кан.

Но этот вечер не единственный в году, когда Бельфор видит пьесу, идущую на Больших бульварах Парижа. Через месяц бельфорцы будут аплодировать Полю Мериссу в пьесе Франсуазы Дорен «Грязный эгоист». Затем гастроли Клода Рика, в марте — «парижский спектакль» Франсуа Вебера «Контракт».

52 года назад Рафаэль Карсанти, служивший администратором в «Театр Режан», решил вывезти в «пустынную провинцию» спектакль, пользовавшийся успехом в Париже. Он организовал гастроли и с тех пор стал энтузиастом такого способа «продления жизни» спектаклей.

В своё время это произвело революционный переворот в гастрольном бизнесе. Через 30 лет наследники Карсанти объединились с Жоржем Эрбером, который совершил тоже своего рода революцию, организовав гастроли по Франции лучшего парижского спектакля года.

С тех пор «Гала Карсанти-Эрбер» знакомит провинцию с парижскими спектаклями. В среднем каждый год устраивается около тысячи представлений десяти «парижских» пьес в тридцати городах — явный успех. Понятно, что «Гала Карсанти-Эрбер» руководствуется кассовым успехом спектаклей. Не беда, если парижский театральный сезон не принёс хороших сборов ни одной из поставленных пьес. Тогда на гастроли едет популярная пьеса прошлого сезона. Так было, например, в 1971 году: беспрецедентным успехом в провинции пользовалась пьеса Ростана «Сирано де Бержерак» с Жаном Маре в главной роли.

Как бы то ни было, театр в провинции существует и постоянно прогрессирует. И это уже не тот «провинциальный театр», вызывавший у парижан насмешки. Это живое, современное искусство в противовес тому, что иногда показывают театры Больших бульваров.

Каролин Александер,  «Экспресс», Париж

Иллюстрация: использованы изображения upklyak 
08.05.2024
Важное

Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.

15.10.2024 17:00:00

В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.

15.10.2024 13:00:00

Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.

15.10.2024 09:00:00
Другие Фото

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 25 февраля - 2 марта 1972 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 6 февраля 1983 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».

Заголовок: «Землетрясения можно предвидеть»
Номер и дата выпуска: № 47 (1012) от 16-22 ноября 1979.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Жан Вольф
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 12 (613), 17-23 марта, 1972 г.