СТОЛИЧНЫЕ СПЕКТАКЛИ УВИДЕЛИ ЖИТЕЛИ ФРАНЦУЗСКОЙ ГЛУБИНКИ.
Поставив перед собой цель знакомить широкие народные массы с искусством, ряд деятелей культуры Франции организовал на местах театры, на сцене которых идут произведения классиков и современных драматургов.
Одни только начинают распахивать «театральную целину», другие уже освоили её. С одной стороны, всего несколько энтузиастов, с другой — хорошо поставленное дело. Но, в общем, театр в провинции — это целый мир.
Жак Рознер в Туркуэне (Северный район Франции),
Андрэ Бенишу в Вершиа (департамент Юра) — энтузиасты, несущие искусство театра в традиционно «не театральную» публику.
Добродушный, но упорный лионец
Жак Рознер, только недавно обосновавшийся в
Северном районе, уже поставил первый спектакль в своём
«Театр дю Ламбрекен». На двух десятках представлений пьесы
Бертольта Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» около шести тысяч зрителей аплодировали мастерству небольшой труппы. Вскоре жители Северного района смогут оценить очарование новелл
Мопассана в ярком исполнении Жерара Гийома.
Всего 150 человек в деревушке
Вершиа, что в восьми километрах от центра департамента Юра —
Лон-ле-Сонье. За пять лет крестьяне научились любить театр. «Не только потому, что они ходят на наши спектакли, — рассказывает Андрэ Бенишу, директор организованного им народного театра Юра, — а потому, что они видят, как мы работаем». В самом начале всего несколько недоверчивых жителей деревни пришли на репетицию пьесы
Валентина Катаева «Квадратура круга». Но вскоре крестьяне поняли, что театр — это труд, и открыли ему свои сердца.
Жак Рознер и Андрэ Бенишу знают, что культуру нельзя преподносить, как, скажем, с помощью рекламы продают новый сорт мыла.
«Без зрителей любой репертуар не имеет смысла, — говорит Рознер, — а в провинции зрители не пойдут в театр, не зная, что это такое». Вот почему театры Рознера и Бенишу имеют столь широкие связи со школами, профсоюзами и молодёжными клубами.
Конечно, каждый из них ищет своего зрителя по-разному.
Народный театр Юра решил продвигаться вперёд осторожными шагами, ставя пьесы простые и понятные. Жак Рознер, наоборот, не делает никаких скидок на неискушённость зрителей.
В марте 1971 года Министерство культуры Франции назначило его директором драматического центра Северного района, и он поставил трагедию Корнеля
«Никомед». Сейчас с успехом прошла пьеса Бертольта Брехта, а на следующий месяц готовится к постановке
«Трафальгарское сражение» Роже Витрака.
Артисты
«Театр дю Ламбрекен», помимо спектаклей, устраивают концерты поэзии и песни. Комитетам местных предприятий они предлагают одноактные пьесы, которые можно играть практически в любом месте. Оба театра испытывают одни и те же трудности: отсутствие хорошего помещения, нехватка средств, скудность заработной платы. Но всё это не мешает артистам с оптимизмом смотреть в будущее.
Театр в провинции — это не только дома культуры, местные драматические центры, усилия таких энтузиастов, как
Жак Рознер и Андрэ Бенишу. Это и такое широко поставленное дело, как гастрольное объединение
«Гала Карсанти Эрбер».
Снежный морозный вечер в
Бельфоре. На улицах пустынно. Ярко освещён муниципальный театр: здесь идёт пьеса
Марселя Ашара «Идиот». На сцене парижские знаменитости
Дани Каррель и Франсуа Гэрен. Восемь актёров, костюмы и декорации утром прибыли в Бельфор из
Касабланки. После спектакля они отправятся в
Кан.
Но этот вечер не единственный в году, когда
Бельфор видит пьесу, идущую на Больших бульварах Парижа. Через месяц бельфорцы будут аплодировать Полю Мериссу в пьесе Франсуазы Дорен «Грязный эгоист». Затем гастроли
Клода Рика, в марте — «парижский спектакль»
Франсуа Вебера «Контракт».
52 года назад
Рафаэль Карсанти, служивший администратором в
«Театр Режан», решил вывезти в «пустынную провинцию» спектакль, пользовавшийся успехом в Париже. Он организовал гастроли и с тех пор стал энтузиастом такого способа «продления жизни» спектаклей.
В своё время это произвело революционный переворот в гастрольном бизнесе. Через 30 лет наследники
Карсанти объединились с
Жоржем Эрбером, который совершил тоже своего рода революцию, организовав гастроли по Франции лучшего парижского спектакля года.
С тех пор
«Гала Карсанти-Эрбер» знакомит провинцию с парижскими спектаклями. В среднем каждый год устраивается около тысячи представлений десяти «парижских» пьес в тридцати городах — явный успех. Понятно, что «Гала Карсанти-Эрбер» руководствуется кассовым успехом спектаклей. Не беда, если парижский театральный сезон не принёс хороших сборов ни одной из поставленных пьес. Тогда на гастроли едет популярная пьеса прошлого сезона. Так было, например, в 1971 году: беспрецедентным успехом в провинции пользовалась пьеса Ростана
«Сирано де Бержерак» с
Жаном Маре в главной роли.
Как бы то ни было, театр в провинции существует и постоянно прогрессирует. И это уже не тот «провинциальный театр», вызывавший у парижан насмешки. Это живое, современное искусство в противовес тому, что иногда показывают театры
Больших бульваров.
Каролин Александер, «Экспресс», Париж
Иллюстрация: использованы изображения upklyak