Порхай как бабочка, скользи как дельфин

УЧЕНЫЕ СОЗДАЮТ ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПЕРЕНИМАЯ ВСЕ ЛУЧШЕЕ У ПРИРОДЫ

В конце 70-х журналисты швейцарской газеты «Вельтвохе» опубликовали большую статью, посвященную… дельфинам. И дело даже не в том, что они заинтересовались жизнью этих умных морских обитателей; на дельфинов пристально посмотрели с точки зрения бионики — науки, которая помогает использовать природные явления в техническом конструировании. Как инженеры учатся у природы и при чем здесь дельфины, читатели «За рубежом» узнали из № 52 (1017) от 21-27 декабря 1979 года. 

Еще в 30-х годах английский ученый Джеймс Грей задался вопросом: как, обладая относительно небольшой мускульной силой, дельфины умудряются развивать такую немыслимую скорость? Мускулы, тщательно рассмотренные в микроскоп, не дали ответа на этот вопрос — они не отличались какой-то сверхсилой по сравнению с мускулатурой других животных. Это загадочное природное явление так долго ставило ученых в тупик, что даже получило собственное название - «парадокс Грея», разгадать который удалось много позже уже немецкому специалисту по ракетной технике М. Крамеру. Во время путешествия в Америку он наблюдал за стайкой резвящихся дельфинов, которые с легкостью обгоняли его судно, и тут его осенило: а может, дело не в мышцах, а в коже?

бионика-2+++ст.jpg

Крамер тщательно изучил кожный покров дельфина под микроскопом и выяснил следующее: он состоит из нижнего слоя толщиной в несколько миллиметров и верхнего, толщина которого всего 1,5 миллиметра. В то время как нижний слой довольно твердый за счет соединительнотканных тяжей мускулатуры, верхний - очень мягкий, на 80 процентов состоит из воды. И только тонкий кожный покров, который контактирует с внешней средой, так же прочен, как и нижний слой. Нижний слой с помощью многочисленных сосочков внедряется в верхний кожный слой и тем самым образует как бы свайный каркас, в котором циркулирует жидкость.

Оказалась, что подобная структура кожи обладает упругой обтекаемостью и точно повторяет колебания среды, гася тем самым сопротивление воды при движении дельфина. То есть благодаря столь гибкой коже дельфин буквально скользит в воде, не встречая препятствий. Крамер, разумеется, тут же начал думать, как это открытие можно применить в своем инженерном деле. Во-первых, он сконструировал подобие кожи дельфина из резины, между слоями которой была жидкость. Во-вторых, обтянул этой кожей конструкцию в форме торпеды. После чего искусственного «дельфина» протащили на буксире, замерив силу создаваемого при этом сопротивления. Аналогичный эксперимент провели с «дельфином» без резиновой кожи.

При буксировке торпеды с жестким корпусом в целом создается большое сопротивление ее движению, вызванное турбулентностью при ее обтекании. Картина выглядит совсем иначе, если тот же самый корпус обтянуть искусственной кожей. Во-первых, сопротивление воды при всех скоростях меньше, чем в случае с жестким корпусом. Во-вторых, это различие тем больше, чем больше скорость движения торпеды, то есть чем быстрее плывет искусственный дельфин, тем в большей мере проявляются хорошие обтекаемые свойства его «кожи». В этом случае может быть легко достигнут коэффициент антитурбулентности, равный 10. Таким образом, парадокс Грея можно считать разгаданным. 

Сыграла ли разгадка парадокса Грея какую-то роль в будущем? Безусловно. Искусственный материал получил название «ламинфло», и, аналогично коже дельфина, он не смачивается и имеет такую же эластично-упругую структуру, которая позволяет скользить в воде с минимальным сопротивлением. Ламинфло обшивают подводные части кораблей, что на 20-25 % повышает их скорость при той же мощности двигателя.

А буквально в конце июля этого года нестандартное применение искусственной коже нашли китайские ученые. Инженеры Института технологий и инженерии материалов Нинбо (NIMTE) создали покрытие из гибких материалов с микроструктурой толщиной 0,1-0,2 мм для корабельных винтов. И хотя это ламинфло намного примитивнее настоящей кожи дельфина, оно помогло существенно снизить трение.

Изобретение успешно протестировали на огромном судне-нефтеналивнике водоизмещением 300 тысяч тонн. В течение более чем 200 дней тестовых рейсов и 35 тысяч пройденных морских миль расход топлива сократился на 2 %.

Может показаться, что это не так много, но, если бы решение было внедрено повсеместно, это позволило бы сократить выбросы углекислого газа более чем на 900 тонн каждый год.

И это не единственный пример того, как бионика поменяла жизнь человечества к лучшему. Например, в ходе исследований выяснилось, что кожа акулы покрыта многочисленными чешуйками под названием «кожные зубики», благодаря которым во время плавания не формируются водовороты и акула плывет быстрее. Теперь эту особенность применяют при создании костюмов для олимпийских пловцов.

При наблюдении за горбатыми китами выяснилось, что они развивают весьма приличную для своего веса скорость - до 27 километров в час - благодаря строению плавников. На их краях есть бугорки с зазубринами.

Добавив на лопасти самолетных турбин аналогичные бугорки с зазубринами, инженеры добились того, что самолеты стали мощнее, а уровень шума и сопротивление воздуха снизились.

Лучшей производительности и снижения шума добились, используя тот же метод и при конструировании лопастей ветряных мельниц Whale Power.

А ракеты полетели во многом благодаря… осьминогам. Они передвигаются реактивными скачкообразными движениями, всасывая воду в специальную камеру (жаберную полость), а после силой мышц выталкивают ее через воронку, двигаясь скачкообразно. По такому же принципу и в ракете используется сила выталкивания газов.

И это лишь малая толика того, что инженеры позаимствовали у природы. Бионика по сей день остается одной из самых перспективных и развивающихся наук.


Мария Седнева

Иллюстрация: использованы изображения из архива и Mika Baumeister

15.08.2024
Важное

Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.

08.09.2024 13:00:00

Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.

08.09.2024 09:00:00

Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.

07.09.2024 13:00:00
Другие Фото

На фото: Подготовка криокапсулы, в которой заморозят тело Джеймса Бедфорда (США, 1967 год).
Фотограф: Генри Гроскински
Источник: Getty Images

Заголовок: «Глушители боли».  
Номер и дата выпуска: № 5 (606) от 28 апреля - 4 мая 1972 г.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Роберт Мортимер.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 11 (612), 10-16 марта, 1972 г.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 16 (409), 12 — 18 апреля 1968 г.