Поэзия «черной» Америки

В 60-Х НЕГРИТЯНСКИХ ПОЭТОВ ОБРАТИЛОСЬ К РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТЕМАТИКЕ

Развитие американской негритянской поэзии в послевоенный период выдвинуло ряд молодых талантливых авторов, посвятивших свое искусство борьбе за экономическое, социальное и расовое равенство.

Боевая негритянская поэзия всегда существовала в Соединенных Штатах, и нетрудно увидеть в Уильяме Дюбуа, Стерлинге Брауне или Лэнгстоне Хьюзе предшественников нынешнего поколения молодых авторов, посвятивших свой талант делу освобождения своего народа.



ОТ АВТОРА К ЧИТАТЕЛЮ

В конце 60-х годов в американской поэзии произошли качественные изменения: большинство негритянских поэтов обратилось к революционной тематике. Десятки авторов создают стихи, в которых говорится уже не столько о закатах солнца, сколько о пережитом, о борьбе против гнета. Такое развитие поэзии определяется прежде всего тем, что этот литературный жанр более подходит для прямого общения с читателями. Современные поэты чувствуют непосредственную реакцию тех, для которых они пишут, и в этом смысле поэтическая форма более эффективна, чем прозаическая. Одна из причин расцвета негритянской поэзии в том, что она обрела «относительную экономическую независимость».

Многие стихотворения, не изданные в виде книг, размножаются в форме листовок, читаются, обсуждаются в негритянских гетто. От автора они попадают прямо к читателю. В последнее время вне рамок традиционной «белой» печати в США появилось также немало журналов, охотно печатающих произведения негритянских писателей. Вышло несколько антологий, среди которых выделяются превосходные «Новая поэзия» Кларенс Мэджор («Интер-ноше паблишерс», 1969 г.) и «Черная поэзия» Дадли Рэнделла («Бродсайд пресс», 1969 г.).

Следует отметить, что в «Бродсайд пресс», Детройтском издательстве, специализирующемся на выпуске поэтических книг под руководством поэта Дадли Рэнделла, тиражом в 10 тысяч экземпляров (тогда как обычно издатели довольствуются 3 тысячами) вышло первое издание произведений талантливого негритянского поэта Дона Ли. Расширение негритянской читательской аудитории позволило за последние 10 лет выпустить более 150 поэтических сборников.

Боевая негритянская поэзия всегда существовала в Соединенных Штатах, и нетрудно увидеть в Уильяме Дюбуа, Стерлинге Брауне или Лэнгстоне Хьюзе предшественников нынешнего поколения молодых авторов, посвятивших свой талант делу освобождения своего народа.


В восточных штатах США ведущая роль в развитии негритянской литературы и искусства по традиции принадлежит Нью-Йорку. Именно в Гарлеме с 40-х годов существует «Комитет за участие негров в искусстве», важную роль в котором играют члены Коммунистической партии США. Существующая с 1963 года в Нью-Йорке группа «Амбра» привлекла к работе таких видных поэтов, как Дэвид Хендерсон, Джеймс Томпсон и Том Дент. В детройтском гетто Вуди Кинг-младший организовал превосходную театральную группу «Консепт Ист».

В Чикаго известная поэтесса Гвендолин Брукс во многом способствовала появлению многообещающих талантов, в частности Дона Ли, Алисии Джонсон и Каролин Роджерс. Активно помогает дебютантам и Хойт Фулдер, который благодаря издаваемому им журналу «Блэк уорд» может поддерживать постоянную связь с сотнями тысяч читателей. Именно в Чикаго романист Рональд Фэйр, поэт Конрад Кент Риверс, ныне покойный, и другие в 1965 году заложили основы «Организации американской черной культуры».

В Сан-Франциско обосновался кружок при «Джорнел оф блэк поуэтри», которым руководят Джо Гонсалвес и Рей Дюрем (последний до того, как начал писать революционные стихи, участвовал в гражданской войне в Испании), Джон Экелс, Марвин Джекмон (более известный под именем Марвин Х). Подобные кружки, как свидетельствует антология «Maстерская черных писателей», изданная летом 1971 года в Канзас-сити, существуют во всех гетто.


РАЗНООБРАЗИЕ TEM

Разнообразие поэтических тем поражает в такой же степени, как и число самих поэтов. В стихах негритянских поэтов нередко воспевается африканское прошлое. Вновь появляется тема, уже звучавшая у поэтов 20-х годов — Клода Маккея или Каунти Калэна, — прославление «бронзовой красоты». Однако теперь эта тема рассматривается в новом аспекте: речь идет уже не только о физической красоте; в стихах воспеваются духовное богатство и революционный подъем женщины-негритянки. Образ такой женщины мы можем легко представить, вспомнив Анджелу Дэвис — сильную, гордую, прекрасную, проникнутую духом борьбы за социальные права своего народа.

Многие стихотворения, не изданные в виде книг, размножаются в форме листовок, читаются, обсуждаются в негритянских гетто. От автора они попадают прямо к читателю. В последнее время вне рамок традиционной «белой» печати в США появилось также немало журналов, охотно печатающих произведения негритянских писателей. Вышло несколько антологий, среди которых выделяются превосходные «Новая поэзия» Кларенс Мэджор («Интер-ноше паблишерс», 1969 г.) и «Черная поэзия» Дадли Рэнделла («Бродсайд пресс», 1969 г.).

Теме разрушения капиталистического и расистского здания в негритянской поэзии отдается предпочтение. Но при этом ненависть носит не абстрактный характер, она всегда направлена против конкретных проявлений расизма. Так, полностью отвергается религия, стоящая на службе колониализма. Тема, звучавшая еще в начале века в замечательной «Литании Атланты» Дюбуа, словно взрыв, вновь прогремела в «Молитве белому богу» Чарлза Андерсона, а Норман Джордан написал с презрением в сборнике «Направление — прах» (1969 г.): «Я заговорил с Библией. Она только толковала мне о смерти». Ненависть равным образом направлена и против негров, ставших прислужниками капиталистической системы, и против негритянской буржуазии, которая безжалостно эксплуатирует братьев по крови.

Однако современная негритянская поэзия отнюдь не сводится к этим взрывам словесного насилия и экстремистской расовой риторики. Ряду поэтов и критиков не по душе этот «антипоэтический» аспект «школы ненависти». Их привлекает более светлая, оптимистическая поэзия. В них воспевается красота негритянской расы, они дышат спокойной силой, сплетенной из мечты о счастье, человеческом братстве и единстве. Именно в них находят свое отражение основные темы народной поэзии. Читая эти произведения, вспоминаешь стихи Арагона и Элюара, написанные в период немецкой оккупации Парижа, — эти короткие стихотворения, в которых красота природы, любви усиливается ощущением их хрупкости.


ГОВОРИТЬ ПО СУЩЕСТВУ

Однако среди негритянских поэтов много таких авторов, которые возвращают мечты на землю. «Перестаньте превращать все в самовыражение и обращать в религию все, что мы делаем», — пишет Натан Хэйр, редактор журнала «Блэк сколар». «Не твердите все время, насколько вы черные, если вам нечего сказать по существу!» — восклицает Дон Ли. Под «существом» он явно подразумевает политическую зрелость и способность затрагивать не только психологический аспект угнетения, но и его политические и экономические аспекты.

Тема Африки служит как бы противовесом серой жизни гетто. Некоторые герои, воспеваемые новой поэзией, — это герои Африки, причем не только Ганнибал или Антар, но и Лумумба и партизанские вожди Фрелимо. Многие произведения посвящены Анджеле Дэвис и братьям Джексон.

Теме разрушения капиталистического и расистского здания в негритянской поэзии отдается предпочтение. Но при этом ненависть носит не абстрактный характер, она всегда направлена против конкретных проявлений расизма. Так, полностью отвергается религия, стоящая на службе колониализма. Тема, звучавшая еще в начале века в замечательной «Литании Атланты» Дюбуа, словно взрыв, вновь прогремела в «Молитве белому богу» Чарлза Андерсона, а Норман Джордан написал с презрением в сборнике «Направление — прах» (1969 г.): «Я заговорил с Библией. Она только толковала мне о смерти». Ненависть равным образом направлена и против негров, ставших прислужниками капиталистической системы, и против негритянской буржуазии, которая безжалостно эксплуатирует братьев по крови.

Весьма знаменательно, что негритянский журнал «Блэк уоррд» опубликовал в июне 1971 года поэму «Анджеле» Зэка Гилберта, в которой выражается искренняя солидарность с мужественной коммунисткой.

Поэтическая революция происходит и в сфере языка, в полном отказе от тезиса «искусство ради искусства». Именно в языке наиболее очевидна та пропасть, которая отделяет негритянских поэтов от «белой» Америки.

Эта поэзия все больше приближается к народному языку. Поэт обращается к людям Гарлема и Уоттса, Саус-сайда и Детройта, сельского Юга. Он становится выразителем народа, сознающего необходимость своего единства, своей солидарности с угнетенными всего мира. Именно в этом смысле следует понимать стихи Конрада Кента Риверса: «Я — надежда и завтрашний день ребенка, который родится у тебя».
Мишель Фабр, «Нувель критик», Париж
Иллюстрация: использованы изображения из архива и Trust "Tru" Katsande
11.09.2024
Важное

Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.

15.10.2024 17:00:00

В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.

15.10.2024 13:00:00

Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.

15.10.2024 09:00:00
Другие Фото

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 25 февраля - 2 марта 1972 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 6 февраля 1983 г.
Источник: тележурнал «Международная панорама».

Заголовок: «Землетрясения можно предвидеть»
Номер и дата выпуска: № 47 (1012) от 16-22 ноября 1979.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Жан Вольф
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 12 (613), 17-23 марта, 1972 г.