В конце 60-х годов в американской поэзии произошли качественные изменения: большинство негритянских поэтов обратилось к
революционной тематике. Десятки авторов создают стихи, в которых говорится уже не столько
о закатах солнца, сколько о пережитом, о
борьбе против гнета. Такое развитие поэзии определяется прежде всего тем, что этот литературный жанр более подходит
для прямого общения с читателями. Современные поэты чувствуют непосредственную реакцию тех, для которых они пишут, и в этом смысле
поэтическая форма более эффективна, чем прозаическая. Одна из причин расцвета негритянской поэзии в том, что она обрела
«относительную экономическую независимость».
Многие стихотворения, не изданные в виде книг, размножаются
в форме листовок, читаются, обсуждаются в негритянских гетто. От автора они попадают прямо к читателю. В последнее время вне рамок традиционной «белой» печати в
США появилось также немало журналов, охотно печатающих произведения
негритянских писателей. Вышло несколько антологий, среди которых выделяются превосходные «
Новая поэзия»
Кларенс Мэджор («Интер-ноше паблишерс», 1969 г.) и
«Черная поэзия»
Дадли Рэнделла («Бродсайд пресс», 1969 г.).
Следует отметить, что в
«Бродсайд пресс», Детройтском издательстве, специализирующемся на выпуске поэтических книг под руководством поэта
Дадли Рэнделла, тиражом в 10 тысяч экземпляров (тогда как обычно издатели довольствуются 3 тысячами) вышло первое издание произведений талантливого негритянского поэта
Дона Ли. Расширение негритянской читательской аудитории позволило за последние 10 лет выпустить
более 150 поэтических сборников.
Боевая негритянская поэзия всегда существовала в Соединенных Штатах, и нетрудно увидеть в Уильяме Дюбуа, Стерлинге Брауне или Лэнгстоне Хьюзе предшественников нынешнего поколения молодых авторов, посвятивших свой талант делу освобождения своего народа.
В восточных штатах
США ведущая роль в развитии негритянской литературы и искусства по традиции принадлежит
Нью-
Йорку. Именно в
Гарлеме с 40-х годов существует
«Комитет за участие негров в искусстве», важную роль в котором играют члены
Коммунистической партии США. Существующая с 1963 года в
Нью-Йорке группа «Амбра» привлекла к работе таких видных поэтов, как
Дэвид Хендерсон,
Джеймс Томпсон и
Том Дент.
В детройтском гетто Вуди Кинг-младший организовал превосходную театральную группу
«Консепт Ист».
В
Чикаго известная поэтесса
Гвендолин Брукс во многом способствовала появлению многообещающих талантов, в частности
Дона Ли, Алисии Джонсон и Каролин Роджерс. Активно помогает дебютантам и
Хойт Фулдер, который благодаря издаваемому им журналу «
Блэк уорд» может поддерживать постоянную связь с сотнями тысяч читателей. Именно в
Чикаго романист
Рональд Фэйр, поэт Конрад Кент Риверс, ныне покойный, и другие в 1965 году заложили основы
«Организации американской черной культуры».
В
Сан-Франциско обосновался кружок при
«Джорнел оф блэк поуэтри», которым руководят
Джо Гонсалвес и
Рей Дюрем (последний до того, как начал писать революционные стихи, участвовал в гражданской войне в Испании),
Джон Экелс, Марвин Джекмон (более известный под именем Марвин Х). Подобные кружки, как свидетельствует антология
«Maстерская черных писателей», изданная летом 1971 года в Канзас-сити, существуют во всех гетто.
РАЗНООБРАЗИЕ TEM
Разнообразие поэтических тем поражает в такой же степени, как и число самих поэтов. В стихах негритянских поэтов нередко воспевается африканское прошлое. Вновь появляется тема, уже звучавшая у поэтов 20-х годов —
Клода Маккея или Каунти Калэна, — прославление «бронзовой красоты». Однако теперь эта тема рассматривается
в новом аспекте: речь идет уже не только о физической красоте; в стихах воспеваются духовное богатство и
революционный подъем женщины-негритянки. Образ такой женщины мы можем легко представить, вспомнив
Анджелу Дэвис — сильную, гордую, прекрасную, проникнутую духом борьбы за социальные права своего народа.
Многие стихотворения, не изданные в виде книг, размножаются в форме листовок, читаются, обсуждаются в негритянских гетто. От автора они попадают прямо к читателю. В последнее время вне рамок традиционной «белой» печати в США появилось также немало журналов, охотно печатающих произведения негритянских писателей. Вышло несколько антологий, среди которых выделяются превосходные «Новая поэзия» Кларенс Мэджор («Интер-ноше паблишерс», 1969 г.) и «Черная поэзия» Дадли Рэнделла («Бродсайд пресс», 1969 г.).
Теме разрушения капиталистического и
расистского здания в негритянской поэзии отдается предпочтение. Но при этом ненависть носит не абстрактный характер, она всегда направлена против
конкретных проявлений расизма. Так, полностью отвергается религия, стоящая на службе колониализма. Тема, звучавшая еще в начале века в замечательной
«Литании Атланты» Дюбуа, словно взрыв, вновь прогремела в «
Молитве белому богу» Чарлза Андерсона, а Норман Джордан написал с презрением в сборнике
«Направление — прах» (1969 г.): «Я заговорил с Библией. Она только толковала мне о смерти». Ненависть равным образом направлена и против негров, ставших прислужниками капиталистической системы, и против
негритянской буржуазии, которая безжалостно эксплуатирует братьев по крови.
Однако современная негритянская поэзия отнюдь не сводится к этим
взрывам словесного насилия и экстремистской расовой риторики. Ряду поэтов и критиков не по душе этот «
антипоэтический» аспект «школы ненависти». Их привлекает более светлая,
оптимистическая поэзия. В них воспевается красота негритянской расы, они дышат спокойной силой, сплетенной из мечты о счастье, человеческом братстве и единстве. Именно в них находят свое отражение основные темы народной поэзии. Читая эти произведения, вспоминаешь стихи
Арагона и Элюара, написанные в период немецкой оккупации
Парижа, — эти короткие стихотворения, в которых красота природы, любви усиливается ощущением их хрупкости.
ГОВОРИТЬ ПО СУЩЕСТВУ
Однако среди негритянских поэтов много таких авторов, которые возвращают мечты на землю.
«Перестаньте превращать все в самовыражение и обращать в религию все, что мы делаем», — пишет Натан Хэйр, редактор журнала «Блэк сколар».
«Не твердите все время, насколько вы черные, если вам нечего сказать по существу!» — восклицает
Дон Ли. Под «существом» он явно подразумевает
политическую зрелость и способность затрагивать не только психологический аспект угнетения, но и его политические и экономические аспекты.
Тема
Африки служит как бы противовесом серой жизни гетто. Некоторые герои, воспеваемые новой поэзией, — это герои
Африки, причем не только
Ганнибал или
Антар, но и
Лумумба и партизанские вожди
Фрелимо. Многие произведения посвящены
Анджеле Дэвис и братьям Джексон.
Теме разрушения капиталистического и расистского здания в негритянской поэзии отдается предпочтение. Но при этом ненависть носит не абстрактный характер, она всегда направлена против конкретных проявлений расизма. Так, полностью отвергается религия, стоящая на службе колониализма. Тема, звучавшая еще в начале века в замечательной «Литании Атланты» Дюбуа, словно взрыв, вновь прогремела в «Молитве белому богу» Чарлза Андерсона, а Норман Джордан написал с презрением в сборнике «Направление — прах» (1969 г.): «Я заговорил с Библией. Она только толковала мне о смерти». Ненависть равным образом направлена и против негров, ставших прислужниками капиталистической системы, и против негритянской буржуазии, которая безжалостно эксплуатирует братьев по крови.
Весьма знаменательно, что негритянский журнал «Блэк уоррд» опубликовал в июне 1971 года поэму «
Анджеле»
Зэка Гилберта, в которой выражается искренняя солидарность с мужественной коммунисткой.
Поэтическая революция происходит и в сфере языка, в полном отказе от тезиса
«искусство ради искусства». Именно в языке наиболее очевидна та пропасть, которая отделяет негритянских поэтов от
«белой» Америки.
Эта поэзия все больше приближается
к народному языку. Поэт обращается к людям
Гарлема и
Уоттса,
Саус-
сайда и
Детройта, сельского
Юга. Он становится выразителем народа, сознающего необходимость своего единства, своей солидарности с угнетенными всего мира. Именно в этом смысле следует понимать стихи Конрада Кента Риверса:
«Я — надежда и завтрашний день ребенка, который родится у тебя».
Мишель Фабр, «Нувель критик», Париж