Остаться в живых. Пятьдесят тысяч лет одиночества

СЕВЕРНЫЙ СЕНТИНЕЛ – МЕСТО, СВОБОДНОЕ ОТ ДИПЛОМАТИИ

Не секрет, что каждый человек (окромя святых) в жизни сталкивается с людьми, которые его напрягают в зависимости от характера, убеждений или вовсе по одной какой-нибудь раздражающей черте: патологическая ложь, интеллектуальная бедность, фанатичная религиозность, политические взгляды, сексуальная ориентация, грязные волосы и т.д. Эпоха глобализации приучает с одной стороны к толерантности, с другой – развивает так называемую токсичность. Все прелести социума, которые раньше сублимировались кухонными разговорами, обрели небывалый масштаб. Благодаря цифровым площадкам можно оперативно собрать деньги на лечение онкобольного ребёнка, но ещё быстрее – изничтожить человека в домовом чате. Например, за то, что его собака нагадила в песочницу (старшая по дому лично видела/слышала/узнала по запаху). Причинять добро и наносить пользу можно безопасно и анонимно – так сон крепче. В общем, в коммуникативной эволюции всё те же правила: выживает сильнейший. К слову, заведующий этим фотоателье тоже не из святых и испытывает определённую неприязнь, в частности, к упомянутым подъездным «швондерам» (М. Булгаков), самыми распространёнными деяниями которых становятся а) собственное переизбрание, б) замена неугодного ЧОПа, в) вожделенный шлагбаум («Моя прелесть…»). Пример с булгаковским колоритом отлично подойдёт и тем предприимчивым людям, которые, глядя на вольготную жизнь племени сентинельцев, мечтают об уплотнении. Ещё бы: полтора десятка человек на острове площадью 60 квадратных километров – губа не дура! Тем более что Северный Сентинел (название острова) номинально – территория Индии, а это, как ни крути, самая населённая страна в мире (по данным indiastat.com от 15 марта 2023 года). Вот только сентинельцы, как и профессор Преображенский, с такой логикой не согласны и в групповые чаты вступать не собираются. Автору этой фотографии Кристиану Карону пришлось использовать длиннофокусный объектив с большого расстояния, чтобы запечатлеть своенравных жильцов. Подплыви он ближе, его бы просто пронзили стрелами, и это не преувеличение. По правилам лицензии мы обязаны предупредить, что оригинальная цветная фотография модифицирована в чёрно-белую.


 
«Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров Невезения в океане есть...» – пел Геша Козодоев и оказался прав: Северный Сентинел действительно почти целиком покрыт густым лесом. Если верить исследователям, шлагбаум от внешнего мира его обитатели поставили от 30 до 50 тысяч лет назад. Живут там «люди-дикари», которые ничего не знают о научных открытиях, международных конфликтах, смартфонах и инфлюенсерах. Что касается их невезучести, то тут вопрос открытый. Язык, социальное устройство и численность племени также неизвестны. По последним подсчётам, проводившимся в 2011 году с вертолёта, зафиксировано 15 человек, но это считая лишь тех, которые вышли погрозить железной птице копьями и стрелами. По оценкам индийского антрополога Трилокхинат Пандит, ресурсы острова могут прокормить до 100 охотников-собирателей. Такие племенные группы называют «неконтактными народами». Подобные сохранились, например, на территории Папуа – Новой Гвинеи и в некоторых районах Южной Америки. Но если большинство из них хоть в каком-то виде знакомы с цивилизацией, то уровень «неконтактности» сентинельцев составляет 100 процентов. На основании всё тех же дронно-вертолётных наблюдений есть серьёзные сомнения в способности сентинельцев к самостоятельной добыче огня, хотя для поддержания тлеющих головёшек существует замысловатая процедура.  

Как пишет The Guardian, люди на острове могут фактически представлять первых азиатов и древнейший форпост человечества на пути расселения из Африки в Австралию, причём сохранившийся, вероятно, в неизменном виде. Пока миграционные волны накрывали Азию и Океанию, часть людей навсегда осталась на этом острове, оборвав связи с внешним миром. Таким образом, можно в некотором роде считать, что предки и их потомки сейчас живут на земле одновременно. Северный Сентинел является территорией Индии, но государство его не контролирует. Нет практически ни одной фотографии, сделанной человеком на самом острове. Исключение – экспедиция National Geographic, успевшая осмотреть несколько пустых хижин, пока в бедро оператора не вонзилась стрела, обратив незваных гостей в бегство. До этого последнее свидетельство присутствия чужаков, выбравшихся с острова живыми, относится к середине XIX века. Это самая экстремальная изоляция в мире.

Вроде бы есть объективные причины, по которым никто за столько лет не обращал внимания на небольшой зелёный остров: пик периода великих географических открытий пришёлся на XVI–XVII века, а это, с точки зрения истории человечества, два дня назад. Последний крупный участок суши – архипелаг Северная Земля – и вовсе был открыт в 1913 году, а ведь он в сотни раз крупнее Сентинела. Тропический остров находился на обочине известных торговых путей и удачно прикрыт архипелагом Большой Андаман с востока, который европейцы использовали как каторжную тюрьму. До землетрясений в Индийском океане в 2004 году Северный Сентинел по всему периметру был окружён рифами, удобных бухт для причаливания не было. К косвенным причинам можно отнести ресурсную оценку (на острове, как в песне, «не растёт кокос») и потенциально затратную логистику. Наконец, мы чего-то не знаем и у них, как в том меме, «с самого начала была какая-то тактика, и они её придерживались». Свидетельств, что территория принадлежала кому-то, кроме самих аборигенов, нет. Зато были попытки. Назойливые британцы побывали здесь минимум дважды.

Фрагмент стихотворения 1899 года Редьярда Киплинга «Бремя белого человека», (в переводе М. Фромана):

Несите бремя белых –
Пожните все плоды:
Брань тех, кому взрастили
Вы пышные сады,
И злобу тех, которых
(Так медленно, увы!)
С таким терпеньем к свету
Из тьмы тащили вы.

В отличие от европейцев, сентинельские дикари последовательны и веками предпочитают сидеть во тьме, им там всё ОК. В то время как подуставшие от «белого бремени» люди не придумали ничего лучше, чем напакостить Агате Кристи и переименовать книжку «Десять негритят» в [белое и пушистое] «Их было десять». Есть подозрение, что древнегреческий санитар Гиппократ, посмотрев на это, повторил бы своё изречение: «Всё хорошо, что в меру». Этому последовал и британский офицер Морис Видал Портман в 1880-х годах, вместе со своей командой похитивший шестерых сентинельцев с острова. Все туземцы быстро заболели, двое умерли. После этого Портман вернул оставшихся в живых обратно на остров. Это единственная условно успешная вылазка, о которой что-то сохранилось. Ранее в XIX веке, как пишет Dzen.ru, индийское торговое судно «Ниневия» застряло на коралловом рифе, который окружает остров и делает его труднодоступным. Команда достигла побережья на лодках и через несколько месяцев была найдена мертвой спасательной экспедицией британского флота. Застревали там и другие суда, но их всякий раз эвакуировали ВМС Индии, а сентинельцам доставалась груда полезного металла, из которого они научились делать наконечники для своих копий и топоры. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Столяров объясняет нынешний подход Индии к негостеприимному народу:

«Правительство Индии придерживается принципа “не навреди”, на законодательном уровне запретив доступ на территории, где проживают представители обособленных племён. Наверное, на современном уровне развития человечества это правильное решение: таким образом уменьшается возможность причинения вреда этим людям и сохраняется для них возможность проживания вне достижений цивилизации».

Сегодня за попытку проникновения на остров по индийским законам грозит крупный штраф и уголовная ответственность, а специальная зона патрулируется пограничными катерами. Редкие рыбаки находят на Сентинеле лишь собственную могилу, и даже тела их забрать никто не может. Оставшийся ученым способ изучения с разрешения властей – оставление предметов современной цивилизации недалеко от берега и наблюдение за реакцией с расстояния. Кокосы, которые у них не растут, они с удовольствием съедают, но попыток посадить в землю и вырастить не делают, куклу похоронили, свинью убили, но не съели и тоже похоронили, красные предметы, кажется, вызывают восхищение, зеленые – безразличие. Забавный случай описывает Джордж Уэбер в книге The Andamance:

«Довольно многие сложили своё оружие и начали жестикулировать нам, чтобы бросили им рыбу. Женщины повыходили из тени, чтобы посмотреть на наше поведение. Несколько мужчин подошли и подняли рыбу. Они казались удовлетворёнными, но не было ощущения смягчения в их враждебном настрое. Все они начали выкрикивать непонятные слова. Мы стали кричать в ответ и показывать жестами, что мы всего лишь хотим с ними подружиться. Напряжённость не ослаблялась. В этот момент произошла странная вещь: одна из женщин подошла к воину и села с ним на песок в страстном объятии. Этот акт стал повторяться другими женщинами, каждой со своим мужчиной, это стало выглядеть как некий групповой акт соития. Таким образом, воинственно настроенная группа уменьшилась. Это продолжалось в течение достаточно долгого времени, когда вдруг темп этого бешеного танца желаний уменьшился и пары вернулись в тень джунглей».

Последняя известная попытка контакта прошла в 2018 году. Американский миссионер Джон Аллен Чау решил обратить местное население в христианство, подготовив им подарки и взяв с собой Библию. Нарушив законы невмешательства и подкупив смелого рыбака, Чау высадился на берег, но вскоре получил стрелу и пытался спрятаться. На допросах рыбак рассказал, что видел, как тело миссионера волокут по песку.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

По-по-по-по-по такому случаю ночи до зари
Плачут невезучие люди-дикари,
И рыдают, бедные, и клянут беду
В день какой неведомо в никаком году.

Из к/ф «Бриллиантовая рука», 1969 г.
Автор: Иван Захаренко
06.04.2023
Важное

Бразилия расширяет сотрудничество в области продовольственной безопасности с 55 странами Африки.

28.03.2025 09:00:00

Что принесли очередные отборочные туры на чемпионат мира - 2026?

27.03.2025 17:00:00
Другие Ретроспективы

Заголовок: «Космический "порог" Японии»
Номер и дата выпуска: № 29 (422) 12-18 июля 1968 г.
Источник: газета «За рубежом».

Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 45 (230), 6 ноября 1964 г.

Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 21 сентября 1980 г.
Источник: «Главная редакция информации».

Заголовок: «Дивадло-36»
Номер и дата выпуска: № 1 (105) 5 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».