Одна фотография ничего не может сказать о достижениях её автора, а в случае если автора зовут
Маргарет Бурк-Уайт, не хватило бы и целой галереи. Данный снимок держит в фокусе нелёгкий жизненный путь самой Мэгги – это, если угодно, аллюзия на существование талантливого фотографа-международника, находящегося в прайме своей карьеры. Вчера ты висел на крыше Крайслер-билдинг, держа на ладони молодой Нью-Йорк, сегодня – в Москве снимаешь
Иосифа Сталина в первые дни войны, а завтра – погружаешься на полтора километра под землю в африканском Йоханнесбурге, чтобы запечатлеть двух пропотевших с головы до ног рабочих.
Прилетел, снял, улетел – романтика! Почти как в «Джентльменах удачи».
«Великая леди с камерой» – так характеризиует её знаменитый LIFE, главные обложки которого в своё время были её рутинной работой.
Бурк-Уайт побывала в эпицентре самых крупных военных конфликтов. Ей чудом удалось спастись с торпедированного судна по пути в Северную Африку,
Маргарет попала под обстрел люфтваффе, бомбардировку в Москве и выжила после крушения вертолёта. За поразительную смелость и живучесть
Бурк-Уайт получила прозвище
Несокрушимая Мэгги. Первая женщина-военкор, первая женщина-фотокор LIFE,
первый западный фотокорреспондент в СССР (официально). Мэгги [по некоторым данным] – единственный иностранный фотограф, которая находилась в Москве в самые первые дни нападения Германии на СССР. За десятилетие до начала войны она уже приезжала в СССР, чтобы снять и показать миру индустриализацию страны за железным занавесом (тогда в качестве фотокорреспондента
Fortune). Ей удалось встать вровень с
Родченко,
вдохновившись конструктивизмом, делая машинные залы красивыми и превращая фабрики в готичекие соборы. Её снимки советской промышленности времён пятилеток во многом способствовали моде на соцреализм в фотографии далеко за пределами СССР. Авторитетный журнал ассоциации историков американского искусства
Panorama в статье, посвященной
Бурк-Уайт прямо называет
Маргарет Russianesque Camera Artist («русский художник камеры»), пытаясь понять: что
это было?
«Если мы изучим научную литературу о советско-американском художественном обмене, мы найдем пару противоречивых объяснений. Один лагерь утверждает, что американский фотограф, такой как Бурк-Уайт, возможно, присвоила стилистические методы советского авангарда (радикальные укорочения и косые углы камеры) для своей собственной коммерциализированной фотопрактики. Вторая группа исследователей интерпретирует визуальное сходство между фотографией Родченко и Бурк-Уайт как доказательство общей этики и политических ценностей. В постсоветскую эпоху третья волна науки проделала средний путь между этими подходами. Более глубоко вовлекаясь в историю советской фотографии, ученые ставят американских и советских фотографов на более равноправную почву, не переоценивая и не разрушая важные исторические различия».
В 1930-х годах ей удалось стать
первым западным фотографом, которому разрешили въезд в Советский Союз и беспрепятственную работу на многих промышленных объектах. Однажды, бороздя просторы СССР,
Маргарет оказалась где-то на стыке Европы и Азии, там и был сделан этот снимок. Вполне вероятно, что это был случайный момент, так как фотография не имеет широкого распространения. Может быть, «русский художник камеры», следуя своей философии «показывать правду о людях», решила на всякий случай развенчать миф о том, что
по русским улицам передвигаются только на медведях. На верблюдах тоже, если потребуется. О себе
Бурк-Уайт шутила, что интуиция её никогда не подводит и
она оказывается именно там, где будут «происходить» новости. По крайней мере, много позже, фиксируя ужасы разных войн, она точно поняла, что фотография – это такой же боеприпас, которым можно «обстреливать», в то время как камера – щит, который способен укрыть от встречных ударов. Весной 1945 года
Бурк-Уайт сопровождала американского генерала в его поездке по Германии, снимая концентрационный Бухенвальд. В коротком комментарии The New York Times она заявила:
«Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня ужасом».
Маргарет была из когорты фотографов, которые были готовы на всё, чтобы сделать удачный кадр. Она работала в Москве, снимая улыбающегося
Сталина и его мать
(кстати, единственный известный снимок матери вождя), ездила в гитлеровскую Германию, сделав много портретов руководителей Третьего рейха. Она моталась по фронтам, как одержимая, чтобы снимать, снимать, снимать. Во времена корейской войны, как пишет сайт pandia.ru, она присутствовала на казни северокорейского пленного.
«Сам момент экзекуции она не зафиксировала, но после казни подняла отрубленную голову и, держа её в одной руке, а фотоаппарат – в другой, сделала снимок: рука, держащая отрубленную голову на фоне улыбающегося палача с топором».
Вероятно, самым главным в этом снимке был посыл: вы отправили меня в Корею фотографировать зверства коммунистов-северян, а
я покажу вам совсем не то, что вы ожидали. Она очень любила рисковать. Она была последней, кто фотографировал
Ганди за несколько часов до того, как его убили. Когда родные и близкие индийского лидера, знавшие о её хороших отношениях с
Ганди, пригласили её разделить скорбь, поставив лишь одно условие – не фотографировать,
Маргарет не удержалась:
«Мы (фотожурналисты) находимся в привилегированном положении: мы видим мир. Наш долг показать его остальным».
Подобно герою «Назад в будущее» она почти всегда в некой точке невозврата, когда нужно принять решение здесь и сейчас, часто рискуя собственной жизнью и при этом пытаясь сделать так, чтобы
история сохранилась в том виде, в котором она предстала перед её объективом. В этой сумасшедшей погоне за кадром её не сокрушила даже болезнь Паркинсона, после диагностирования которой «великая леди с камерой» прожила ещё 21 год.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
У верблюда – два горба, потому что жизнь – борьба!
Эльмира Котляр, детская писательница
Автор:
Иван Захаренко