Французский художник
Гюстав Курбе в 1866 году написал, пожалуй, самую скандальную эротическую картину XIX века под названием
«Происхождение мира». На ней крупным планом изображена покрытая волосами
вульва обнажённой женщины. Модель лежит на кровати, раскрыв бёдра, а границы сцены обрезаны чуть выше груди – таким образом, идентифицировать лицо невозможно. Одного взгляда на эту работу достаточно, чтобы понять, почему
Гюстав Курбе считается одним из основателей реализма в живописи: начав путь с картины «Автопортрет с чёрной собакой» (1842), выполненной в сентиментальной и живописной стилистике, свойственной первой половине XIX века, автор с каждым годом всё чаще и настырнее погружается в натурализм, в конце концов фактически
становится завершителем романтизма во французской живописи, отправляя воздушные и книжные представления о действительности в... свою работу 1866 года.
Курбе считал, что живопись заключается в передаче вещей, которые художник может увидеть и которых может коснуться:
«Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись – предельно конкретное искусство… Это совершенно физический язык».
«Происхождение мира» было написано по заказу турецкого дипломата и большого любителя эротических картин
Халил-бея. Публичное экспонирование работы впервые произошло лишь через 120 с лишним лет с момента написания, в Бруклинском музее Нью-Йорка в 1988 году. До этого провокационное полотно ютилось в частных коллекциях: сначала
Халил-бея, пока тот не обанкротился, затем у венгерского барона в Будапеште, где, по заверению солиста группы «Сплин», и должно храниться «лучшее порно», а
после Второй мировой картина считалась утерянной. Однако в 1955-м её владельцем стал известный психоаналитик
Жак Лакан, который вместе с женой повесил её на самом видном месте в доме, но никто из гостей не мог её увидеть, поскольку затейник
Лакан сделал сдвигаемую двойную раму – таким образом, одна картина была скрыта под другой. Полотно, которое прикрывало оригинал, было написано точь-в-точь по контурам
Курбе, только вместо натуральности был природный пейзаж. Сюрреализма добавляло и то, что вторая картина, маскировочная, была названа также: «Происхождение мира». Любопытно, что примерно в этот же период
Лакан, посвятивший свою жизнь ревизии фрейдистского психоанализа, формулирует схему своего учения так:
«воображаемое – символическое – реальное». Что бы то ни значило, а источник вдохновения, как и то, что
Лакан любил подвигать рамки, споров не вызывает.
Картина, ныне хранящаяся
в музее Орсе в Париже, выставляется под пуленепробиваемым стеклом и под присмотром охранника. Всё это время
неразгаданным был вопрос об идентификации натурщицы Курбе. Поиски «фулла» закончились в 2018 году по совершенной случайности. Согласно материалу LeParisien, французский историк
Клод Шопп на самом деле изучал изданную переписку
Александра Дюма-сына с писательницей
Жорж Санд, но наткнулся на бессмысленную фразу, в которой автор «Дамы с камелиями» высмеивает
Курбе за склонность рисовать эротику крупным планом:
«Никто из нас не напишет самой тонкой и звонкой кистью интервью мисс Кеньо из Парижской оперы».
Тогда пытливый француз
Шопп обратился к первоисточнику письма и,
сверив рукопись с изданной перепиской, обнаружил, что на самом деле вместо слова
«интервью» (entretien) Дюма написал
«чрево» (entrailles). Определить, кто такая мисс
Кеньо, оказалось несложно. Известная в тот период балерина танцевала в Парижской опере, позировала на фотографиях легендарному
Надару (в том числе на снимке ниже) и была любовницей дипломата
Халил-бея, который и заказал картину. С этого момента с большой долей вероятности натурщицей
Курбе считается
Констанс Кеньо. Причины, по которым личность девушки с картины так долго оставалась не раскрытой, банальны, и все в духе реализма: в последние годы жизни
Констанс была респектабельной особой и прославилась филантропией, постаравшись деньгами
подчистить любые следы, ведущие к ней,
Курбе и
Халил-бею. А желающих изучать в подлиннике переписку
Дюма-сына с
Жорж Санд на планете немного. Ну и, в конце концов, серьёзный спрос на идентификацию возник лишь к концу XX века, когда мир в принципе увидел картину. Руководитель отдела печати и фотографии Национальной библиотеки Франции
Сильви Обенас в комментарии BBC News уверяет, что во времена
Курбе никакой интриги изначально не было:
«Вероятно, всем было известно, что на картине изображена именно Кеньо, но со временем это забылось, потому что она стала очень уважаемой женщиной и посвятила себя благотворительности».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
«То, что мы видим, никогда не бывает тем, чем кажется».
Чема Мадоз, испанский фотограф
Автор:
Иван Захаренко