КРУПНЕЙШИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОНЦЕРН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ПЕРЕЖИВАЕТ САМЫЙ СЕРЬЁЗНЫЙ КРИЗИС В СВОЕЙ ИСТОРИИ
Крупнейший автомобильный концерн Западной Европы — западногерманский «Фольксваген» — переживает самый серьезный кризис в своей истории. Прежнее руководство фирмы, тесно связанное с консервативными политическими кругами и проводившее ярко выраженную антирабочую политику, не сумело вовремя перестроить производственную программу. Финансовое положение концерна пошатнулось. Наблюдатели отмечают, что кризис приобрел затяжной характер.
— «Фольксваген»? Опора западногерманской промышленности, символ «немецкого чуда» охвачен кризисом? Этого не может быть!
Голос водителя такси, который вез меня от вокзала
Вольфсбурга до административного корпуса широко известного автомобильного концерна, прозвучал
недоверчиво и одновременно негодующе. Вероятно, точно так же отозвался бы правоверный мусульманин на известие о том, что
Магомет был шарлатаном.
Для шофера такси, так же как и для остальных 100 тысяч жителей
Вольфсбурга, рожденного и вскормленного предприятием-гигантом, главной и непреложной истиной всегда оставались слова покойного главы фирмы «Фольксваген»
Гейнца Нордхоффа о том, что «Фольксваген»
«идет и будет идти только вперед».
Между тем появляющиеся на страницах газет и журналов сообщения все чаще и чаще
звучат иначе. Автомобильный гигант с годовым выпуском продукции на
18 миллиардов марок неодолимо катится вниз, утрачивая впервые за всю историю своего существования доселе непоколебимые
экономические позиции.
АКЦИИ ПАДАЮТ
Уже сейчас его акции
упали на 20 процентов по сравнению с эмиссионной стоимостью, установленной 10 лет назад. В сентябре прошлого года генеральный директор предприятия Курт Лотц подал в отставку в обстановке весьма драматичной и явно порожденной политическими интригами. «
Фольксваген», каким мы его знаем, — детище инженера
Гейнца Нордхоффа, который 1 января 1948 года занял пост генерального директора предприятия, производившего около 30 автомашин в сутки. Двадцать лет бессменного пребывания
Нордхоффа на посту директора вывели «
Фольксваген» на 3-е место среди гигантов мировой автомобильной промышленности: он стал выпускать до 2 миллионов автомобилей в год. Судьба
Нордхоффа целиком связана с моделью «Кэфер» («Жук») — автомобилем, изобретенным в 1938 году в гитлеровской
Германии Фердинандом Порше.
Необходимо отметить, что программа обновления производства не разрабатывалась в
Вольфсбурге вплоть до 1965 года.
«Жук» — это чудо, — доверительно сообщал в то время один из сотрудников Нордхоффа. —
Уникальнейшая модель в практике мирового автомобилестроения. Но чудо не вечно. И когда ему придет конец, что станет с фирмой, со 120 тысячами ее рабочих, с миллионом держателей акций?»
Автомобильный гигант с годовым выпуском продукции на 18 миллиардов марок неодолимо катится вниз, утрачивая впервые за всю историю своего существования доселе непоколебимые экономические позиции.
В 1961 году по инициативе тогдашнего министра экономики
Людвига Эрхарда фирма «Фольксваген», являвшаяся государственной собственностью, была передана в руки частного капитала. Чтобы стимулировать «широкое участие народных масс» в акционерном предприятии, 60 процентов акций было продано мелким держателям.
Новый порядок не повлиял тем не менее на позиции
Нордхоффа: он по-прежнему оставался «полновластным феодалом» в промышленном комплексе и во всем районе
Вольфсбурга.
В начале 1967 года
Нордхофф начал подыскивать себе достойного преемника. Выбор «патриарха» пал — не без влияния правящей партии христианских демократов, желавших иметь в Вольфсбурге человека, верного их политическому курсу, — на
Курта Лотца. Курт Лотц, в прошлом полицейский и офицер генерального штаба, не имел никакой специальной
подготовки в области автомобилестроения. Через 10 месяцев после приезда Лотца в Вольфсбург Нордхофф умер от инфаркта. Отношения нового оказались натянутыми. Председателю профсоюза металлистов, одному из ведущих лидеров западногерманского профсоюзного движения,
Отто Бреннеру, входившему в состав административного совета, Лотц демонстративно не подавал руки. В цехах предприятия Лотц, в отличие от
Нордхоффа, почти не появлялся.
ЯЩИК ПАНДОРЫ
К этому прибавился ряд
непредвиденных обстоятельств, которые окончательно запутали и без того сложную обстановку. На автомобильном рынке появилась
НСУ — фирма-аутсайдер, обладавшая фактической независимостью от крупных монополий. Покупка этой фирмы сулила
Лотцу одновременно прибыли и потери: финансовое положение
НСУ было незавидным, но зато она располагала первоклассным техническим оборудованием. Очевидно, это и побудило Лотца принять не самое мудрое решение. Он приобрел НСУ, а затем объединил ее с предприятием
«Ауди-Ауто-Унион». Подобная операция обернулась для него подлинным ящиком
Пандоры, полным несчастий: новая объединенная группа приносила сплошные убытки. Чтобы как-то поправить дело, Лотц попытался обеспечить себе
75 процентов акций «Ауди-НСУ», что позволило бы ему присоединить новую фирму к «
Фольксвагену».
Двадцать лет бессменного пребывания Нордхоффа на посту директора вывели «Фольксваген» на 3-е место среди гигантов мировой автомобильной промышленности: он стал выпускать до 2 миллионов автомобилей в год. Судьба Нордхоффа целиком связана с моделью «Кэфер» («Жук») — автомобилем, изобретенным в 1938 году в гитлеровской Германии Фердинандом Порше.
С огромными потерями на бирже он приобрел акции, но акционеры меньшинства все же нашли повод
приостановить полное слияние фирм на неопределенный срок. Ко всему прочему модель «К-70», которую
НСУ принесла в приданое «
Фольксвагену», не оправдала надежд Лотца, хотя для ее пуска в серийное производство он построил в
Зальцгиттере новый завод.
Вместо того чтобы привлекать клиентуру конкурирующих с «
Фольксвагеном» фирм, «
К-
70» неожиданно стала главным конкурентом модели «
Фольксваген-411».
Вторым ударом, обрушившимся на голову монарха «королевства Вольфсбург», стала
ревальвация западногерманской марки осенью 1969 года. Изменение валютного паритета поставило «
Фольксваген» — единственную фирму не только в
Западной Германии, но и во всем мире, производящую на экспорт две трети своей продукции, — перед жестокой дилеммой: потерять часть продукции, то есть сократить производство, или снизить цены. Лотц предпочел второе.
Фирма потеряла на этом круглую сумму.
Утрате
Лотцем личных позиций в немалой степени способствовали проходившие в то время
парламентские выборы, в результате которых была создана правительственная коалиция социал-демократов со свободными демократами.
Представителей христианских демократов в административном совете «
Фольксвагена» сменили новые люди — сторонники
социал-демократической партии, которые, образовав блок с представителями от рабочих, получили большинство.
Внутри этого нового большинства возник
проект, предусматривающий осуществление на предприятиях фирмы по примеру
горнодобывающей промышленности паритетного участия в руководящем органе представителей рабочих и предпринимателей. О проведении этого проекта в жизнь при Лотце — человеке
старой школы, решительном противнике любого вмешательства в свои обязанности управляющего — не могло быть речи.
Вместо того чтобы привлекать клиентуру конкурирующих с «Фольксвагеном» фирм, «К-70» неожиданно стала главным конкурентом модели «Фольксваген-411».
1970 год стал для фирмы «
Фольксваген» переломным. Производство продолжало расширяться,
достигая новых высот, но прибыли значительно сократились, возвратившись к уровню 10-летней давности, когда производство составляло лишь треть нынешнего.
В первом квартале 1971 года
обстановка резко ухудшилась. Сократилась продажа модели «
Фольксваген-411», и сборочный конвейер начал работать в убыток. Не оправдались надежды на расширение продажи модели «К-70». Невзгоды одна за другой посыпались на голову детища объединенной фирмы
«Ауди-НСУ». Вначале Лотц пытался скрыть тревожные факты от административного совета, который обычно одобрял все его решения и наравне с ним нес за них ответственность.
Так, например, он стал проводить
совещания генеральной дирекции у себя в кабинете и без участия секретаря, дабы исключить возможность утечки информации. Но его многочисленные противники, должно быть, прослышали о действительном положении вещей, поскольку перешли в
решительное наступление.
В момент, когда битва вступила в
завершающую фазу, некоторые органы западногерманской печати развернули против Лотца широкую кампанию, умело направляемую и обеспеченную информацией. Сразу же вскрылось истинное
финансовое положение «Фольксвагена». Параллельно этому дал трещину фронт
генеральных директоров, до этого времени достаточно сплоченный вокруг Лотца.
НА КРАЮ ПРОПАСТИ
Вскоре председатель административного совета
Иозеф Руст предупредил Лотца, что на очередном заседании 24 сентября совет вынужден будет проголосовать
за отставку Лотца. Если же тот согласится уйти немедленно, станет возможным соблюсти хотя бы внешние приличия. Спесивый экс-глава попросил некоторое время на размышление. В два часа ночи в квартире Руста раздался телефонный звонок.
«Вы победили», — сказал Лотц.
1970 год стал для фирмы «Фольксваген» переломным. Производство продолжало расширяться, достигая новых высот, но прибыли значительно сократились, возвратившись к уровню 10-летней давности, когда производство составляло лишь треть нынешнего.
Преемником Лотца назначен
Рудольф Лайдинг, 56-летний инженер, ветеран
Вольфсбурга, очень близко стоящий к социал-демократам. До этого он успешно возглавлял филиалы «
Фольксвагена» в
Бразилии и «Ауди-НСУ». Никто, однако, не строит иллюзий относительно его способностей сотворить чудо. На экспорт в
США (около 27 процентов всей продукции) наложили очевидный отпечаток протекционистские меры
Никсона; японская конкуренция становится все ощутимее не только в
США, но и на многих европейских и южноамериканских рынках, где еще совсем недавно «Жук» был полновластным хозяином.
Судя по прогнозам, к 1976 году «Жук» потеряет
спрос на американском рынке. Беспокойство, охватившее
Вольфсбург, распространилось уже по всей
Западной Германии. Если к 200 тысячам рабочих, занятых на шести предприятиях «
Фольксвагена», прибавить членов их семей и рабочих некоторых отраслей-«сателлитов», то окажется, что группа «
Фольксваген» несет ответственность за благополучие почти
миллиона людей. Сокращение персонала, хотя бы временное,
отнюдь не исключается.
Ливио Капуто, «Эпока», Милан
Иллюстрация: использованы изображения Unsplash