В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ ВСЁ ЧАЩЕ ЗВУЧАТ ПРИЗЫВЫ ВОССТАНОВИТЬ МЕСТНОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Под сенью манговых деревьев в пышном саду Дворца Ломе, поместья на берегу океана в столице Того, десятки студентов Африканской школы архитектуры и городского планирования (EAMAU) постигают азы архивирования.
Основанный еще в 1905 году, дворец поочередно был резиденцией немецких, французских и британских колониальных губернаторов, а после - поместьем президента, пока не оказался на свалке истории в 1990-х годах. Пятилетняя реставрация вернула дворцу былую красоту, свои двери для широкой публики он распахнул в 2019 году.
Сейчас здесь проводятся выставки, посвященные музыкальным пластинкам со всей
Западной и
Центральной Африки, а также известным женщинам, таким как Нана Бенц, которые продавали ткани с традиционными африканскими узорами в период с 1960-х до 1980-х годов. Еще здесь есть дискотека и ботанический парк со скульптурами площадью 26 акров (около 105 тыс. кв. м).
«Дворец должен был стать средоточием власти, центром силы..., и поэтому город был спроектирован вокруг него, - говорит
Соня Лоусон, автор проекта реконструкции
Дворца Ломе. -
Вот почему мы хотим, чтобы он стал центральным местом обсуждения архитектуры».
В ноябре она совместно с Studio Neida, архитектурной и дизайнерской компанией, работающей по всему миру — от Того до Германии, организовала первый Ломейский архитектурный форум Encounters.
Среди присутствующих были такие докладчики, как британско-ганский архитектор
Нана Бьяма-Офосу, которая рассказала о своем исследовании африканского компаундного дома (компаунд - комплекс частных и многоквартирных жилых домов с собственной развитой инфраструктурой, расположенный на обособленной закрытой территории — прим. ред.).
А рядом с садом, где проходили сессии, в открытой краснокирпичной постройке расположилась выставка, посвященная тропическому модернизму – стилю, характерному для
Западной Африки.
Недостроенные и заброшенные здания являются обычной частью городского пейзажа в
Западной Африке. Некоторые из них даже стали достопримечательностями, которые используются для ориентации на местности. Причины, по которым они пришли в столь плачевное состояние, многочисленны: это и попустительство местных властей, и случаи, когда члены диаспоры, живущие в другой стране, но желающие построить дом на родине, становились жертвами мошенничества со стороны своих же родственников, которые исчезали вместе с деньгами, оставив вместо обещанной усадьбы лишь одинокий недострой.
Как правило, такие здания остаются заброшенными на долгие годы.
«Моя семья начала строить свой дом аж в 1993 году, и он был завершен только в 2018», - рассказал
Доминик Пети-
Фрер, один из докладчиков на конференции и соучредитель проектно-исследовательской практики
Limbo Accra.
Дворец
Ломе, являющийся исключением из общего правила, является тем самым вдохновляющим примером, с которого крошечный Того предлагает начать большой разговор о возрождении и сохранении архитектуры в
Африке.
Но несмотря на всю свою внушительность, отреставрированная усадьба рассказывает лишь половину истории. Менее чем в трёх милях (около 5 км) находится другой объект — отель
«Де ла Пэ»,
который сегодня является символом неопределенности
Того в вопросе сохранения исторического наследия: страна пытается восстановить одни части прошлого, но отказывается от других.
Архитектор
Сабрин Бако, участвовавшая в реставрации Дворца
Ломе, сказала:
«Отель Де ла Пэ — знаковое здание, которое также свидетельствует об истории Того. После обретения независимости, когда Того стремилось утвердиться на международной арене, он был одним из первых роскошных отелей… Это было славное время».
Однако два десятилетия спустя отель, выходящий своими окнами на океан, превратился в руины в результате никудышного управления и государственного пренебрежения, лишивших его былого блеска. Сейчас на его месте работает новый отель, а правительство, как сообщается, планирует снести основной комплекс.
«Есть способы сохранить это архитектурное наследие. Таково мое мнение, но решение, к сожалению принимают политики», - добавила
Бако.
Для некоторых людей именно отель
«Де ла Пэ», а не
Дворец Ломе является олицетворением того, как на самом деле на всем континенте относятся к сохранению африканской архитектуры.
Олуфеми Хинсон Йово, бенинский архитектор, которая в своей в
Instagram* под ником @Cotonou.Architecture рассказывает об исчезающих памятниках, говорит, что многие чиновники в регионе относятся к наследию с презрением.
«На мой взгляд, отношение властей разных западноафриканских городов к культурному наследию сводится к следующему: либо оно находится в хорошем состоянии, привлекает туристов, и тогда мы можем его реставрировать, либо мы его просто сносим и на этом месте строим что-то новое».
«В Дакаре, в Котону мы каждый день просыпаемся и узнаем, что разрушено очередное историческое здание... Это похоже на эпидемию», — добавила она.
Несмотря на то что во многих университетах
Западной Африки существуют факультеты архитектуры, Африканская школа архитектуры и городского планирования (EAMAU), основанная в 1975 году, остается главным специализированным учебным заведением региона. Многие ее выпускники, включая
Сабрин Бако, хорошо известны. Однако эксперты считают, что учебную программу нужно обновить, чтобы лучше соответствовать местным потребностям.
И в то время как политики только начинают раскачиваться, на арену выходит все больше неравнодушных граждан и активистов.
Например, в
Дакаре сейчас наблюдается ренессанс художников, которые посвящают всю свою работу сохранению местных архитектурных шедевров. В ходе конференции сенегальско-камерунская архитектор
Нзинга Мбуп совместно с
Кароль Диоп предложила проект «
Дакароморфозы» (Dakarmorphose), целью которого является картографирование всего культурного наследия города.
А еще есть организация Limbo Accra, которая не только занимается преобразованием недостроенных зданий, но и создает огромный цифровой архив для них, чтобы «найти новые способы решения тех проблем, с которыми мы сталкиваемся в наших городах», говорит Пети-Фрер.
Йово надеется, что эти инициативы вдохновят других.
«Реставрация такого места, как Дворец Ломе, - огромное достижение, - говорит она.
- То, что я могу сесть в такси в Котоне, приехать сюда всего через три часа и встретиться с мировыми архитекторами, молодыми мировыми архитекторами… это просто фантастика. Но нам нужно сделать гораздо больше».
Эромо Эгбеджуле, The Guardian
Перевод Марии Седневой
*запрещенная в России социальная сеть
Иллюстрация: использованы изображения Freepik и Par Nero2022