В декабре прошлого года японская Nippon Steel Corporation объявила о намерении купить видного игрока американской сталелитейной отрасли компанию US Steel. В США сделка сразу же привлекла внимание как металлургического профсоюза, так и политиков, став важной темой в речах кандидатов в президенты. 98 % акционеров компании поддержали продажу японцам, оговоренные сроки покупки подходят к концу, однако сделка не просто далека от завершения — вероятнее всего, она будет заблокирована.
На предмет наличия угроз национальной безопасности сделку продолжает рассматривать комитет по иностранным инвестициям минфина США (CFIUS). По данным Reuters, в своем письме, направленном компаниям, комитет указал на риски поставок стали для критически важных транспортных, строительных и сельскохозяйственных проектов. В письме также говорится о глобальном избытке дешевой китайской стали и выдвигается предположение, что при японском собственнике U. S. Steel ослабит усилия по введению тарифов в отношении иностранных производителей стали. 23 сентября CFIUS должен вынести решение — одобрить сделку, посоветовать президенту заблокировать ее или же по желанию участников продлить проверку еще на 90 дней, то есть задержать окончательный вердикт до президентских выборов в США 5 ноября.
Коллизия вокруг крупного трансграничного поглощения наглядно показывает: США, «продавая» себя как лидера свободного мира, в чувствительных вопросах экономической политики ведут себя как завзятый протекционист, отбрасывая соображения эффективности на задний план.
За полгода до предложения японской стороны, в августе 2023-го, американская компания Cleveland-Cliffs выступила с инициативой покупки своего конкурента US Steel за 7,3 млрд долларов. Cleveland-Cliffs за последние годы уже приобрела AK Steel Holding Corp. и американскую часть бизнеса ArcelorMittal, а слияние со старейшей сталелитейной компанией страны привело бы к созданию нового промышленного гиганта. Однако генеральный директор US Steel Дэвид Беррит отклонил это предложение, назвав его «необоснованным» и указав, что в данный момент невозможно оценить, «отражает ли незапрошенное предложение полную и справедливую стоимость компании». US Steel подчеркнула, что Cleveland-Cliffs настаивала на скорейшем принятии ее условий, не давая возможности провести надлежащий анализ потенциальной сделки. Более того, Alliance for Automotive Innovation, представляющий автопроизводителей, призвал не допустить слияния US Steel и Cleveland-Cliffs, опасаясь, что до 90 % стали, используемой при производстве автомобилей, перейдет под контроль объединенной компании.
Если покупка US Steel — легенды металлургической отрасли США, да и всей американской промышленности — произойдет, ежегодный объем производства Nippon Steel достигнет 59 млн тонн и переместит ее с нынешней четвертой позиции в глобальной табели о рангах на третью — впереди останутся только ArcelorMittal с 69 млн тонн годовой выплавки и — с большим отрывом — китайский гигант China Baowu Group (131 млн тонн). Сегодня в десятке крупнейших сталелитейных компаний мира шесть китайских, а всего КНР производит неимоверные 1,02 млрд тонн стали — 54 % глобального производства.
Влиятельный Объединенный профсоюз сталелитейщиков (USW) выступил против сделки с Nippon Steel, несмотря на обещания покупателя сохранить бренд и локацию штаб-квартиры, а также в течение двух лет, до сентября 2026-го, не сокращать рабочие места и не закрывать предприятия.
Профсоюз не верит этим обещаниям. По его мнению, японцы, следуя стратегии повышения эффективности, сделают ставку на развитие электросталеплавильных активов американской компании, работающих на ломе. При этом принадлежащие US Steel три из восьми американских сталеплавильных заводов полного цикла, работающих не на ломе, а по классической схеме «кокс + агломерат — чугун — сталь», окажутся под угрозой закрытия. Подпитывают опасения опыт Nippon Steel по закрытию интегрированных металлургических комбинатов у себя на родине, а также заявление о продолжении, в случае успеха сделки, проекта US Steel Big River II по развитию электросталеплавильного завода Big River, частью которого является перенос производства в не охваченный профсоюзом USW штат Арканзас.
При этом USW поддержал кандидатуру Cleveland-Cliffs как единственно подходящего покупателя, являющегося «образцовым работодателем для всех своих сотрудников».
Проявили интерес к US Steel и другие игроки. В начале августа 2023 года холдинговая компания Esmark выступила с предложением купить US Steel за 7,8 млрд долларов (35 долларов за акцию). Однако уже спустя неделю Esmark отозвала свое предложение, заявив, что уважает выбор Cleveland-Cliffs профсоюзом USW. В середине августа также стало известно, что к US Steel присматривается и ArcelorMittal.
Япония считается одним из главных союзников и крупнейших источников прямых иностранных инвестиций в США, однако перспектива стальной сделки вызвала острую реакцию у американского истеблишмента на всем политическом спектре. 14 марта президент Джо Байден заявил, что US Steel «должна остаться американской компанией». Несмотря на последовавшие заверения представителей Nippon Steel, что сделка принесет выгоду как промышленности, так и работникам, акции US Steel упали до 38 долларов. После выбывания Байдена из предвыборной гонки действующий вице-президент и новый кандидат в президенты Камала Харрис, выступая в начале сентября на митинге в Пенсильвании, поддержала идею сохранения компании в американской собственности. Обещает заблокировать сделку в случае своей победы на выборах и бывший президент США, действующий кандидат от республиканцев Дональд Трамп. Выступая перед избирателями в конце августа в округе Йорк в Пенсильвании, он повторил свою угрозу заблокировать сделку и тем самым обрушил акции US Steel на 6 % за день.
В Японии позиция американского политикума по сделке вызвала недоумение и сожаление. Высшие должностные лица предпочитают отмалчиваться, эксперты же более откровенны. «Очень трудно представить, что приобретение Nippon Steel US Steel представляет угрозу, — заявил Такахидэ Киути, исполнительный эксперт исследовательского института Nomura. — Позиция правительства США по блокированию инвестиций из Японии, союзника Америки, может негативно повлиять на доверие между Японией и США и потенциально создаст долгосрочную проблему в будущем».
Предмет всеобщего беспокойства, US Steel, занимает важное место в истории американской промышленности. Образованная в результате слияния сталелитейных активов промышленных магнатов Джона Пирпонта Моргана и Эндрю Карнеги в 1901 году, в свое время она была крупнейшей компанией США. US Steel стала первой компанией, чья стоимость превысила миллиард долларов. Принадлежащий ей Металлургический завод Гэри (Gary Works) на протяжении большей части XX века был крупнейшим сталелитейным заводом в мире. Пик занятости в компании пришелся на 1943 год когда в ней трудилось 340 тыс. человек (в прошлом году — чуть менее 15 тыс.).
Однако уже в 1991 году компания вылетела из индекса Dow Jones Industrial Average, представляющего усредненные котировки акций 30 крупнейших промышленных компаний США, и накапливала технологическое отставание от отраслевых конкурентов внутри и вне Америки. Введенная в 2018 году администрацией Трампа 25-процентная пошлина на импортную сталь не смогла кардинально изменить ситуацию. Так, в прошлом году US Steel отгрузила всего 15,5 млн тонн стали, в то время как на пике, в 1953 году, этот показатель достигал 35,8 млн тонн. Сейчас, по данным Всемирной ассоциации стали, US Steel занимает 24-е место в списке крупнейших сталелитейных компаний в мире и 3-е место среди американских компаний (после Nucor и Cleveland-Cliffs). Чистая прибыль US Steel за последние два года рухнула в 4,7 раза, до 895 млн долларов по итогам 2023 года.
При этом и US Steel, и Nippon Steel явно заинтересованы в проведении сделки и не собираются отступать. В последние годы американский рынок столкнулся с дешевым китайским импортом. Но даже высокие тарифы на китайскую сталь не могут нивелировать ценовое различие с американским предложением. По данным GMK Center, цена горячекатаных рулонов в июле 2024 года составляла 650 долларов за тонну, в то время как в Китае она варьировалась в районе 505–510 долларов за тонну. Более того, на США в 2023 году пришлось лишь 4,3 % мирового производства стали, при этом в том же году US Steel произвела 11,6 % сырой стали на американском рынке. В подобных условиях слияние кажется хорошим шансом укрепить конкурентные позиции в условиях стагнирующего глобального рынка стали, где абсолютно доминирует Китай.
Согласно докладу исследовательской службы Конгресса США, с 1990 года президенты США заблокировали восемь крупных трансграничных сделок, в том числе пять после 2017 года.
Противодействие сделке с Nippon Steel — «чисто политическое решение, которое ставит под сомнение заявленную администрацией Байдена нацеленность на создание альянсов среди стран-единомышленников для продвижения экономической конкуренции с Китаем, — заявил Кристофер Джонстон, председатель американского Центра стратегических и международных исследований по Японии. — В конце концов, это представляет собой чистый протекционизм, который не проводит различий между нашими друзьями и нашими противниками».
Высокие цены на масло могут испортить Рождество пекарям и кондитерам.
В ответ на приостановку строительства завода Tesla в Мексике местное правительство обещает создать свой доступный по цене электромобиль.
Инноваторы придумали устройство, выпускающее паутину, как у Человека-паука.
Бразилия предлагает создать фонд, который будет выделять средства странам для защиты тропических лесов.
TON Foundation представил децентрализованный хаб для мемкоинов Memelandia. Новости из мира криптовалют.
В октябре исполнилось 60 лет с момента запуска скоростного поезда синкансэн в Японии.
Власти Квебека повысили плату за обучение для англоязычных студентов в некоторых монреальских вузах, чтобы сохранить культурную идентичность провинции.