Не только «Мона Лиза»

В ЛУВРЕ ПРОХОДИТ ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА МОДЫ

Никто доподлинно не знает, как Лувр, самый посещаемый музей в мире, получил своё название. Одна из версий гласит, что некогда эта местность была охотничьими угодьями, где водились волки (lupi на латыни), обитавшие у берегов Сены. Сегодня Лувр снова стал местом охоты – на этот раз за новыми спонсорами и дополнительным финансированием. Чтобы модернизировать пространство и достойно принимать почти 9 миллионов посетителей в год, музею предстоит собрать около 800 миллионов долларов.

На первый взгляд сумма кажется колоссальной, но размеры Лувра вполне ей соответствуют. По оценкам, чтобы пройти по всем, то есть более чем 400, залам музея, останавливаясь у каждого экспоната хотя бы на 15 секунд, понадобилось бы 18 полных рабочих дней. (Правда, для большинства посетителей задача куда проще: 80 % из них приходят в первую очередь посмотреть на «Мону Лизу».) «Лувр, возможно, самый известный и в то же время наименее понятый музей мира», – пишет журналистка Элейн Скиолино в своей новой книге «Приключения в Лувре».

В Лувре проходит первая выставка моды.webp

Именно на этом фоне музей впервые за 231 год своей истории открыл выставку моды. Она объединила около 100 нарядов и аксессуаров от 45 модных домов, разместив их рядом с экспонатами коллекции декоративно-прикладного искусства Лувра: мебелью, предметами быта и другими историческими артефактами.

Хотя между произведениями искусства и модными шедеврами – века, их соединили неожиданно и остроумно. Кожаные перчатки Hermès выставлены рядом с реликвариями XIV века в форме рук святых. Хромированный наряд от Balenciaga соседствует с рыцарскими доспехами XVI века. Бело-золотой костюм Givenchy с широким поясом, украшенным изображениями шмелей – символом трудолюбия Наполеона, – установлен неподалеку от трона императора.


Выставка задумана как способ привлечь посетителей к менее известным залам музея после обязательного селфи перед «Мона Лизой». «Лувр гораздо богаче и разнообразнее, чем просто одна картина и несколько античных скульптур», – отмечает куратор экспозиции Оливье Габе. По его словам, проект уже помогает людям открывать те части коллекции, которые раньше оставались в тени.

Как подчёркивает Орели Коши из арт-консалтинговой фирмы Twentieth, мода не только расширяет аудиторию, но и привлекает новых меценатов. При этом Лувр отказался от спонсорства модных брендов, чтобы сохранить полную свободу в кураторской работе. Вместо этого 4 марта музей впервые провел модный гала-вечер по образцу нью-йоркского Met Gala, на котором знаменитости в эффектных нарядах помогают собирать огромные средства на нужды музеев.  

Выставки моды давно стали блокбастерами музейного мира, билеты на них распродаются в считаные дни. Луврская экспозиция, которая будет открыта до 21 июля, считается одной из лучших музейных выставок о моде. Её успех объясняется тем, что она не выглядит чисто коммерческим проектом: здесь связь моды с историческими объектами ощущается весьма гармонично и продуманно. По словам Оливье Габе, около трети представленных моделей были вдохновлены коллекцией Лувра.

Так, например, Карл Лагерфельд, много лет создававший коллекции для Chanel, в 2019 году попросил текстильщиков воспроизвести узор старинного сундука для ткани пиджака – теперь этот ансамбль выставлен рядом с оригиналом. Карл Лагерфельд, Юбер де Живанши и Ив Сен-Лоран часто бывали в Лувре, что лишний раз напоминает нам: несмотря на внешнюю лёгкость и блеск, индустрия моды тесно связана с высокой культурой и историей.


Чтобы увидеть, как модная выставка может обернуться неудачей, далеко ходить не надо. Достаточно пройти через сад Тюильри и площадь Согласия до Гран-Пале, где сейчас идёт откровенно коммерческая выставка, посвящённая Dolce & Gabbana. Итальянский бренд создал нечто среднее между святилищем и сценой: каждый зал снабжен прожекторами и собственной музыкальной дорожкой. Бренд активно продаёт кофейники с яркими узорами и пытается поставить себя в один ряд с произведениями высокого искусства и религии: картины Боттичелли вышиты на одежде, а мозаичные изображения Иисуса украшены пайетками на свитшотах.

Толпы посетителей, стремящихся сделать фотографии, могут подумать, что выставку организовал музей. Но на деле бренд просто арендовал пространство и самостоятельно оформил шоу как рекламное мероприятие. По словам Федерики Карлотто из Sotheby’s Institute of Art, в условиях, когда всё больше культурных учреждений стремятся идти в ногу с трендами и общественными увлечениями, особенно важно сохранить «критическую дистанцию», а не поддаваться исключительно на «инстаграмный эффект» и зрелищность.

Покорив Лувр, мода, скорее всего, продолжит шествие по музеям мира. Дизайнерам сотрудничество с музеями выгодно: в отличие от сезонных показов, которые длятся меньше десяти минут, музейные выставки дают их работам «новую жизнь» и привлекают «более широкую аудиторию», говорит дизайнер Эрдем Моралиоглу, чьи работы также представлены в экспозиции. Аудитории тоже нравятся такие выставки. «Мода рассказывает о нашем мире не меньше, чем другие проявления человеческой изобретательности», – отмечает Тим Марлоу, генеральный директор Музея дизайна в Лондоне. Вряд ли кто-то может представить себя восседающим на троне Наполеона, но в мире высокой моды есть нечто удивительно доступное. Ведь одежду носит каждый, даже император.

The Economist
Перевод Марии Седневой
Фото: Елизавета Маркхэм

29.04.2025
Важное

Китайский автопроизводитель GAC вывел два своих электрокара на рынок Эфиопии.

24.05.2025 09:00:00

Турция, возможно, привлечет к строительству новых АЭС канадскую компанию Candu.

23.05.2025 17:00:00
Другие События

Новый медиапроект издания «За рубежом» представляет обзор ключевых событий Китайской Народной Республики.

Из-за закона по регулированию стейблкоинов, который планируют утвердить до конца мая, доходы международных валютных и платежных платформ могут существенно просесть. Новости из мира криптовалют.

Сегодня во Франции стартовал 78-й по счету Каннский кинофестиваль.  

Основатель и бывший CEO одной из самых крупных криптовалютных бирж Binance Чанпен Чжао призывает поторопиться с покупкой биткоина. Новости из мира криптовалют.