КОЛЛЕКЦИЯ РАБОТ ЗНАМЕНИТОГО УЛИЧНОГО ХУДОЖНИКА, ПРИНАДЛЕЖАВШАЯ ЕГО БЫВШЕМУ АГЕНТУ, БЫЛА ПРОДАНА ЗА 1,4 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
Стив Лазаридес – экс-агент самого знаменитого «неизвестного художника» – таинственного Бэнкси. Они познакомились в родном для них Бристоле еще в 1997 году. Лазаридес, в ту пору занимавшийся фотографией, сотрудничал с журналом Sleazenation, его попросили сделать фотопортрет Бэнкси, тогда только начинавшего свой путь в уличном искусстве. Эта встреча оказалась для Лазаридеса судьбоносной, он подружился с художником и стал его агентом. Как рассказывал в интервью Sky News сам Лазаридес, это были веселые и беспечные дни. Бэнкси рисовал граффити на свой страх и риск, причем днем, а не ночью. Агент в свою очередь помогал ему выпутываться из щекотливых ситуаций.
Например, по его наводке художник надевал флуоресцентную куртку и расставлял конусы, чтобы имитировать дорожные работы. Трюк оказался успешным, полицейские проходили мимо, не обращая внимания на
Бэнкси. Еще одна идея
Лазаридеса была связана с «одноразовыми» мобильными телефонами: раз в две недели он покупал новый телефон вместе с новым номером, встречался с
Бэнкси в церкви и передавал ему девайс. Благодаря подобным мерам предосторожности художнику удалось сохранить инкогнито. Кстати, набор из 15 кнопочных «одноразовых» телефонов, включая
Motorola,
Sony и
Nokia, тоже был выставлен
Лазаридесом на аукцион. Лот оценили в 20 000–40 000 долларов, однако он едва дотянул до 16 тысяч.
По словам
Лазаридеса,
Бэнкси не думал о коммерческом успехе, а просто жил моментом. Им двигал интерес к искусству, приправленный толикой хулиганства, а вовсе не сухой расчет. Это отражало суть уличного искусства – работать вне официальных правил, практически в подполье. Неудивительно, что арт-истеблишмент, по словам
Лазаридеса, отвергал
Бэнкси, чувствуя в нем чужака. Зато его горячо полюбила публика, во многом это стало возможным благодаря распространению интернета. Оказалось, что уличному художнику для признания не нужны музеи и галереи: он может общаться со своим зрителем напрямую.
Сотрудничая с Бэнкси, Лазаридес не забывал и о фотографии: он сделал тысячи портретов художника, часть которых опубликовал в 2019–2020-х в двухтомнике Banksy Captured. И хотя их пути с Бэнкси разошлись еще в начале 2009 года, Лазаридес продолжает хранить тайны своего бывшего подопечного. В частности, на его кадрах не видно лица граффитиста, хотя запечатлено закулисье – процесс создания известных вещей. Кстати, причину, по которой их сотрудничество сошло на нет, экс-агент не раскрывает, намекает лишь, что ему хотелось продюсировать и других авторов, а проект «Бэнкси» забирал все силы. К тому же дерзкие адреналиновые вылазки начали его утомлять: подобные вещи, по словам Лазаридеса, – удел молодых.
Как бы то ни было, ему хотелось целиком посвятить себя любимому делу – фотографии. И продажа архива
Бэнкси стала еще одним шагом в этом направлении. На торгах
«Под давлением: архив Бэнкси Стива Лазаридеса», проведенных аукционным домом
Julien’s Auctions в
Лос-Анджелесе 31 октября, было представлено 173 лота: принты, картины, рисунки, трафареты, стикеры, обложки журналов и дисков, созданные художником, пресс-релизы, написанные им от руки, а также предметы для настоящих фанатов вроде его ношеных кроссовок.
Самым дорогим лотом оказался принт
«Девочка с воздушным шариком», он был продан за 104 000 долларов (с эстимейтом 60 000). Правда,
Лазаридес признался в недавнем интервью
The Guardian, что недолюбливает эту работу:
«Все думают, что на ней изображена счастливая сцена. Что же в ней счастливого, если девочка потеряла свое сердце?»
Еще одним хитом стала небольшая монохромная картина
«Человек в капюшоне», при эстимейте 40 000–60 000 она продана за 78 000 долларов. Эта вещь, по словам
Лазаридеса, относится к числу ранних работ
Бэнкси: вероятно, она была создана в 1997 году. Тогда же художник написал еще одну работу, изобразив уличную сценку. Эта картина, правда, ушла всего за 19 500 долларов (при эстимейте 20 000–40 000). Дешевле ожидаемого обошлись и кроссовки
Бэнкси: они были проданы за 32 500 долларов (при эстимейте 40 000–60 000 долларов).
В целом на продажу было выставлено множество знаковых произведений: принт, изображающий хулигана, в руке которого вместо «коктейля
Молотова» – букет цветов (Love Is In The Air (aka Flower Thrower); еще один – со сценой из
«Криминального чтива» Квентина Тарантино, только у персонажей вместо пистолетов в руках бананы; или другая знаменитая вещь – бобби, показывающий зрителю средний палец.
В целом торги прошли лучше, чем планировалось. Всего удалось выручить чуть меньше 1,4 миллиона долларов, хотя ожидалось, что сумма будет скромнее, около 1 миллиона долларов. При этом часть лотов все-таки осталась непроданной. В частности, мелочевка вроде постеров, обложек пластинок и дисков, придуманных Бэнкси. Или «статуэтка» премии Greatest Britons Art Award, видимо не слишком известной, она вручалась единственный раз, в 2007 году – Бэнкси тогда наградили в номинации «Искусство«.
Лазаридес в интервью
The Guardian отметил, что кое-что из вещей
Бэнкси все-таки оставил себе на память:
«Например, гневные записки, которые я находил по утрам, приклеенные клейкой лентой к монитору». Сохранились, очевидно, и хорошие отношения с художником, хотя они, по словам
Лазаридеса, давно не общаются. В интервью
Sky News бывший агент отметил, что в любом случае считает неправильным предавать
Бэнкси и сливать информацию о нем прессе, да и публика вряд ли готова отказаться от любимого мифа:
«Это все равно что сказать пятилетнему ребенку: "Санта-Клауса не существует". Зачем я буду это делать? Зрители создали себе народного героя, и я не собираюсь у них его отнимать».
Ксения Воротынцева, «Культуромания»
Иллюстрация: использованы изображения Fahmi Hidayat , Nick Fewings , Maxim Kotov