То, что КНР превратилась в страну, наиболее обоснованно претендующую на статус «мастерской мира», не новость. Пусть в последние месяцы в прессе и от экспертов звучит немало вопросов относительно того, не закончилось ли китайское экономическое чудо. Вряд ли это так. Хотя глупо было бы отрицать проблемы, вызванные не только ситуацией на внешних рынках, но и широким экономическим маневром внутри Китая.
Ключевой политический лозунг дня: модернизация китайского типа; и один из пяти её элементов – развитие в гармонии с природой. В переводе на более приземлённый язык речь идёт о наращивании инвестиций в программы и проекты низкоуглеродного характера, в том числе более чистую энергетику.
Внешний наблюдатель может по-разному оценивать такую
эволюцию. Один из вариантов: сказать, что китайское правительство ломает голову над трилеммой, то есть пытается достичь
трёх целей одновременно. Эти цели: сохранить экономическую и социальную
стабильность внутри страны; продвигать свою
глобальную повестку; следовать курсу «
позеленения» как основы более качественного роста. Если с дилеммами в нашем мире, как правило, всё непросто, то уж трилемма означает ещё
большую головоломку.
Как известно, «
двойная углеродная цель» китайских властей состоит в том, чтобы достичь пика парниковых выбросов к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году. Надо учитывать, что
климатическая сбалансированность является заметной частью взглядов
Си Цзиньпина на «экологическую цивилизацию». С нулевых годов этого века заметно, что действия на климатической дорожке рассматриваются в
Пекине как чрезвычайно
перспективный элемент внешней политики вообще. При этом там полны решимости занимать по этим вопросам
проактивную позицию, быть ведущими, а не ведомыми.
Продуманность подобного выбора очевидна. Вложения в «авангардность», как убедились дальновидные китайцы, позволяют им наращивать конкурентоспособность на мировых рынках с опорой на свои зеленые сектора промышленности. Уже сегодня электроавтомобили, аккумуляторы и солнечные панели являются крупными драйверами китайского экспорта и закрепили за страной позиции глобального лидера в низкоуглеродой индустрии.
Поэтому-то, скажем, в марте с. г. на сессии
Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) было принято решение ещё более ударными темпами
наращивать инвестиции в проекты чистой энергетики. И это при том, что масштабы происходящего перехода уже куда как впечатляющи: в стране в 2023 г. было размещено столько заказов
на солнечные панели, сколько было произведено во всём мире годом ранее, а мощность ветряков увеличилась тогда же
на 66 % год к году.
Однако выраженные амбиции
Китая не только вызывают хор похвал на глобальных форумах, но и порождают
торговые и
геоэкономические препятствия. Наплыв отдающей зелёным (и лишь относительно недорогой) продукции уже вызвал серьезные
трения со странами Глобального Севера и привел к протекционистским контрмерам. Упрекая власти
Поднебесной в том, что они задействовали избыточные мощности производства, американцы, еврочиновники и иже с ними вытаскивают из рукава всё
новые тарифы и
пошлины. Вообще-то торговые дуэли между
КНР и прочими индустриальными экономиками – это уже привычный элемент глобального пейзажа. Но вот сходные меры со стороны растущих рынков менее известны. Между тем антидемпинговые расследования против
Китая были запущены во
Вьетнаме и
Бразилии, а повышенные тарифы на импорт
электроавтомобилей и другой техники уже ввели
Мексика и
Турция.
Кстати, электромобили (ЭМ) – это не только претендент на звание наиболее
противоречивого товара низкокарбонатного настоящего с точки зрения эффективности и цены/качества. Натиск китайских
EVs, с одной стороны, напрягает экономики в ЕС. Но, с другой стороны, переплетение производственных цепочек
столь плотное, что возникают парадоксы. Так, сейчас лихорадит
«Фольксваген», из-за чего встал вопрос о беспрецедентном закрытии заводов компании в
Германии. Но позиция
Берлина в рамках ЕС относительно введения более высоких тарифов на китайские ЭМ чуть ли не самая сдержанная, в том числе с учётом интересов того же
«Фольксвагена». Крупные немецкие автоконцерны не только ёжатся из-за импорта китайских конкурентов, но и параллельно опасаются ответных мер
Пекина на торговые меры
Брюсселя.
BMW,
Volkswagen (и не только они) зависят от продаж своей продукции в
КНР, да ещё и ввозят в
Европу собственные машины
Made in China.
Еще одной трансграничной проблемой стала
доминирующая позиция Китая как источника минералов и металлов, которые широко используются в зеленом переходе. На фоне нынешних процессов деглобализации и фрагментации страны Севера уже озаботились тем, чтобы
ограничивать свою уязвимость перед поставками из
Китая и наращивать добычу и производство такого сырья поближе к своим берегам.
На фоне шагов правительства
Пекина по защите своих позиций
США и полтора десятка близких к ним государств основали в 2022 г. Партнёрство ради безопасности полезных ископаемых (The Minerals Security Partnership). Его задача – поддержка проектов по добыче ключевых минералов, необходимых для высокотехнологичных отраслей, причём «партнёры» практически не скрывают, что главный замысел – ослабить доминирование
КНР в этой сфере. Кое-кто уже поговаривает, что мир стоит на пороге
«ресурсной холодной войны».
В целом же перспективы зелёного перехода в мире во многом зависят от близости китайских и американских подходов. Это, конечно, не дуумвират в борьбе с климатическим кризисом: Евросоюз ревностно блюдёт свои претензии на лидерство, да и вообще активных игроков «среднего веса» немало. При этом, на поверхностный взгляд, нынешние геополитические трения и упор Пекина и Вашингтона на экономической безопасности делают перспективы такого сотрудничества неясными.
Однако, если посмотреть глубже, обе страны понимают
потенциальную цену вопроса. Спады случаются, но вообще китайско-американский диалог постоянен и весьма субстантивен. Взять хотя бы Заявление об укреплении сотрудничества в этой сфере, принятое в ноябре 2023 г. в
Саннилэнд (Калифорния). В нём
КНР и
США обрисовали целый ряд мер, способных сблизить их позиции по выполнению
Парижского соглашения 2015 г. И это не просто декларация о намерениях, а решение оживить рабочие группы и двусторонний Форум энергоэффективности. Так что совсем не исключено, что климатическая проблематика, бывшая в последние годы всё-таки просветом в затянутых тучами отношениях между
Пекином и
Вашингтоном, снова их сблизит.
Александр Горелик, эксперт по международным организациям
Иллюстрация: использованы изображения Dewanata Visuals и Jennifer Chen