Зеленеет Восток

КИТАЙ СТАНОВИТСЯ ГЛОБАЛЬНЫМ ЛИДЕРОМ В НИЗКОУГЛЕРОДОЙ ИНДУСТРИИ

То, что КНР превратилась в страну, наиболее обоснованно претендующую на статус «мастерской мира», не новость. Пусть в последние месяцы в прессе и от экспертов звучит немало вопросов относительно того, не закончилось ли китайское экономическое чудо. Вряд ли это так. Хотя глупо было бы отрицать проблемы, вызванные не только ситуацией на внешних рынках, но и широким экономическим маневром внутри Китая.

Ключевой политический лозунг дня: модернизация китайского типа; и один из пяти её элементов – развитие в гармонии с природой. В переводе на более приземлённый язык речь идёт о наращивании инвестиций в программы и проекты низкоуглеродного характера, в том числе более чистую энергетику.



Внешний наблюдатель может по-разному оценивать такую эволюцию. Один из вариантов: сказать, что китайское правительство ломает голову над трилеммой, то есть пытается достичь трёх целей одновременно. Эти цели: сохранить экономическую и социальную стабильность внутри страны; продвигать свою глобальную повестку; следовать курсу «позеленения» как основы более качественного роста. Если с дилеммами в нашем мире, как правило, всё непросто, то уж трилемма означает ещё большую головоломку.

Как известно, «двойная углеродная цель» китайских властей состоит в том, чтобы достичь пика парниковых выбросов к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году. Надо учитывать, что климатическая сбалансированность является заметной частью взглядов Си Цзиньпина на «экологическую цивилизацию». С нулевых годов этого века заметно, что действия на климатической дорожке рассматриваются в Пекине как чрезвычайно перспективный элемент внешней политики вообще. При этом там полны решимости занимать по этим вопросам проактивную позицию, быть ведущими, а не ведомыми.

Продуманность подобного выбора очевидна. Вложения в «авангардность», как убедились дальновидные китайцы, позволяют им наращивать конкурентоспособность на мировых рынках с опорой на свои зеленые сектора промышленности. Уже сегодня электроавтомобили, аккумуляторы и солнечные панели являются крупными драйверами китайского экспорта и закрепили за страной позиции глобального лидера в низкоуглеродой индустрии.


Поэтому-то, скажем, в марте с. г. на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) было принято решение ещё более ударными темпами наращивать инвестиции в проекты чистой энергетики. И это при том, что масштабы происходящего перехода уже куда как впечатляющи: в стране в 2023 г. было размещено столько заказов на солнечные панели, сколько было произведено во всём мире годом ранее, а мощность ветряков увеличилась тогда же на 66 % год к году.

Однако выраженные амбиции Китая не только вызывают хор похвал на глобальных форумах, но и порождают торговые и геоэкономические препятствия. Наплыв отдающей зелёным (и лишь относительно недорогой) продукции уже вызвал серьезные трения со странами Глобального Севера и привел к протекционистским контрмерам. Упрекая власти Поднебесной в том, что они задействовали избыточные мощности производства, американцы, еврочиновники и иже с ними вытаскивают из рукава всё новые тарифы и пошлины. Вообще-то торговые дуэли между КНР и прочими индустриальными экономиками – это уже привычный элемент глобального пейзажа. Но вот сходные меры со стороны растущих рынков менее известны. Между тем антидемпинговые расследования против Китая были запущены во Вьетнаме и Бразилии, а повышенные тарифы на импорт электроавтомобилей и другой техники уже ввели Мексика и Турция.

Кстати, электромобили (ЭМ) – это не только претендент на звание наиболее противоречивого товара низкокарбонатного настоящего с точки зрения эффективности и цены/качества. Натиск китайских EVs, с одной стороны, напрягает экономики в ЕС. Но, с другой стороны, переплетение производственных цепочек столь плотное, что возникают парадоксы. Так, сейчас лихорадит «Фольксваген», из-за чего встал вопрос о беспрецедентном закрытии заводов компании в Германии. Но позиция Берлина в рамках ЕС относительно введения более высоких тарифов на китайские ЭМ чуть ли не самая сдержанная, в том числе с учётом интересов того же «Фольксвагена». Крупные немецкие автоконцерны не только ёжатся из-за импорта китайских конкурентов, но и параллельно опасаются ответных мер Пекина на торговые меры Брюсселя. BMW, Volkswagen (и не только они) зависят от продаж своей продукции в КНР, да ещё и ввозят в Европу собственные машины Made in China.

Еще одной трансграничной проблемой стала доминирующая позиция Китая как источника минералов и металлов, которые широко используются в зеленом переходе. На фоне нынешних процессов деглобализации и фрагментации страны Севера уже озаботились тем, чтобы ограничивать свою уязвимость перед поставками из Китая и наращивать добычу и производство такого сырья поближе к своим берегам.

На фоне шагов правительства Пекина по защите своих позиций США и полтора десятка близких к ним государств основали в 2022 г. Партнёрство ради безопасности полезных ископаемых (The Minerals Security Partnership). Его задача – поддержка проектов по добыче ключевых минералов, необходимых для высокотехнологичных отраслей, причём «партнёры» практически не скрывают, что главный замысел – ослабить доминирование КНР в этой сфере. Кое-кто уже поговаривает, что мир стоит на пороге «ресурсной холодной войны».

В целом же перспективы зелёного перехода в мире во многом зависят от близости китайских и американских подходов. Это, конечно, не дуумвират в борьбе с климатическим кризисом: Евросоюз ревностно блюдёт свои претензии на лидерство, да и вообще активных игроков «среднего веса» немало. При этом, на поверхностный взгляд, нынешние геополитические трения и упор Пекина и Вашингтона на экономической безопасности делают перспективы такого сотрудничества неясными.


Однако, если посмотреть глубже, обе страны понимают потенциальную цену вопроса. Спады случаются, но вообще китайско-американский диалог постоянен и весьма субстантивен. Взять хотя бы Заявление об укреплении сотрудничества в этой сфере, принятое в ноябре 2023 г. в Саннилэнд (Калифорния). В нём КНР и США обрисовали целый ряд мер, способных сблизить их позиции по выполнению Парижского соглашения 2015 г. И это не просто декларация о намерениях, а решение оживить рабочие группы и двусторонний Форум энергоэффективности. Так что совсем не исключено, что климатическая проблематика, бывшая в последние годы всё-таки просветом в затянутых тучами отношениях между Пекином и Вашингтоном, снова их сблизит.
Александр Горелик, эксперт по международным организациям
Иллюстрация: использованы изображения Dewanata Visuals  и Jennifer Chen
07.10.2024
Важное

Италия впервые станет местом проведения парусной регаты Кубка Америки.

19.05.2025 09:00:00

Из-за глобального потепления в странах Латинской Америки и Карибского бассейна почти не останется банановых плантаций.

18.05.2025 13:00:00
Другие Статьи

Выставка «Архитектура, созданная из архитектуры» исследует, как здания формируют культурное своеобразие Чили.  

Зачем технологическая элита США продвигает идеологию неореакции, утверждающую, что стране нужна единоличная власть?

Таяние ледников не только беспокоит ученых,  но и серьезно влияет на обычаи и верования коренных народов гор.

Ведущий китайский разработчик, подаривший миру Genshin Impact, совершает стратегический поворот — от аниме-эстетики к созданию ИИ-генерируемых виртуальных миров и «живых» персонажей.