Человечество всегда мечтало о метавселенной – мире, который находится за пределами обыденной реальности, где обитают божества и чудовища, где оживают прекрасные мифы. Ее концепцию обычно связывают с именем американского писателя-фантаста Нила Стивенсона, но мне кажется, что все началось с Микеланджело Буонарроти.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ФРЕСОК
Микеланджело первым показал зрителю вход в виртуальный мир в своих работах «Сотворение Адама» и «Страшный суд». Он использовал для этой цели физический размер и структуру Сикстинской капеллы, а также методы живописи – перспективу и светотени. Вызывая ощущение расстояния и трехмерности, плоская одномерная поверхность приобретала пространственную глубину и начинала выглядеть как трехмерное пространство. Это произведение и сейчас будоражит воображение зрителя и погружает его в мир, созданный художником.
Используя перспективу, он создал видимость того, что колонны уходят в небо, благодаря чему церковь казалась намного выше и величественнее, чем есть на самом деле. Таким образом, за счет плавного расширения конструкций стен и колонн от пола до потолка были преодолены физические ограничения размера и структуры церкви.
Сама роспись потолка еще более удивительна, чем фальшивый купол. Пользуясь своим исключительным воображением и техникой перспективы, Поццо изобразил величественную и фантастическую сцену. Он использовал много белого цвета в центре картины, чтобы подчеркнуть неземной образ небес. На потолке над алтарем он представил основателя иезуитов Святого Игнатия верхом на коне и ведущего битву, ясно передав зрителю тему и послание картины.
Поццо не просто использовал перспективу, он рисовал с точки зрения зрителя. Когда зритель стоит в центральном приделе церкви и смотрит на потолок, то видит большинство фигур снизу, что создает иллюзию того, что он погружается в виртуальный мир и достигает небес. Это превращает зрителя из простого наблюдателя в участника виртуального пространства, созданного величественной архитектурной росписью потолка.
МАГИЧЕСКАЯ СИЛА ПАНОРАМЫ
Следующий удивительный шаг в сторону метавселенной был сделан в 1881 году голландским художником Хендриком Виллемом, который создал Panorama Mesdag в Гааге (Нидерланды). Эта панорама представляет собой огромную цилиндрическую картину высотой 14 метров и длиной окружности 120 метров. Она изображает вид на море, пляж и рыбацкую деревню Схевенинген конца 19 века. Зрители находятся на центральной смотровой площадке, окруженной гигантским полотном, отделенным от них искусственным песчаным пейзажем с реальными предметами, который плавно переходит в нарисованную сцену.
Panorama Mesdag обладает эффектом погружения за счет огромного размера картины, которая заполняет все поле зрения, 360-градусного изображения, которое окружает зрителя, освещения, которое создает иллюзию естественного, а также благодаря плавному переходу от реальных объектов к реалистично нарисованному пейзажу.
ИММЕРСИВНЫЙ ТЕАТР
В 1908 году в Московском Художественном театре режиссер Константин Станиславский поставил спектакль «Синяя птица» Мориса Метерлинка, который произвел революцию в театральном искусстве своего времени. Постановка погружала зрителей в волшебную среду, полную символизма и фантазии.
Световые эффекты, созданные с помощью новейших технологий того времени, помогали создать атмосферу волшебства и трансформации.
Актеры, играющие неодушевленные предметы, такие как Огонь, Вода или Ночь, были одеты в костюмы, которые позволяли им буквально сливаться с окружающей средой.
Композитор Илья Сац создал оригинальную музыку, которая сопровождала каждую сцену, усиливая эмоциональное воздействие на зрителей.
Спектакль был построен таким образом, что зрители чувствовали себя участниками волшебного путешествия главных героев. Эффект погружения достигался за счет комбинации визуальных, звуковых и эмоциональных элементов.
МЕТАВСЕЛЕННАЯ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ОЧКАК VR
Итак, метавселенная существовала в искусстве задолго до изобретения первого компьютера. Вместо очков VR использовались фрески, имитирующие трехмерный мир, панорамы, обеспечивающие плавный переход от реальности к картине (прообраз смешанной реальности), и сценические пространства иммерсивных спектаклей, где эффект погружения усиливался живыми изображениями, музыкой и приглашением к участию в действии.
Художники создавали несуществующие миры, которые вызывали у зрителей ощущение присутствия, – им казалось, что они находятся там на самом деле. Это была первозданная виртуальная реальность, рожденная в аналоговую эпоху.
Антон Эльстон, Hash Telegraph
Иллюстрация: использованы изображения Ilham Fitrotul Hayat и Ferditje CC BY-SA 3.0
Компания Qualcomm работает над очками смешанной реальности совместно с Samsung и Google.
Самая большая в истории коллекция монет наконец выставлена на торги.
Правительство Бразилии обсуждает возможность введения налога для крупных компаний в случае возникновения бюджетного дефицита.
Продолжение материала театроведа Екатерины Поляковой о наследии великого английского драматурга.
В аргентинской провинции Ла-Риоха ввели собственную валюту в ответ на антикризисные меры президента Аргентины Хавьера Милея.
Продолжение книги российского историка-американиста Владимира Согрина.
Ключевой альбом культовой группы Марка Сэндмана.