В омуте страха

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПОСЛЕДНЕЕ ЗАВТРА»: МАНИФЕСТ ВЫХОДА ОТДЕЛЬНОГО ВЗЯТОГО МУЗЫКАНТА ИЗ ГЛУБОКОГО КРИЗИСА

Российскому зрителю представили (незаслуженно) разгромленный критиками сюрный музыкальный хоррор о том, как загадочная фанатка сталкерит музыканта The Weeknd. Все подробности — в рецензии  Дмитрия Соколова из Disgusting Men.


Абель Тесфайе (больше известный под сценическим псевдонимом The Weeknd) во время концерта теряет голос прямо перед многотысячной толпой. В панике сбежав за кулисы, музыкант встречает там свою поклонницу Ани, с которой решает тайком прогуляться по городу и развеяться. Ночь проходит замечательно, однако наутро от странной фанатки так легко не избавиться, а вскоре The Weeknd обнаруживает себя в круговороте сюрреалистических кошмаров, из которого никак не может найти выход.

В российском прокате идет музыкальный хоррор «Последнее завтра» о канадском музыканте The Weeknd, в котором его преследует загадочная поклонница.webp

Для начала парочка поясняющих слов. «Последнее завтра» — отнюдь не рядовой психологический триллер, но часть концепт-проекта Абеля Тесфайе, дополняющая его музыку. В начале 2020-х у The Weeknd вышел цикл альбомов, образующих трилогию: сначала After Hours (тот самый, на котором звучал хит Blinding Lights), затем Dawn FM и, наконец, Hurry Up Tomorrow. Общая концепция трилогии отражала движение музыканта от психологического и творческого кризиса к восстановлению. Об этом говорят даже названия альбомов: термином After Hours в английском языке называют глубокую ночь, Dawn FM это радиостанция, звучащая на рассвете, а словосочетание Hurry Up Tomorrow указывает на переход к новому дню.

На замысел последнего альбома трилогии серьезно повлиял инцидент на концерте в Лос-Анджелесе, на котором The Weeknd действительно потерял голос в разгар выступления. Постоянные страхи за свою карьеру и тревога за творческую несостоятельность вдохновили фильм «Последнее завтра», который не только в художественной форме изображает борьбу певца с кризисом, но и служит своего рода обобщающим постскриптумом к альбому. Хотя в целом фильм можно понять без обращения к нему, все же нельзя не отметить, что между музыкой и видеорядом есть четкая перекличка, так что, зная содержание альбома, кое-какие нюансы картины понять легче.

Да, это кино не лишено серьезных недостатков, но густая атмосфера, актерские таланты и стиль явно перевешивают их. За то, что все это сноровисто складывается воедино, надо сказать спасибо режиссеру Трею Эдварду Шульцу (самая известная, но не лучшая его работа - это хоррор «Оно приходит ночью»), умело генерирующему фоновое напряжение и обволакивающий вайб тревожного сюрреализма.

Сценарий не блещет какими-то извилистыми сюжетными поворотами, внешне в нем вообще немного событий. The Weeknd (он, как вы понимаете, играет сам себя) сбегает с концерта, тусит с Ани (всегда отличная Дженна Ортега) в разных местах, а потом плотно погружается в разнообразные жуткие видения. Выдерживается не самая высокая, но вовлекающая динамика, причем степень дичи возрастает по мере движения к финалу.

Стилистика здесь намного важнее сценарных нюансов. Шульц отлично использует синхронизацию музыки (причем не только мелодий, но и текстов) и визуала, из-за чего фильм порой напоминает мюзикл, а порой — талантливый закос под джалло. В кадре господствуют завораживающе яркие оттенки красного, а за кадром звучит нервозный электробит. Саундтрек The Weeknd писал не один, а в сотрудничестве с Даниэлем Лопатиным (автор музыкального оформления отличной криминальной драмы «Неогранённые алмазы» с Адамом Сэндлером!).

Даже меланхоличные поп-мелодии от The Weeknd здесь несут в себе зловещий двойной смысл, причем обыгранный в сюжете. Например, в открывающей сцене он поет о страхе перед иллюзиями, а кульминационная сцена разворачивается под песню Gasoline, рассказывающую о порыве музыканта к саморазрушению.

Правда, многие видения оформлены на удивление безыскусно, учитывая явный талант Шульца к ярким визуальным образам. Хотя встреча с жуткой женской фигурой в беспросветно темном коридоре сделала бы честь любому мистическому хоррору, а блуждания по отелю выглядят спонтанным оммажем кубриковскому «Сиянию»: привычное вроде бы место оказывается лабиринтом зеркал и стен, ведущим в непонятную, но опасную пустоту. Таких криповых сцен фильму точно нужно побольше, благо бюджет был не самый крошечный, а жути нагнать зачастую можно и крошечными денежными средствами. Такие разные люди, как Джеймс Ван«Астралом») или Дэвид Линч (с «Головой-Ластиком»), несомненно, подтвердят.

Фильм спасают четко выдержанное настроение блуждающей тревоги и верность сквозной идее. The Weeknd оказывается заложником двух разных людей: фанатки Ани (ее полное имя «Анима», оно вовсе не случайно) и менеджером Ли (Барри Кеоган, известный по тягучему триллеру «Солтберн»). Этот треугольник — символ кризиса, в который попал певец. Прагматик Ли, постоянно разыскивающий друга, олицетворяет собой привычный уклад жизни, давление коммерческих интересов, жажду выдавать только нужный публике продукт, иными словами — индустрию, в которой The Weeknd рискует потерять себя. Ани — это воплощение творческой свободы и связанной с нею угрозы зациклиться на своих и чужих травмах («сколько сердец ты разбил, чтобы записать пару хитовых треков?»), утратить волю что-то творить вообще.

Эта дилемма в той или иной степени и форме встает перед каждым, кто занимается творческой работой: искать баланс между коммерцией и искусством или же делать только то, что безусловно выстрелит, не думая о больших смыслах и рискованных идеях, благодаря которым ты можешь оставить след в истории, стать чем-то более крупным, чем сиюминутной сенсацией. Здесь мы возвращаемся к имени главной героини. «Анима» в психологии Карла Густава Юнга - это женская часть мужской психики, отвечающая за креативность и обеспечивающая связь между разумом и бессознательной сферой. Ани, таким образом, выступает не просто обезумевшей фанаткой, но человеком, который беспощадно подталкивает героя к освобождению от своих страхов через их принятие.

На практике в фильме выглядит такой процесс местами забавно, а местами слегка кринжово, но именно поэтому захватывающе. Ортега беззаботно танцует под треки своего кумира, устраивает ему допрос с пристрастием, а потом и вовсе собирается утопить его в море огня. Развязка, в общем, вполне компенсирует дефицит годного хоррора в середине и отлично рифмуется с главной темой всего фильма: честность перед самим собой — необходимое условие подлинно значимого творчества.

Зарубежные критики безжалостно разгромили «Последнее завтра», усмотрев в нем лишь фестиваль тщеславия и эгоцентричное высказывание, но подобная трактовка неприятно поражает своей близорукостью. Если помнить о контексте его создания и понимать стоящую за ним концепцию, то фильм вполне любопытен не только как манифест выхода отдельного взятого музыканта из глубокого кризиса, но и как сюжет, объясняющий фундаментальную важность искренности для работы любого творческого человека вообще.


Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
24.06.2025
Важное

Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.

07.11.2025 17:00:00

Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.

07.11.2025 14:00:00
Другие Статьи

Анатомия звука Трента Резнора или почему Nine Inch Nails одинаково полюбились массам и эстетам.

От строительства школ и мечетей до военных баз и ЧВК – как Турция тихо, но уверенно наращивает своё влияние в Африке, отодвигая других мировых игроков.

Выборы в Нью-Йорке завершились триумфом политика-новичка. Иммигрант, мусульманин и социалист – новый мэр города олицетворяет три «табу» американской политики и знаменует раскол в Демпартии.

Впервые за 500 лет существования Церкви Англии её духовным лидером стала женщина – епископ Лондона Сара Маллали, что вызвало раскол в глобальном англиканском сообществе.