Люди, которые слабо разбираются в южнокорейском шоу-бизнесе, вряд ли догадываются, что на самом деле существует две Южных Кореи: реальная и виртуальная. И вторая может сильно влиять на жизнь первой, особенно если речь идет об известных актерах и айдолах (кумирах. – Прим. ред.). Шутка ли, но оставленный где-нибудь на форуме злобный комментарий от антифаната или даже анонимное обвинение могут стать поводом для разбирательств, которые в итоге сломают карьеру знаменитости. У этого невидимого сообщества комментаторов есть даже собственное название – нетизены (от английских internet (интернет) и citizen (гражданин)). Нетизены – это своего рода граждане той самой невидимой, но влиятельной виртуальной Южной Кореи.
Бой реального с виртуальным
Нетизены пристально следят за любимыми артистами. Их личная жизнь всегда находится под прицелом камер не папарацци, как, например, в случае с американскими и европейскими знаменитостями, а рядовых горожан. Все фотографии корейских знаменитостей, снятые в общественных местах, тут же оказываются на крупных интернет-порталах. В комментариях разворачиваются бурные дискуссии, в ходе которых айдола могут как поругать, так и похвалить. Если в других странах от интернет-обсуждений попросту отмахиваются, то в Корее агентства очень чутко реагируют на любую появившуюся в сети информацию. Специальные люди чуть ли не круглосуточно мониторят основные форумы и порталы, которые пишут о звездах.
Любая фотография, сплетня или обвинение становятся для СМИ информационным поводом. А если более-менее крупное информационное издание напишет о звезде очерняющую новость – она разлетится по сайтам быстрее, чем по миру распространился ковид-19. Поэтому для звездных агентств важно нанести превентивный удар: оперативно выпустить опровергающий пресс-релиз, заказать в СМИ хвалебную статью и купить комментарии. В корейском шоу-бизнесе такое «подметание» за звездой называется media play.
Кроме способов, которые требуют денег, есть и методы, отвлекающие внимание от скандала: агентства начинают заваливать СМИ пресс-релизами, не относящимися непосредственно к музыкальной/профессиональной деятельности айдола/артиста, а например, описывающими его новую стрижку или одежду. Либо это может быть высказывание на какую-то незначительную тему. Главное, чтобы статью написали. Если же скандал громкий, то звездное агентство попросту купит молчание журналистов и параллельно распространит хвалебные релизы о группе или артисте.
Жертвы кибербуллинга
Но давление интернет-сообщества настолько велико, что порой замять скандал не удается. Один из ярких примеров, когда солнце славы закатилось, даже не успев толком взойти, — история Ким Гарам. Обвинения в буллинге участницы группы LE SSERAFIM поставили крест на только начавшейся карьере.
В Корее обвинения в школьном хулиганстве воспринимаются обществом крайне остро и вызывают бурное негодование в сети. Айдола или артиста подвергают общественному остракизму, и его агентству попытки замять скандал стоят огромных усилий. А самому артисту придется извиняться на публику, даже если впоследствии обвинения не подтвердятся. Из-за подобных скандалов некоторым телекомпаниям даже срочно приходилось заменять актеров в разгар съемок дорам и переснимать уже готовые серии. Медиамагнаты попросту боятся, что негативное отношение к герою убьет рейтинги сериала.
Такая неприятная история и произошла с Ким Гарам. Несколько бывших одноклассников утверждали, что в школе она вела себя неадекватно и часто била других учеников. Изначально компания, которой принадлежит группа, все обвинения опровергала и даже грозила разобраться с клеветниками. Но в итоге давление нетизенов оказалось столь велико, что оказалось проще исключить девушку из группы, нежели сдерживать волны негатива. И даже когда большая часть обвинений не подтвердилась, Ким Гарам в группу никто не вернул, ее звезда в к-поп индустрии, похоже, погасла.
Многие нетизены, понявшие, что новости о школьном буллинге оказывают наибольшее влияние на артистов, стали использовать эти некрасивые способы, чтобы насолить ставшим знаменитыми знакомым и одноклассникам.
Два года назад едва не закончилась карьера Хёнджина из мега-популярной группы Stray Kids. Неизвестные написали в сети, что в школе он травил одноклассников, а одного из товарищей едва не довел до самоубийства. В качестве доказательства автор выложил фото из школьного альбома, чтобы подтвердить свое знакомство с айдолом. Позже в интернете стали появляться похожие обвинения. Фандом раскололся. Одни не верили слухам, другие яростно осуждали певца. В итоге Хенджина на 4 месяца отстранили от выступлений. В ходе разбирательств выяснилось, что большая часть обвинений — неправда, но на всякий случай айдола заставили извиниться и перед одноклассниками, и перед фанатами. Не помогли даже свидетельства бывшего учителя, который рассказал, что дети в классе Хенджина были трудными подростками, и возникавшие конфликты — вполне себе нормальное явление.
Хенджин вернулся на сцену, но для него эта история не закончилась. Антифанаты, так и не поверившие в невиновность артиста, переместились в Buble – приложение, которое позволяет за деньги отправлять личные сообщения артисту, он может на них отвечать, выкладывать фото или видео. В своеобразном групповом чате со звездой нетизены купили подписку на Хенджина и каждый день отправляли ему сообщения с проклятиями, оскорблениями или его изуродованными фотографиями. Параллельно всевозможные гадости писали и в других соцсетях, испортив тем самым поисковую выдачу (страницу с результатами, которые выдает поисковая система в ответ на конкретный пользовательский запрос. – Прим. ред.). Активная травля артиста продолжалась больше двух лет и начала утихать только сейчас.
Без права на ошибку
Нетизены способны сломать карьеру не только начинающим, но и уже состоявшимся артистам. Если в том же Голливуде, для того чтобы потерять высокое положение, нужно совершить преступление (как Харви Вайнштейн, которого уличили в многочисленных домогательствах), то отвернуть от себя корейскую публику гораздо проще. В представлении фанатов артисты и айдолы должны быть буквально идеальны и непорочны. Они просто не имеют права влипать в какие-то сомнительные истории. Так, популярность не смогла помочь актеру Ким Джон Хёну. Во время презентации дорамы «Время» он вел себя очень холодно по отношению к своей партнерше по фильму Сохён: отказался брать ее за руку для фото, да и вообще держался отстраненно. Через некоторое время этому нашлось объяснение: оказывается, нарочитой холодности, особенно на съемочной площадке, от Ким Джон Хена требовала его пассия – актриса Со Йе Джи. Из переписки между ними, которую слили в интернет, следовало, что девушка запрещала даже прикасаться к актрисам и требовала убрать романтические сцены из дорамы.
На обоих актеров обрушился шквал критики и негодования нетизенов. Ким Джон Хёна обвиняли в непрофессионализме и мягкотелости, а Со Йё Джи получила свою порцию осуждения за психологический абьюз. К тому же в интернете против нее начали всплывать другие обвинения, в том числе и в школьном буллинге. Под давлением общественного негатива рекламщики разорвали уже заключенные с актрисой контракты и сейчас через суд пытаются получить компенсацию от агентства Со Йе Джи. Сама актриса пропала с радаров, и многие считают, что на этом ее карьера может закончиться. Нелегко пришлось и Ким Джон Хену: на фоне скандала и травли в сети у него началась депрессия и бессонница. К съемкам он смог вернуться только почти год спустя.
Впрочем, ошибочно было бы представлять нетизенов только как монстров, пожирающих карьеру актеров и айдолов. С той же яростью сетевые фанаты бросились на защиту популярного актера Ким Сон Хо. Его якобы бывшая девушка в анонимной публикации обвинила артиста в психологическом насилии. Большинство нетизенов не поверили таким сообщениям. Дальнейшие разбирательства подтвердили предположения фанатов. В итоге экс-возлюбленной пришлось публично признаться во лжи и извиниться. Сам Ким Сон Хо хоть и потерял четыре крупных рекламных контракта, но в конечном итоге карьеры не лишился, в том числе благодаря активной поддержке нетизенов.
Мария Седнева
В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/
Криштиану Роналду объявил, что ЧМ‑2026 станет последним в его карьере.
Чили объявила пингвинов Гумбольдта исчезающим видом. Биологи требуют ограничить вылов рыбы, чтобы спасти колонии от голода и болезней.
На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Ричарда Линклейтера «Новая волна» — легкой и ностальгической истории о том, как группа молодых французских кинокритиков в конце 1950-х изменила язык мирового кино.
Почему Австралии не удаётся с помощью миграционной программы обеспечить приток квалифицированных специалистов?
Протекционистская политика Дональда Трампа пока не принесла ожидаемых результатов. Тарифы нарушили логистические цепочки, а экономический рост в большинстве штатов замедлился или вовсе перешел в спад.
Бывший генсек ШОС Рашид Алимов — о стратегии по урегулированию ситуации в Афганистане, который после почти полувековой гражданской войны по-прежнему остается зоной нестабильности.