Туристы, на выход!

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОМ, ЕСЛИ ЕЙ ПРАВИЛЬНО УПРАВЛЯТЬ

Найти спасение от жары в Барселоне просто: можно купаться в море, наслаждаться сангрией или просто любоваться видами, гуляя по городу. Но сейчас рядовому туристу расслабиться не дают местные. Недавно жители города провели акции протеста против массового туризма, в ходе которых некоторые демонстранты обливали гостей города из водяных пистолетов. Подобные митинги прошли также на Балеарских и Канарских островах.

И против засилья туризма протестуют не только испанцы. В Афинах (Греция) местные жители провели символизированные «похороны» своих кварталов, заселенных туристами, протестуя против их наплыва. В Японии власти закрыли забором популярный вид на гору Фудзи, чтобы предотвратить там скопление туристов. Вскоре в Сеуле (Южная Корея) введут комендантский час для посетителей исторического квартала – он будет работать только до 17:00.



В разгар пандемии COVID-19 многие эксперты предсказывали, что индустрия туризма никогда не восстановится. Однако сегодня люди вновь вернулись к путешествиям. По данным агентства Un Tourism (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, содействующее развитию ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, штаб-квартира которого находится в Мадриде. – Прим. ред.), в этом году число туристических поездок достигнет 1,5 миллиарда, что немного превышает показатели 2019 года. Курс доллара по отношению к другим валютам сейчас на самом высоком уровне за последние два десятилетия, за исключением четырехмесячного периода в 2022 году, поэтому американцы стремятся путешествовать.

Туристы становятся настоящим подарком для городов и стран, которые они посещают. Они привозят с собой наличные и мало пользуются услугами, финансируемыми налогоплательщиками. Чиновники центральных банков и министерств финансов с оптимизмом воспринимают приток туристов, несмотря на давление избирателей, призывающих политиков ввести налоги для туристов, чтобы ограничить их поток.

Но количество путешественников, приезжающих в самые туристические места Европы, стремительно растет. В первом квартале 2024 года число поездок в Грецию, которая является самым быстрорастущим рынком туризма Южной Европы, увеличилось на 20 % по сравнению с предыдущим годом. По прогнозам, расходы туристов в Португалии вырастут на 20 % по сравнению с 2019 годом.

И против засилья туризма протестуют не только испанцы. В Афинах (Греция) местные жители провели символизированные «похороны» своих кварталов, заселенных туристами, протестуя против их наплыва. В Японии власти закрыли забором популярный вид на гору Фудзи, чтобы предотвратить там скопление туристов. Вскоре в Сеуле (Южная Корея) введут комендантский час для посетителей исторического квартала – он будет работать только до 17:00.

Чтобы увидеть еще более впечатляющие цифры, стоит обратить внимание на развивающиеся страны, куда сегодня едут многие путешественники. Более половины из десяти самых быстрорастущих туристических направлений приходится именно на те страны, где гости могут получить больше услуг за свои деньги, а туристическая индустрия активно развивается. Число отдыхающих в Албании и Саудовской Аравии в первом квартале 2024 года удвоилось по сравнению с показателями пятилетней давности. Также значительно возросло число туристов, приезжающих в Доминиканскую Республику и Турцию.

На туризм приходится 3 % мирового ВВП, 6 % трансграничной торговли и обеспечивает работой столько же людей, сколько живет в Америке. Это значит, что развитие этой отрасли изменит экономическую активность и наполнит государственные бюджеты. Экономика Греции, Португалии и Испании в прошлом году возросла на 2 % и выше, в то время как в среднем по ЕС этот показатель составил всего 0,4 %. Если брать другие страны, то около 20 % экономики Албании сегодня зависит от туризма, что на 2 % больше, чем пять лет назад. В Саудовской Аравии вклад туризма в ВВП за последний год вырос на треть. Отдых – это серьезный бизнес.

Туризм, как и любой другой экспорт, увеличивает национальный доход. В отличие от потребителей других экспортных товаров, туристы едут в страну-источник, чтобы потреблять товары, а не наоборот. Товары и услуги, которые обычно никому не нужны внутри страны, например паэлья на пляже, становятся востребованными туристами.

В большинстве мест иностранные гости, даже покупая обед, будут платить налоги, пользуясь при этом лишь небольшим количеством государственных услуг (если, конечно, креветки не окажутся сомнительными). Несмотря на то что существуют дополнительные издержки, например летом нужно больше полицейских, выгоды перевешивают: туристы платят за билеты на поезд в те часы, когда нет наплыва пассажиров и вагоны бы попросту пустовали.

Туристы становятся настоящим подарком для городов и стран, которые они посещают. Они привозят с собой наличные и мало пользуются услугами, финансируемыми налогоплательщиками. Чиновники центральных банков и министерств финансов с оптимизмом воспринимают приток туристов, несмотря на давление избирателей, призывающих политиков ввести налоги для туристов, чтобы ограничить их поток.

Проблема в том, что более высокие налоговые поступления дают разрозненные выгоды, в то время как проблемы, связанные с туризмом, более концентрированы. Жителей Барселоны (Испания) раздражают толпы людей в городе, грязные улицы и высокие цены на все, а также обилие магазинов, торгующих каннабисом и безвкусными сувенирами. Ситуация на Майорке «невыносима», говорит Джоана Мария, которая организует местные акции протеста против засилья туристов. В пик туристических сезонов население острова может увеличиваться с 1 млн до 1,4 млн человек.

Некоторые экономисты тоже беспокоятся. Когда туризм переживает бум, он привлекает в экономику все большую долю капитала и рабочей силы. Критики сравнивают это с «голландской болезнью», когда быстрый рост в одном экспортном секторе экономики препятствует росту других отраслей с более высокой добавленной стоимостью. По словам Джузеппе Ди Джакомо из Университета Лугано и Бенджамина Лерха, представителя Министерства финансов Швейцарии, рост туристического бизнеса Италии в период с 2010 по 2019 год привел к снижению спроса на образование. Результат – снижение числа поступающих в университеты и окончивших их.

Подавать пиццу голодным туристам в возрасте 20 лет кажется отличным способом заработать на жизнь; но к 40 годам уставший официант может пожалеть, что не получил образования в свое время. В сфере отдыха работает много низкооплачиваемых работников, производительность труда которых растет очень медленно, и для развивающихся стран опасно застревать в этом бизнесе.

Политики хотят обратить этот экономический бум себе на пользу и сделать так, чтобы местные жители были довольны. От Портимана, прекрасного прибрежного местечка в Португалии, до пляжного Пула в Великобритании города по всей Европе заставляют гостей платить больше налогов, чтобы упростить доступ к туристическим услугам и улучшить инфраструктуру. Одни хотят привлечь более состоятельных гостей, другие – вообще сократить число посетителей. Пассажиры круизных лайнеров часто оказываются нежеланными гостями, поскольку они просто толпятся на улицах, не оплачивая проживание в отелях или ресторанах.

Число отдыхающих в Албании и Саудовской Аравии в первом квартале 2024 года удвоилось по сравнению с показателями пятилетней давности. Также значительно возросло число туристов, приезжающих в Доминиканскую Республику и Турцию.

Греция планирует ограничить количество спальных мест в 2025 году, после того как в прошлом году пассажиропоток увеличился на 50 %. Там, где арендная плата высока, как в Барселоне (Испания) и Лиссабоне (Португалия), правительства ужесточают меры по краткосрочной аренде.

Но в некоторых местах туристические налоги оказываются чересчур эффективны. Стремительный рост числа приезжих в развивающихся районах объясняется тем, что путешественники стремятся получить как можно больше услуг по наиболее выгодным ценам. В таких местах, как правило, отсутствуют музеи, наполненные мировыми сокровищами, или уникальные бродвейские шоу. Они привлекают посетителей более простыми предложениями: красивыми пляжами и вкусными напитками. Фестус Фатаи Адедойин (Festus Fatai Adedoyin) из Борнмутского университета и его коллеги обнаружили, что в одном из таких мест, на Мальдивах, каждое повышение налогов на 10 % сокращает количество прибывающих туристов на 5,4 %, что наносит ущерб отрасли, которая обеспечивает почти треть ВВП.

В городах же с уникальными достопримечательностями налоги с меньшей вероятностью отпугнут туристов. Стоя в толпе посетителей перед домом, спроектированным известным каталонским архитектором Антонио Гауди, канадка Нина Таволдер говорит, что ее не смутил налоговый сбор в размере 4–7 евро (4–8 долларов) за ночь. Она выбрала Барселону из-за ее культуры, еды и ночной жизни. «Мы бы не стали отказываться от поездки из-за налогов», – говорит Нина.

Исследование, проведенное в 2019 году Сон Хайяном из Гонконгского политехнического университета и его коллегами, показало, что повышение сборов за авиабилеты и разные виды туристических налогов не повлияли на общие расходы, а лишь привели к изменению их структуры. Просто путешественники стали по-другому распределять свои бюджеты. Те, кто платит больше за перелеты, тратят меньше на отели и питание. Как выразился Жорди Вальс, один из заместителей мэра Барселоны, поток туристов «неудержим».

Хотя туристы вряд ли перестанут посещать Венецию из-за роста цен, они могут изменить длительность посещения города. Летом 2024-го Венеция экспериментировала с въездной платой в размере 5 евро для экскурсантов, которые приезжают на один день. Теперь плата, возможно, будет действовать и для тех туристов, которые решат остаться на ночь. Это сделано для того, чтобы туристы как можно дольше оставались в городе. Японские власти тем временем с 1 июля ввели плату в размере 2000 иен (13 долларов) за пешие прогулки по горе Фудзи в попытке переключить внимание туристов на другие маршруты и снизить нагрузку на окружающую среду. Копенгаген предлагает туристам, которые пользуются общественным транспортом и помогают поддерживать чистоту в городе, бесплатное питание и абонементы в музеи.

Некоторые экономисты тоже беспокоятся. Когда туризм переживает бум, он привлекает в экономику все большую долю капитала и рабочей силы. Критики сравнивают это с «голландской болезнью», когда быстрый рост в одном экспортном секторе экономики препятствует росту других отраслей с более высокой добавленной стоимостью.

Вместо того чтобы агрессивно ограничивать туризм, нужно сделать так, чтобы он работал на благо местных. Если из-за наплыва гостей поднимаются цены, значит нужно поднимать и зарплаты, отмечает Хлоя Паркинс из консалтинговой компании Oxford Economics. Правительства могут приложить больше усилий для размещения туристов, создавая больше инфраструктуры и смягчая некоторые правила по планированию и застройке.

Арендная плата, например, в Барселоне не росла бы так быстро, если бы жилья было достаточно как для туристов, так и для местных жителей. Более того, опыт показывает, что доходы от туризма могут быть инвестированы в инфраструктуру и отрасли с более высокой добавленной стоимостью, как это произошло в Италии и совсем недавно в Мексике. В большинстве случаев летними каникулами могут наслаждаться все: и те, кто приезжает в страну, и те, кто в ней живет.
The Economist
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения Jokoy  и richard hewat 

 




01.08.2024
Важное

Кения начала переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами после того, как Китай прекратил финансировать строительство региональной железной дороги.

17.01.2025 17:00:00

Американский режиссёр Дэвид Линч умер в возрасте 78 лет.

17.01.2025 13:00:00

Дэвид Мойес вернулся на пост главного тренера ФК «Эвертон» спустя 12 лет.

17.01.2025 09:00:00
Другие Статьи

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия может исчезнуть половина всех языков. Чтобы сохранить их, активисты используют современные технологии.

Лекция «Что такое Чили?» посвящена загадочному миру южноамериканской страны, её уникальной природе, культуре и истории.

К 2030 году мировой рынок «зеленого сырья» — металлов и минералов, необходимых для перехода к чистым источникам энергии, — может увеличиться втрое.  

Погружение в творчество легендарной британской альтернативной рок-группы The Cure.