Мы сидим на балконе в Тбилиси, лакомимся фруктами и обливаемся прохладным «Боржоми». Фоном виднеются горы с торчащими карандашами многоэтажек, в листве рядом стоящих деревьев слышится пение птиц. Мы визуально оцениваем время пешего восхождения на вершину ближней горы, вспоминаем вчерашний концерт шотландских панков The Exploited и ведём неспешный диалог про виниловые пластинки и их магию, а из комнаты доносится музыка с вертака.
Знакомство с музыкой – это универсальный способ самоидентификации и многогранный ключ для общения с интересными людьми. Вспомнилась большая биографическая статья про Мишку Япончика на развороте газеты «АиФ» в 2005 году: «Япончик явился к папаше Гершу, подарил ему немецкий граммофон, полсотни пластинок и пять тысяч рублей. По слухам, престарелому авторитету, давно подыскивавшему преемника, пришелся по душе 21-летний Мишка, романтичный и при этом весьма рассудительный». Мрачные персонажи 90-х, сохранившие страсть к коллекционированию пластинок…
Этот выпуск #МагииВинила я готовлю в солнечной Грузии, находясь у гостеприимного друга Никиты. Тем, кто не знает: Никита – лидер группы Altera Pars, которая на сегодняшний день имеет 10-летнюю историю и 4 альбома, в том числе и на пластинках. Он увлечён винилом и помогает нам добывать редкие материалы для коллекции. Благодаря ему фонотека «Механиков» значительно расширена и наполнена алмазами: редкий сборник Heavy Metal, Apollo 440 (которая не переиздавалась) и сборник новой турецкой музыки Lalalar.
У Никиты огромная коллекция винила, а сейчас в Тбилиси мы строим магазин. Он не просто знает каждую пластинку по названию, но готов рассказать о многих группах, если его внезапно разбудить ночью. Одна из таких групп – The Cure (даже одна из татуировок у Никиты на руке – это изображение фронтмена группы Роберта Смита).
Я лично знаком с их творчеством поверхностно. Скажу лишь, что впервые увидел музыкантов в клипах на МТВ и подумал: «Какого черта чувак косит под Глеба Самойлова, это не есть хорошо!» И только позже понял, что Роберт Смит, по большому счёту, открыл целую вселенную и породил миллионы поклонников по всему миру.
В разговоре с Никитой открылось много интересных деталей о группе. Мы решили поделиться этим разговором с читателями рубрики #МагияВинила.
Никита: С группой The Cure я познакомился лет в 13 или 14 и в самом начале не придал ей значения. В 2002 году я ещё не занимался пластинками и услышал музыку ребят на одном из записанных CD без подписи. Мне показалось, что это лёгкий необычный рок, что-то заводное и интересное. Но тогда все слушали другую музыку, и в разговорах The Cure никто не упоминал. Я слушал их песни, но не особо. Во второй раз я встретился с их творчеством десять лет спустя, во время просмотра фильма «Ворон» (16+), главный саундтрек к которому – специально написанная The Cure песня Burn (англ. – гореть). Позже с открытием магазина виниловых пластинок я узнал немало стоящих групп. Однако The Cure для меня казались выше остальных. Тогда я стал активно собирать и слушать их пластинки, многие песни вдохновляли меня на творческие идеи.
The Cure (англ. – лечение) – британская рок-группа, образованная в Кроули в 1978 году. Несмотря на частую смену состава, фронтмен, вокалист, гитарист и автор песен Роберт Смит остаётся её единственным постоянным участником.
Группа возникла во время бума постпанка, пришедшего в Великобританию на смену панк-року. The Cure записывали нигилистические, мрачные и наполненные трагизмом композиции, которые сыграли важную роль в формировании готического рока.
Дебютный альбом Three Imaginary Boys (англ. – три воображаемых парня) музыканты выпускают в 1979 году. А за полгода до его выхода публике представлен дебютный сингл – Killing an Arab. Из-за провокационного названия песня получила смешанные оценки. Группу обвиняли в расизме, поэтому во время издания сингла даже пришлось поместить на обложку надпись, отрицающую такую трактовку. На самом деле песня была написана под вдохновением от повести Альбера Камю «Посторонний» (16+).
Несмотря на ожидания, альбом не принёс большого успеха музыкантам. Лишь второй студийник 1980 года выпуска, более мрачный и угрюмый, Seventeen Seconds (англ. – 17 секунд) занял 20-е место в британских чартах. Эта музыка нашла продолжение в третьем (Faith, 1981) и четвёртом (Pornography, 1982) альбомах. Психоделика и мрачная атмосфера, царящие в треках, сделали The Cure законодателями готик-рока в Великобритании. Хотя сам Смит всегда был против, чтобы их сравнивали с готами.
Кстати, мотивы песни Faith (англ. – вера) хорошо известны поклонникам группы «Кино». Вслушайтесь в композицию «Спокойная ночь» (1988).
О влиянии The Cure на советскую музыку чуть позже. А пока продолжим историю британцев.
После выпуска четвёртого студийника, Pornography (1982), существование группы было под вопросом, и Смит решил изменить её имидж. Начиная с сингла Let’s Go to Bed музыканты всё чаще стали записывать лёгкие, ориентированные на поп-сцену песни.
Никита: попасть на концерт The Cure было моей мечтой. В России они были дважды. Второй раз в 2019 году. Я увидел афишу музыкального фестиваля в Москве. Анонсировалось несколько сцен, на главной выступление «Дайте танк», Bosson, Royal Blood и других, а хедлайнерами значились The Cure. Конечно, я сразу же взял билет. Они играли более двух часов и полностью исполнили свои альбомы. Было круто, мои ожидания оправдались. Позже я узнал, что они ехали с большой программой сольных концертов с альбомами Disintegration (1989) и Bloodflowers (2000) и в это же время они вписывались в фестивали.
У этой группы большая дискография. Все альбомы являются экспериментальными. Роберт Смит сам пишет ремиксы на свои треки и частенько делает совместные вещи с другими коллективами в плане вокала. Сейчас они выходят не так часто. Последний группа обещает уже больше 10 лет. Периодически всплывают новости, что альбом будет такой-то или такой. Однако никакой конкретной информации про него нет.
Никита: Если пришлось бы оставить только одну пластинку из коллекции, мой выбор «единственной» пластинки этой группы менялся бы постоянно: два года назад это была бы одна пластинка, сегодня – другая, через два года – третья. Но на сегодня, по ощущениям, я бы взял с собой девятый студийник The Cure – альбом Wish (англ. – желание) 1992 года выпуска. В то время группа имела финансовую возможность арендовать большой особняк, в котором они жили и писали этот альбом. Это лёгкий альбом с большим количеством хитов, не такой задумчивый, как другие, более альтернативный, на мой взгляд. Понятно, что он не является таким популярным, как предыдущий, восьмой альбом группы – Disintegration (англ. – распад), который считается самым культовым, имеет самую крутую обложку и больше всего продавался. Но со временем понимаешь, что именно Wish заслуживает внимания. Музыка The Cure менялась, инструменты менялись, состав менялся, появлялись более экспериментальные альбомы, в Wish же – только альтернатива, которая вышла во время расцвета гранжа. Послушать это хотя бы раз того стоит.
Альбом Wish не имел концепции, хотя сортировка была предложена, начиная с песни под названием Open и заканчивая песней End. Большинство тем были автобиографическими и касались эксцессов Роберта Смита с успехом. В композициях альбома Open, From the Edge of the Deep Green Sea, Cut и End видно влияние нового музыкального направления под названием шугейз – альтернативного стиля музыки, который зародился в Великобритании в конце 80-х благодаря пионерам этого стиля – ирландскому коллективу My Bloody Valentine. Они стали фаворитами для самого Роберта Смита. Услышав их музыку, он заявил: «Это была первая группа, которая явно надрала нам задницу, и их альбом Loveless входит в число моих трёх любимых всех времён. Это звук, который настолько решителен, что он в истерике».
Когда первые альбомы The Cure дошли до советских музыкантов, они так впечатлялись, что нехотя копировали имидж, музыку, звучание. Что такое авторские права, в Советском Союзе знать не знали. И поначалу никто не догадывался, что за многими хитами стоит Роберт Смит. Это стали указывать значительно позже, когда меломаны получили широкий доступ к различной мировой музыке.
Яркий пример – группа «Алиса», их третий альбом «Шестой лесничий» и песня «Театр теней». Это песня, которая даже не заимствовала музыку, она просто один в один скопирована с Kyoto Song (второй трек с альбома The Cure 1985 года The Head on the Door).
Многие критики также отмечали влияние The Cure на музыку «Кино», «Агата Кристи» и «Смысловых галлюцинаций». Безусловно, влияние британцев было не только на русский рок. Если окунуться в историю, то это культовая группа, без которой в мировой музыке была бы дыра. И сложно представить, кем бы её можно было заполнить.
Кстати, песни The Cure использовались в нескольких десятках кинофильмов. Кроме картины «Ворон», для которой, напомню, была специально написана песня Burn, для сериала «Секретные материалы» (16+) записан трек More than This, а для фильма «Судья Дредд» (18+) (1995) – заглавная тема Dredd Song. Эти песни не выходили в альбомах и были впервые изданы в сборнике Join the Dots: B-Sides & Rarities в 2004 году. Песня Boys Don’t Cry дала названию фильму 1999 года «Парни не плачут» (18+), а Just Like Heaven – фильму «Между небом и землёй» (16+) 1995 года.
За более чем тридцать лет The Cure выпустили 13 студийных альбомов и 39 синглов. В марте 2019 года состоялась церемония включения The Cure в Зал славы рок-н-ролла в Нью-Йорке.
Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.
Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.
Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.
Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.
Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.
У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.