НЕБЫВАЛЫЙ ПРОГРЕСС В ОБЛАСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ КИТАЙСКОЙ КОМПАНИИ BYD СТАВИТ ПОД ВОПРОС БУДУЩЕЕ TESLA
Китайский автогигант BYD совершил технологическую революцию, представив аккумулятор с ультрабыстрой зарядкой — всего 5 минут для 400 км пути. Этот прорыв не только бросает вызов компании Tesla, но и ставит под вопрос будущее электромобилей с традиционной зарядкой. Когда-то Илон Маск смеялся над BYD, называя их машины неудачными, но теперь ситуация изменилась: акции Tesla стремительно падают, а китайский конкурент укрепляет свои позиции на мировом рынке. «За рубежом» представляет перевод авторской статьи Энтони Катбертсона для интернет-издания The Independent, в которой он рассказывает о том, как политические скандалы, падение продаж и технологическое отставание могут превратить Tesla из лидера в аутсайдера, и рассуждает о том, сможет ли компания BYD покорить мир, несмотря на барьеры в виде санкций и недоверия со стороны Запада.
В 2011 году во время телеинтервью с
Bloomberg Илон Маск откровенно смеялся. Босса
Tesla развеселил вопрос о том, является ли китайский автопроизводитель
BYD его конкурентом.
«Почему вы смеётесь?» — спросил интервьюер.
«А вы видели их машину? — ответил Маск. —
Я не думаю, что у них получился хороший автомобиль».
В то время
Tesla впервые разместила свои акции на фондовой бирже, чтобы привлечь инвестиции, и готовилась к запуску
Model S — автомобиля, которому суждено было стать самым продаваемым электрокаром в мире.
Китайская компания BYD в ту пору пыталась справиться с падением продаж своей продукции в родном Китае, а зарубежная пресса в своих публикациях критиковала ее за копирование дизайнов других автомобилей.
Однако у
BYD уже тогда было одно важное преимущество — опыт в разработке аккумуляторов. Основанная в 1995 году как фирма - производитель батарей, в 2003-м году компания из
Шэньчжэня переключилась на выпуск автомобилей. Это произошло в том же году, когда
Маск создал
Tesla с целью коренным образом изменить автомобильную промышленность, выпуская электромобили, способные конкурировать с машинами, работающими на двигателях внутреннего сгорания.
В этом месяце компания
BYD добилась технологического прорыва в области производства аккумуляторов – того, что некоторые отраслевые эксперты считают «
Святым Граалем» для электромобилей: создан аккумулятор, полное время зарядки которого соответствует времени заправки бензобака.
Платформа
Super E-Platform — новая модульная платформа для электромобилей от
BYD, представляющая собой технологическую базу следующего поколения, которая объединяет ультрабыструю зарядку, повышенную энергоэффективность и оптимизированную конструкцию. Она обеспечивает запас хода до 400 км всего после 5 минут зарядки, благодаря мощности зарядки - 1000 кВт (обычным электромобилям, например, таким, как Tesla, для такого запаса хода нужно заряжаться 30–40 минут - прим. ред.). Если сравнить новую платформу с сетью ультрабыстрых зарядных станций
Supercharger для электромобилей
Tesla и их устройством для высокоскоростной зарядки, то большинство из них выдают не более 250 кВт мощности.
Райан Фишер, глава отдела исследований зарядной инфраструктуры
BloombergNEF заявил изданию
The Independent:
«Новые показатели заряда электромобилей BYD оставляют конкурентов далеко позади. Они в 3–4 раза мощнее, чем существующие сегодня для автомобилей Tesla, а цена в Китае на автомобили с такими характеристиками будет сопоставима с ценой компактного кроссовера на электрической тяге Model Y, выпускаемого компанией Tesla с 2020 года».
Представители компании
BYD заявили, что массовое производство таких батарей
«полностью устранит беспокойство о запасе хода - главного страха водителей из-за риска разрядиться». Уже в следующем месяце технологией «мгновенной зарядки» будут оснащены модели китайских автомобилей
Han L и
Tang L. Это усилит позиции
BYD против
Tesla.
Новости о китайском прорыве появились в период финансового кризиса в Tesla и беспрецедентного спада продаж их электромобилей. Стоимость компании упала более чем вдвое с декабря, и акции вот-вот зафиксируют девятую неделю падения подряд.
Значительную роль в этом падении сыграла компания
BYD, которая в прошлом году сместила
Tesla с позиции крупнейшего мирового производителя электромобилей - титула, который компания
Маска удерживала с 2019 года.
Новость о технологическом прорыве компании
BYD в области зарядки электромобилей обрушила акции
Tesla на 10 %. Аналитики сразу отметили, что
BYD внедрит эту технологию для клиентов за месяцы, тогда как
Tesla обычно требуются годы на реализацию амбициозных заявлений
Маска. (С момента анонса нового Tesla Roadster прошло почти восемь лет, а производство ещё даже не началось.)
Огромная рыночная доля
BYD в
Китае также нанесла ущерб
Tesla: в феврале поставки американской компании в
Поднебесную упали на 49 % в годовом исчислении, даже несмотря на стремительный рост спроса на электромобили.
Продажи
Tesla также резко снижаются и в
Европе — как из-за усиления конкуренции, так и из-за действий её генерального директора.
Приверженность
Маска политике президента
США Дональда Трампа, а также поддержка им ультраправых политиков в
Европе нанесли серьёзный ущерб имиджу
Tesla. Скандальный жест
Илона Маска во время инаугурации
Дональда Трампа в январе 2024 года многим показался фашистским приветствием. Автомобили
Tesla мгновенно стали объектом насмешек в соцсетях, где их окрестили «
Свастикарами», а
Cybertruck заработал оскорбительное прозвище
W*nkpanzer – вульгарный и оскорбительный намёк на бронетехнику
Третьего рейха.
По всему миру — от
Великобритании до
Европы и
США — прокатилась волна протестов у автосалонов и зарядных станций
Tesla, сопровождающихся вандализмом и поджогами, направленными лично против
Илона Маска.
Даже преданные поклонники
Tesla стали отказываться от этой марки автомобилей, поддавшись призывам к бойкоту компании, и стали переходить на машины других автопроизводителей. Европейские продажи
Tesla стремительно падают: по данным исследовательской компании
Dataforce, регистрации новых автомобилей марки в январе этого года сократились на 45 %, а в феврале еще на 44 %.
Пока
Tesla переживает последствия утраты доверия, главной проблемой компании
BYD на зарубежных рынках остается его неузнаваемость. Несмотря на огромные объемы производства, большинство автомобилей
BYD по-прежнему продаются только в
Китае. Легковые модели этой марки даже не представлены на рынке
США — и вряд ли ситуация изменится, учитывая то, что
Дональд Трамп поддерживает
Илона Маска и вводит высокие пошлины на ввоз в страну китайских автомобилей.
Тем не менее автобусы, произведенные BYD, есть как в США, так и во многих странах мира. Например, в Лондоне, значительная часть автобусного парка последнего десятилетия произведена этой компанией, и если вы ездили на лондонском автобусе в последнее время, то есть вероятность того, что он был создан BYD. Однако с легковыми автомобилями на мировом рынке компания пока не смогла повторить такой же успех, как на внутреннем рынке Китая.
При выходе на зарубежные рынки
BYD может столкнуться с проблемами, аналогичными тем, что испытывают другие китайские технологические гиганты, такие как
Huawei и
ZTE: более десятка стран уже ввели ограничения или запреты на их продукцию, ссылаясь на соображения национальной безопасности.
Но если подобные опасения из-за угрозы национальной безопасности коснутся всех подключённых к интернету электромобилей, то и компания
Tesla может оказаться в той же ситуации, что и
BYD, из-за полного контроля
Маска над компанией.
BYD пока не объявляла сроки выхода своей новой системы ультрабыстрой зарядки на международные рынки, хотя отраслевые эксперты считают, что это может произойти в ближайшее время.
Исследователь инфраструктуры зарядки
BNEF Фишер пояснил:
«В Великобритании Tesla годами строила свою сеть станций Supercharger. Но новые зарядные устройства BYD будут оснащены аккумуляторами, которые накапливают энергию постепенно, когда потребление ниже или сеть не перегружена, а потом быстро отдают её автомобилям. Это позволяет использовать даже слабые подключения, но выдавать при этом мощную зарядку».
«Это также может ускорить развертывание инфраструктуры, если компания действительно выведет свои автомобили на британский рынок», - добавил он.
Продажи продукции
BYD в
Европе стремительно растут: в прошлом году количество зарегистрированных новых автомобилей компании в
Великобритании выросло почти на 700 %. Стремительный рост позволяет компании
BYD использовать свои передовые аккумуляторные технологии для выхода на те рынки, где ранее доминировала продукция
Tesla.
Компания Илона Маска проигрывает не только битву за репутацию бренда, но и сражение за лидерство в технологиях. Масштаб прорыва BYD в области аккумуляторных батарей означает, что компания BYD бросает вызов не только монополии Tesla, но и многолетнему господству автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Зато это соответствует изначальной цели
Маска для
Tesla, которую он озвучил еще в 2013 году: ускорить внедрение экологически чистого транспорта. Так что пусть он больше и не смеётся, но, по крайней мере, теперь может хотя бы улыбнуться.
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney