БРИКС+ ДЕЛАЕТ СТАВКУ НА МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР, ВИДЯ В НЁМ КЛЮЧЕВОГО СОЮЗНИКА В ФОРМИРОВАНИИ МНОГОПОЛЯРНОЙ АРХИТЕКТУРЫ БУДУЩЕГО
Альянс БРИКС+ становится всё более мусульманским. Это не совпадение, а предсказуемая неизбежность: многополярный переход невозможен без уммы – исламской общины. Богатые энергоресурсами, жаждущие стратегической автономии и яростно антиимпериалистически настроенные из-за своего прошлого колониального подчинения страны с мусульманским большинством – это как раз то, что нужно БРИКС+ для формирования эффективной коалиции за перемены, способной перераспределить власть более демократическим путём. Об этом пишет Эмануэль Пьетробон в своей статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Многие страны
БРИКС+ долгое время были аутсайдерами международных отношений. Неоднократно списанные со счетов, они каждый раз возрождались.
БРИКС+ больше не может тянуть время, поскольку окно перемен быстро сужается из-за конкуренции великих держав, разделяющей мир на противоборствующие блоки.
Хотя главная цель
БРИКС+ – дедолларизация – не будет достигнута в одночасье, её основы, несомненно, уже заложены. Лишь вопрос времени, когда поднимутся первые этажи этого строящегося здания, наиболее распространёнными языками в котором, наряду с русским, китайским и хинди, будут арабский, турецкий, персидский и малайский – иными словами, языки
ислама.
В то время как западные страны – от
Соединённых Штатов Трампа до
Германии Шольца – всё чаще прибегают к формальным и неформальным запретам для мусульман и не имеют ни инструментов, ни знаний для эффективной работы на
Ближнем Востоке и в
Северной Африке,
БРИКС идёт против течения. Пассивность специального представителя
ЕС по
Персидскому заливу Луиджи Ди Майо во время конфликта между
Израилем и
«осью сопротивления» указывает именно на эту разницу.
В конце 2023 года группа
БРИКС открыла двери для
Египта, Ирана, Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов. В 2024 году расширенная группа
БРИКС+ ввела новую категорию – «государства-партнёры» – и пригласила много стран с мусульманским большинством:
Алжир, Индонезию, Казахстан, Малайзию, Нигерию, Турцию и Узбекистан. В совокупности страны с мусульманским большинством теперь составляют 41 процент стран
БРИКС+, включая как полноправных членов, так и вероятных партнёров.
Это можно назвать ставкой на ислам. Ислам – самая быстрорастущая религия в мире и, по прогнозам, превзойдёт христианство через несколько десятилетий. Он охватывает некоторые из самых богатых ресурсами регионов мира: Северную Африку, Сахель, Западную Африку, Аравийский полуостров, Персию, Центральную Азию и Индонезийский архипелаг. Помимо природных ресурсов, многие из стремительно развивающихся экономических и военных держав являются исламскими. Проще говоря, мусульманский мир больше нельзя игнорировать.
Исторически, за исключением таких примеров, как
Османская империя, умма на протяжении XIX и XX веков часто была объектом политики великих держав. Сегодня, когда имперская эпоха позади, умма и её народы всё чаще становятся субъектами конкуренции великих держав – со свободой действий, волей и интересами. В то время как страны
БРИКС+ приняли этот сдвиг парадигмы и делают ставку на него, чтобы ускорить многополярный переход, Запад либо его не осознал, либо отказывается признавать.
Западные страны не смогли понять всю значимость политического пробуждения мусульманского мира – перехода от роли объекта к роли субъекта в мировых делах. Внутренняя и внешняя политика
Запада являются доказательством этой слепоты.
Уровень неосведомлённости ошеломляет: например, бывший советник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил – без иронии – всего за несколько дней до начала конфликта между Израилем и «осью сопротивления», что Ближний Восток никогда не был столь безопасным и стабильным.
Неудивительно, что
Соединённые Штаты и их европейские союзники не добились ни одного стратегического успеха в мусульманском мире за последние пятнадцать лет. Они свергли
Муаммара Каддафи, но после наступил хаос; они пытались свергнуть
Башара Асада, когда большая часть оппозиции была связана с джихадистскими группами; они оставили
Афганистан талибам после двадцатилетней кампании, которая должна была их искоренить; они не заметили подъём радикального ислама в
Сахеле, несмотря на то что там были размещены более 10 тысяч солдат, и были ошеломлены, когда местные военные начали свергать поддерживаемые
Западом правительства, не способные справиться с кризисом.
Наоборот, история оправдала подход
России и
Китая. Западные надежды на то, что за падением
Башара Асада последует уход
России с
Ближнего Востока, столкнулись с умением
России адаптироваться к риску и с прагматичностью новых сирийских властей. После бегства американцев
Афганистан не погрузился в хаос и не был дипломатически изолирован – крупнейшие державы
Азии соревнуются за влияние в нём посредством торговых и инвестиционных сделок.
Старая логика «разделяй и властвуй» больше не работает на Ближнем Востоке: способность России развивать многосторонние контакты, поддерживаемая Китаем разрядка между Саудовской Аравией и Ираном и попытки России и Китая выступать посредниками во внутрипалестинском примирении свидетельствуют о том, что арабские и мусульманские субъекты устали от бесконечных бессмысленных войн.
БРИКС+ пользуется ошибками
Запада и успехами
России и
Китая, стремясь привлечь как можно больше богатых энергоресурсами и стремящихся к суверенитету мусульманских держав. Это риск, но он может окупиться.
Если
БРИКС+ хочет стать подлинной незападной альтернативой – или (при развитии событий по плохому сценарию) даже антизападной коалицией, – она должна объединиться со скептически настроенной в отношении
Запада уммой. Верно и обратное: если крупные мусульманские державы хотят положить конец иностранному вмешательству, неоколониализму и внешним войнам со сменами режимов, они должны сделать выбор между
Западом и остальными, что в конечном итоге означает выбор между однополярностью и многополярностью.
Не может быть настоящего многополярного перехода и успешной дедолларизации без уммы: двухмиллиардной социальной и политической силы, готовой играть центральную роль в продолжающемся соревновании великих держав. У
России, Китая и Индии есть свои причины поддерживать мусульманский фактор в
БРИКС+. Геополитика (проекция силы) и геоэкономика (дедолларизация) всего лишь две грани более широкой картины.
Китаю нужна стабильная умма, чтобы обезопасить свои маршруты в рамках
«Пояса и пути».
Индия не может слишком сильно опираться на индуистский национализм, поскольку вскоре она станет домом для крупнейшего в мире мусульманского населения, а большая часть индийской культурной сферы –
Индосферы – говорит на языке
Корана.
Что касается России, то у неё есть потенциал стать не только Третьим Римом, но и Второй Меккой благодаря растущему мусульманскому населению и укрепляющейся репутации в исламском мире. Это отчасти связано с консервативными ценностями, которые она пропагандирует, и её последовательно ориентированной на мусульман внешней политикой – от отказа поддержать смену режима в Ливии до нынешней позиции по Святой земле.
Мир быстро меняется. Появляются новые полюса силы, и многие из них возникнут на отдалённых территориях уммы. Поддержка исламского мира будет иметь решающее значение в формировании будущей конкуренции великих держав и глобального перехода к дедолларизации. И эту поддержку получат те, кто будет готов учитывать интересы мусульман, в настоящее время хорошо сочетающиеся с изрядной частью повестки
БРИКС+.
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney