В отношении Африки базовой составляющей ИПП является создание сетевой транспортной инфраструктуры, что отвечает задачам КНР по обретению новых рынков для китайской строительной индустрии, а также по обеспечению занятости китайской избыточной рабочей силы. Второе важное направление — перенос производственных мощностей за рубеж с целью снижения производственных издержек китайских предприятий. Кроме того, после призыва Си Цзиньпина в 2017 г. к тому, чтобы «Пояс и путь» стал «дорогой инноваций», важную роль в деле реализации ИПП обретает «Цифровой Шелковый путь» (ЦШП). Осуществление ЦШП можно расценить как стремление Китая перехватить цифровое лидерство в мире.
В Белой книге 2016 г., посвященной политике КНР в отношении арабских стран, указано, что для продвижения ИПП Китай и арабские страны принимают модель сотрудничества «1+2+3», взяв кооперацию в области энергетики в качестве основы строительства инфраструктуры; содействие торговле и инвестициям в качестве двух крыльев, а в качестве трех областей прорыва — сотрудничество в области космоса, ядерной и новой энергетике. Особое внимание в документе уделяется формированию совместной сети комплексной передачи технологий, поощрению обменов между молодыми научными талантами, созданию совместных исследовательских и научных учреждений, а также поощрению китайских технологических компаний к расширению деятельности и созданию центров НИОКР в Африке.
У активности Китая в регионе имеются определенные ограничители. Прежде всего, это сильная привязка стран СА к европейскому рынку и серьезная конкуренция с западными ТНК, особенно это касается стран Магриба, для которых страны ЕС являются главными торговыми партнерами и инвесторами. Марокко и Тунис занимают нишу производителей комплектующих изделий в глобальных цепочках западных ТНК (прежде всего французских), и поэтому китайские компании здесь вынуждены конкурировать и вписываться в уже имеющийся бизнес-ландшафт. Алжир, Ливия и Египет также привязаны к европейскому рынку как поставщики энергоносителей. Накопленные китайские ПИИ в регионе относительно невелики — около 8 % от общего объема китайских ПИИ в Африке .
Страны СА не относятся к числу главных получателей китайских кредитов на континенте. Относительно высокий долг перед Китаем только у Египта — 7,8 млрд долл., что составляет 5 % внешнего долга страны. Алжир, в свою очередь, проводит политику финансового суверенитета, и в стране с 2005 г. действует запрет на иностранные заимствования.
Китай — главный торговый партнер Египта, он входит в тройку основных коммерческих контрагентов Алжира и Марокко. Китай является главным источником импорта для Алжира. Со всеми странами СА, кроме Ливии, Китай имеет значительное положительное сальдо в торговле. Так, экспорт Китая в Египет в 2022 г. составил 17,2 млрд долл., а на импорт из Египта пришлось только 1 млрд долл. Структура торговли между Китаем и странами СА является примером неэквивалентного обмена. Так, готовые промышленные товары составляют львиную долю китайского экспорта в СА. В свою очередь, на нефть, полезные ископаемые и необработанные сельскохозяйственные продукты приходится основная часть китайского импорта из стран СА. Энергетические ресурсы преобладают в китайском импорте из Алжира, Египта и Ливии, а полезные ископаемые и сельскохозяйственные товары являются основными экспортными товарами, которые Марокко и Тунис поставляют в Китай.
Инфраструктурное сотрудничество
Наивысшего уровня экономического сотрудничества и политического доверия Китай достиг в отношениях с Алжиром и Египтом, связи с которыми имеют глубокие исторические корни. Еще до обретения Алжиром независимости в 1962 г. КНР оказывала военную поддержку Фронту национального освобождения страны, а Египет стал первым арабским и африканским государством, установившим дипломатические отношения с КНР в 1956 г. Алжир и Каир первыми среди арабских стран в 2014 г. установили с Пекином отношения всеобъемлющего стратегического партнерства.
Египет для Китая является региональным приоритетом и осью реализации ИПП. На повестке дня — сопряжение ИПП и Стратегии национального устойчивого развития Египта (Стратегия-2030).
Китай осуществляет в Египте множество инфраструктурных проектов. Китайская государственная строительная инжиниринговая корпорация (Сhina State Construction Engineering Corporation (CSCEC) строит деловой район будущей столицы Египта, который станет примером технологий умных городов. Китайские банки финансируют 85 % проекта общей стоимостью 3 млрд долл. Компания также реализует проект по строительству жилых небоскребов в Новом Аламейне на севере Египта. Успешным примером инфраструктурного сотрудничества стал запуск в 2022 г. железной дороги между Каиром и новой административной столицей.
Китайские компании успешно наращивают свое присутствие в портовой инфраструктуре Египта. Hutchison Ports (базирующаяся в Гонконге) является оператором порта Александрии и вспомогательного порта Эль-Дехейла, через которые ведется большая часть внешней торговли Египта. Также компания подписала долгосрочное соглашение о строительстве контейнерного терминала в Абу-Кире на территории военно-морской базы Египта. Hutchison Ports в консорциуме с китайской Cosco Shipping Ports в марте 2023 г. подписала с правительством Египта соглашение о строительстве нового терминала в порту Айн-Сохна южнее Суэцкого канала. Cosco Shipping Ports также инвестировала в терминал в Порт-Саиде. Есть перспективы участия Китая в проекте по расширению южной части русла Суэцкого канала. В контексте ИПП страны Магриба также имеют большое значение как ворота в южную Европу, так и в Африку к югу от Сахары. В 2021 г. китайская портовая инжиниринговая корпорация начала работы по строительству порта в Шершеле, в 70 км от столицы Алжира, который по планам станет вторым по мощности контейнерным портом в Африке после Танжер-Мед и призван усилить региональную торговлю благодаря соединению с Транс-Сахарским шоссе. По соглашению сторон портом будет управлять государственная Шанхайская международная портовая группа в течение 25 лет в обмен на финансирование проекта Эксимбанком Китая.
В Алжире китайские компании активны в жилищном строительстве, развитии транспортной инфраструктуры, энергетике. Китайские энергетические гиганты Sinopec, Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC) и другие работают в Алжире и сотрудничают с алжирской государственной нефтегазовой компанией Sonatrach.
Китайская государственная строительная корпорация (China State Construction Engineering Corporation (CSCEC) присутствует в Алжире уже 40 лет; ею построено 170 тыс. домов. Среди крупных строительных проектов, реализованных Китаем — Великая мечеть Алжира, шоссе Восток-Запад, новый терминал в международном аэропорту Алжира, олимпийский стадион в Оране. Вследствие тесного экономического сотрудничества в Алжире китайцы сформировали крупнейшую в стране иностранную общину: по разным данным, на стройках Алжира работают от 40 до 80 тыс. китайцев.
Хотя Китай осуществляет в регионе множество строительных проектов, китайские текущие ПИИ в Алжире относительно невелики. В 2021 г. их объем составил 1,7 млрд долл., при этом стоимость контрактов, заключенных с китайскими компаниями в стране, достигла 4 млрд долл. Это можно объяснить тем, что в Алжире китайские компании выполняют строительные проекты под ключ на договорной основе и не владеют собственностью.
Динамично развивается сотрудничество Китая с Марокко. Визит короля Мохаммеда VI в Пекин в 2016 г. и установление отношений стратегического партнерства придали новый импульс диалогу двух стран, и в 2022 г. Марокко стало первой североафриканской страной, подписавшей с Китаем соглашение об интеграции в ИПП.
В 2017 г. Марокко восстановило членство в Африканском союзе (АС), с которым Китай энергично развивает сотрудничество. В частности, через созданную по инициативе АС Африканскую континентальную зону свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA) Пекин намерен беспошлинно продвигать свои товары на континент. Кроме того, Марокко имеет соглашение о свободной торговле с США и ЕС, что также привлекает внимание китайских производителей к этой стране.
Китайские компании инвестируют в транспортную инфраструктуру, телекоммуникации, мобильную связь, фосфатную промышленность; активно проникают в Марокко представители китайского автопрома. Китай участвует в строительстве автомагистрали от Танжера до Касабланки, в частности построив вантовый мост между Рабатом и Сале. Китайская Zhong Neng Xuan Zong Industrial конкурирует с французским Alstom за строительство высокоскоростной железной дороги Аль-Бурак от Касабланки в Марракеш и Агадир. Другие интересы Китая в Марокко охватывают инвестиции в Атлантическую свободную зону Кенитра, финансовый центр в Касабланке, портовый комплекс Танжер-Мед.
В 2019 г. Марокканский внешнеторговый банк (BMCE) подписал меморандум о взаимопонимании с China Communications Construction Co (CCCC) по строительству умного города Tangier Tech City. Ожидается, что после завершения строительства в городе площадью 2 тыс. га будет проживать 300 тыс. человек.
Несмотря на то что в инвестициях и торговле Туниса традиционно доминируют европейские партнеры (главным образом Франция и Италия), после арабской весны Тунис стал постепенно развивать сотрудничество с КНР, хотя и менее интенсивно, чем Марокко. В 2017 г. Тунис последовал примеру Марокко и снял визовые ограничения для китайских туристов.
Тунис интересен для Китая во многом благодаря своему удобному приморскому положению. Еще с 2018 г. китайские компании заявляли о намерении построить в Бизерте глубоководный порт, с такими же планами выступали и США, и Франция. В 2018 г. Китай и Тунис подписали меморандумы о планах по развитию инфраструктуры южного порта Джарджиз и строительству железной дороги Габес — Джарджис. Однако реализация этих проектов будет зависеть от готовности Туниса к полномасштабному участию в ИПП.
Среди крупных строительных проектов, осуществленных Китаем в Тунисе, можно отметить медицинский университетский центр в Сфаксе и здание Дипломатической академии. А в 2023 г. Power China должна завершить строительство крупной плотины в провинции Эль-Кэф.
Отношения Китая со странами региона строятся согласно его официальной политике невмешательства во внутренние дела. Нейтралитет Пекина по ливийскому политическому кризису дает ему сильную позицию для заключения сделок с любым будущим правительством. Представители правительства национального согласия Ливии еще в 2018 г. подписали с Пекином меморандум о взаимопонимании по строительству «Пояса и пути», что открывает двери для дальнейшего сотрудничества сторон в рамках Инициативы. Президентский совет в Триполи также выражал надежду, что Китай в дальнейшем сыграет позитивную роль в национальном примирении, социальной реконструкции и проведении выборов в Ливии. При этом Пекин проявляет осторожность по вопросу самоопределения Западной Сахары, что помогает ему держать баланс в отношениях с Марокко и Алжиром.
Китай расширяет «оборонную дипломатию» в регионе (на страны СА приходится 42 % китайского экспорта вооружений на весь африканский континент) и конкурирует с Россией по ряду позиций на рынке вооружений, например, Алжира. Управление портовой инфраструктурой в Северной Африке также открывает двери для усиления присутствия китайских ВМС в южном Средиземноморье.
Китай заинтересован в безопасности своих активов и граждан в регионе. Уже был прецедент, когда Пекин был вынужден полагаться на третьи страны для эвакуации своих граждан из Ливии в 2011 г. Открытие военной базы в Джибути в 2017 г. должно поспособствовать оперативности обеспечения безопасности в Африке. Примечательно, что китайские компании уже проложили волоконно-оптический кабель из Пакистана через Джибути в Египет. Таким образом, в рамках ЦШП Китай соединяет свои гражданские и военные активы.
Цифровое сотрудничество и зеленая энергетика
Новой опорой кооперации Китая с регионом становится расширение сотрудничества в сфере цифровизации и зеленой энергетики. Правительства Алжира и Египта заключили крупные контракты с Huawei в рамках усилий по созданию сетевой инфраструктуры, модернизации сетей 3G, 4G, платформ электронного управления и облачных центров обработки данных. В Марокко Huawei предоставляет коммуникационные технологии для национальной железнодорожной системы, также она построила логистический центр в порту Танжер-Мед. В 2017 г. компания запустила исследовательскую лабораторию OpenLab в Каире, а в 2019 г. открыла в Алжире свой первый африканский завод по сборке телефонов. После запуска завода доля Huawei на рынке мобильных телефонов Алжира резко возросла, и к 2020 г. доля продукции компании составила 12,3 %, опередив местный Condor.
Huawei активен в заключении соглашений с местными университетами в обучении студентов по всей Северной Африке. Только в Египте Huawei открыла академии в сфере информатики и коммуникаций в 75 университетах и правительственных учреждениях, которые подготовили более 15 тыс. специалистов. В этой области Huawei достаточно успешно конкурирует с американским CISCO за счет более низкой стоимости обучения.
Развивается сотрудничество в космической сфере: с помощью Китая был построен египетский испытательный центр по сборке спутников. Китай успешно продвигает в регионе свою систему спутниковой навигации «Бэйдоу». Алжир и Марокко уже используют китайские спутники в хозяйственных целях. Проводятся совместные китайско-арабские форумы «Бэйдоу». В апреле 2018 г. в Тунисе был открыт первый зарубежный центр глобальных навигационных систем «Бэйдоу».
Медицинское сотрудничество
Долгую историю имеет медицинское сотрудничество Китая со странами региона. Еще в 1963 г. Китай направил первую зарубежную медицинскую бригаду в Алжир, а в 1973 г. командировал медиков в Тунис. За 60 лет Китай направил в Алжир 27 медицинских бригад. Китайские медики работают в непростых условиях, в том числе в отдаленных сельских районах и делятся своим опытом.
Большую поддержку региону Китай оказал и во время пандемии COVID-19. В течение двух лет с начала пандемии Китай предоставил Тунису более 2 млн доз вакцин от COVID-19 и большое количество предметов медицинского назначения. Египет стал первой страной в Африке, производящей китайскую вакцину Sinovac, а китайская Sinopharm и марокканская Sothema подписали в 2021 г. соглашение о производстве на фабрике в Касабланке 5 млн доз китайской вакцины.
Заключение
Опираясь на главных партнеров в регионе — Египет и Алжир, — в рамках ИПП Китай успешно сотрудничает и с Марокко. Имеются предпосылки к более активному сотрудничеству КНР с Тунисом и Ливией.
Итак, сотрудничество в рамках ИПП благоприятствует углублению отношений между Китаем и странами СА. Китай реализует в регионе множество строительных проектов, вместе с этим наращивая свое присутствие как в транспортной портовой инфраструктуре, так и в локальной цифровой сети. Все это способствует усилению позиций Китая в борьбе с Западом за технологическое лидерство в развивающемся мире.
Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.
Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.
Анатомия звука Трента Резнора или почему Nine Inch Nails одинаково полюбились массам и эстетам.
От строительства школ и мечетей до военных баз и ЧВК – как Турция тихо, но уверенно наращивает своё влияние в Африке, отодвигая других мировых игроков.
Выборы в Нью-Йорке завершились триумфом политика-новичка. Иммигрант, мусульманин и социалист – новый мэр города олицетворяет три «табу» американской политики и знаменует раскол в Демпартии.
Впервые за 500 лет существования Церкви Англии её духовным лидером стала женщина – епископ Лондона Сара Маллали, что вызвало раскол в глобальном англиканском сообществе.