Плавание по бурным морям

КАКОЙ БУДЕТ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ В 2025 ГОДУ?

Внешняя политика Новой Зеландии (известной также как Аотеароа на языке маори) вряд ли поменяется в 2025 году. На неё не повлияет даже потенциальный хаос из-за прихода к власти администрации Трампа в Соединенных Штатах и усиления конфронтации между Китаем и США.

Основные проблемы и возможности, с которыми сталкивается Новая Зеландия, вряд ли претерпят значительные изменения. Нужно сближаться с Австралией, одновременно думая о том, присоединяться ли хотя бы частично к альянсу AUKUS (трёхсторонний оборонный альянс Австралии, Великобритании и США в Индо-Тихоокеанском регионе, создан в сентябре 2021 года – прим. ред.). При этом Новой Зеландии предстоит справляться с растущей поляризацией в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что может сказаться на её позиции посредника между Западом и Китаем. Отношения с соседями по Тихоокеанскому региону тоже требуют внимания, иначе стремление Новой Зеландии стать самым крупным игроком среди государств региона окажется под вопросом. Наконец, стране нужно продолжать работу, связанную с защитой и развитием своих торговых и инвестиционных связей с такими партнёрами, как Индия.



С недавних пор ситуация усложнилась. Консенсус во внешней политике Новой Зеландии, который включал тесные отношения с Австралией и поддержку либерального международного порядка, теперь оказался под вопросом из-за появления AUKUS и ожидаемых изменений в торговой и оборонной политике, которые может принести новая администрация Дональда Трампа.

Часто полагают, что небольшие государства, такие как Новая Зеландия, вынуждены лишь адаптироваться к международной ситуации и действиям своих больших соседей. Однако благодаря умелой дипломатии и инновационным подходам, эта страна смогла избежать такой участи. Новая Зеландия проводит независимую внешнюю политику, позволяющую отстаивать свои экономические и идеологические интересы, одновременно выступая международным лидером в таких областях, как права человека, изменение климата и нераспространение ядерного оружия.

Очевидно, что за последнее десятилетие произошло заметное ослабление порядка, сложившегося после Второй мировой войны, и влияния международных институтов на действия государств.

Страны все чаще применяют силу, не опасаясь международных санкций, причем в последнее время появилось множество вариантов давления. Многие государства и организации сообщают о растущем числе кибератак, направленных на критически важную инфраструктуру. Правительства все чаще применяют тактику «серой зоны» (примером этого может служить недавний захват судна, перевозившего российскую нефть под флагом острова Кука) и используют негосударственные субъекты для достижения политических, военных и экономических целей. Например, Китай использует свои рыболовецкие флоты как для незаконного ведения промысла, так и для расширения своего стратегического присутствия в Южно-Китайском море.

В Индо-Тихоокеанском регионе эти изменения воспринимаются как часть растущей поляризации, которая заставляет политиков анализировать международные события через призму соперничества между Китаем и США.

Эти события сопровождались угрозами для либерального режима в сфере торговли и инвестиций. Хотя с 1980-х годов Новая Зеландия пережила значительную деиндустриализацию, страна несомненно получила огромные преимущества от либерализации торговли и реализации своих соглашений о свободной торговле, особенно с Китаем. Но этот международный экономический порядок столкнулся с трудностями из-за пандемии COVID-19, нарушений в глобальных цепочках поставок, неравенства, вызванного изменениями в национальной экономике, и возрастающей склонности государств к вмешательству в торговлю и инвестиции по соображениям национальной безопасности или политическим мотивам.

Возможно, ещё важнее тот факт, что крупные державы всё реже воспринимают глобальную торговую и инвестиционную систему как объективную и нейтральную (что на Глобальном Юге всегда ставилось под сомнение). Растёт тревога по поводу перекоса в торговле и инвестициях, а также все чаще обращается внимание на внутренние экономические издержки, связанные с ними. Либеральные подходы к торговле и инвестициям всё чаще рассматриваются США и Европой как действия (как бы иронично это ни звучало), которые приносят пользу Китаю.

2025 год, как и 2024-й, ставит перед новозеландскими политиками ряд важных задач. В первую очередь они стремятся избежать втягивания в то, что, как ожидается, станет более ожесточенным соперничеством Китая и США под управлением администрации Трампа. Более того, новозеландские политики продолжат поддерживать международную систему, основанную на либеральных правилах. За последние несколько десятилетий Новой Зеландии удалось установить тесные экономические связи с Китаем, сохранив при этом сотрудничество в области безопасности и экономическое взаимодействие с Австралией и Соединенными Штатами. Возникает вопрос о том, можно ли и нужно ли поддерживать этот баланс и дальше.

Не ясно пока, приведёт ли усиление позиций США и Австралии в ответ на действия Китая в Южно-Китайском море и на островах Тихого океана к росту напряжённости в этом регионе. С одной стороны, есть риск, что увеличение поляризации заставит страны усилить милитаризацию и обострит конфликты. С другой стороны, такое «противодействие» действиям Китая может снизить вероятность конфликта.


Учитывая, что нынешнее правительство Новой Зеландии продолжает полагаться на Австралию в вопросах безопасности и уже поддержало её позицию по Южно-Китайскому морю и тихоокеанским островам, вряд ли стране нужно что-то ещё делать. Вместе с тем Новой Зеландии следует самой чётко понимать, что активность Китая в островных государствах Тихого океана должна ограничиваться только проектами экономического развития и не должна преследовать достижение более широких геостратегических целей.

Во-вторых, учитывая возросший интерес мировых держав к этой территории и возрастающую конкуренцию на островах Тихого океана, Новая Зеландия должна активизировать свое взаимодействие с этим регионом. Важно, чтобы Новая Зеландия оставалась источником экономических возможностей, помощи и безопасности для своих соседей по Тихоокеанским островам. Именно этим и занято нынешнее правительство страны. Министр иностранных дел Новой Зеландии Уинстон Питерс, который пользуется в этом регионе большим авторитетом, чем его предшественник, в прошлом году посетил множество островных государств Тихого океана. Питерс пообещал возобновление политической и экономической поддержки этим государствам со стороны Новой Зеландии и подчеркнул важность тихоокеанского подхода к решению проблем региона.

Питерс раскритиковал то, что он называет ростом «дипломатии чековых книжек», в результате которой малые островные государства могут оказаться в долговых ловушках и им придется принять навязанные другими странами политические условия, что ударит по местному населению и международному суверенитету. В то же время он отметил, что Новая Зеландия и западные государства пренебрегают тихоокеанским регионом, из-за чего образовавшийся «вакуум» дал возможность другим государствам усилить свое влияние. Сотрудничество с островными государствами необходимо продолжать, но для этого необходимо выделить дополнительные средства на их экономическое развитие.

В-третьих, Новая Зеландия должна определить свою позицию в отношении второго компонента AUKUS (второй компонент - вторая часть договорённостей в рамках блока, которые предполагают взаимодействие в восьми областях военных технологий. Среди них подводные системы, искусственный интеллект, кибербезопасность, радиоэлектронная борьба, гиперзвуковые аппараты и средства их перехвата - прим. ред.). Нынешнее правительство Новой Зеландии склоняется к тому, чтобы присоединиться к соглашению, Лейбористская партия страны - против.

Открыто критикуют интерес Новой Зеландии к AUKUS и лидеры Тихоокеанских островов. Для этих стран важнее приверженность идеалам неформальной группы Blue Pacific (Голубой Тихий океан) — концепции, основанной на расширенной безопасности, которая включает борьбу с изменением климата и поддержание безъядерного статуса Тихоокеанского региона. Но в любом случае сторонам придется прийти к консенсусу, и, возможно, это даже удастся сделать в этом году.

Учитывая антипатию новозеландской общественности к новой администрации Трампа и ее политике «Америка превыше всего», как и позицию лейбористов, вряд ли Новая Зеландия быстро примет отношение относительно присоединения к AUKUS. Ускорить это может разве что какой-то международный инцидент.


В-четвертых, Новой Зеландии необходимо укреплять торговые и инвестиционные отношения с другими государствами, такими как Индия, Канада и членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Эти договорённости могут расширить и укрепить торговые и инвестиционные связи Новой Зеландии, сделав их более разнообразными и устойчивыми. Это также поможет снизить зависимость страны от Австралии и Китая, а значит и сделать Новую Зеландию менее уязвимой.

Новой Зеландии также стоит пересмотреть Закон об иностранных инвестициях 2005 года, чтобы привлечь больше инвестиций, сохранив при этом защиту ключевых национальных интересов. Однако пока неясно, будет ли это означать упрощение процедур, более либеральные правила или, наоборот, ужесточение существующего режима.

В-пятых, Новая Зеландия должна продолжать активно участвовать в международных делах, поддерживать действия международных институтов и придерживаться принятых на сегодня норм. Такие актуальные проблемы, как изменение климата, утрата биоразнообразия, миграция населения, угроза глобальных пандемий и терроризм, требуют совместных усилий всех стран. Современные международные институты, судя по всему, не слишком хорошо справляются с решением этих проблем. Хотя во многом их неэффективность связана с внутренними установками и внешней политикой отдельных государств, сами институты по-прежнему играют важную роль в принятии политических, экономических и стратегических решений.

Например, Питерс рассказал, что постоянные члены Совета Безопасности ООН часто злоупотребляют своим правом вето для того, чтобы избежать международных санкций и расследований. Поэтому Новая Зеландия должна все так же активно поддерживать международные институты и соответствующие процедуры.

Среди этих обязательств – борьба с обостряющимся климатическим кризисом, который стал серьезной проблемой для многих тихоокеанских островных государств. Учитывая, что предыдущее лейбористское правительство активно занималось решением этой проблемы, а также значимость климатических изменений для региона, маловероятно, что нынешнее правительство откажется от своих обязательств. Иначе такой шаг нанесёт серьёзный ущерб как национальным, так и международным интересам Новой Зеландии.


Пока сложно сказать, приведут ли недавние события в регионе и мире к серьёзным международным изменениям или конфликтам. Обычно такие перемены происходят постепенно, без явных драматических поворотов. В этой ситуации Новой Зеландии важно и дальше укреплять отношения с соседями и поддерживать такие ценности, как либерализм, права человека и справедливость, как в регионе, так и во всём мире.

Небольшие государства, такие как Новая Зеландия, способны играть значительную роль в международных отношениях. Их приверженность общим ценностям и правилам служит важным инструментом для укрепления сотрудничества между странами и создания основы для взаимопонимания. Такой подход может побудить другие государства, особенно те, которые не рассматривают сотрудничество и диалог как ключевые элементы международной политики, пересмотреть свои взгляды на национальные интересы и стратегические расчёты.

Гай К. Чарльтон, доцент кафедры права в Университете Новой Англии, Австралия

Сян Гао, заведующий кафедрой политологии в Университете Новой Англии, Австралия

The Diplomat
Перевод Антона Дубровского
Иллюстрация: использованы изображения  MCROISMichal Klajban 
22.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.