«Пантера» и бриллианты

НА ЭКРАНЫ ВЫШЕЛ НОВЫЙ БОЕВИК «ОХОТА НА ВОРОВ 2: ПАНТЕРА»

В российский прокат вышел криминальный триллер о том, как побитый жизнью коп Джерард Батлер вместе с элитной командой воров организует ограбление неприступного хранилища алмазов на живописной французской Ривьере. Фильм неплох, но стоящая за ним реальная история еще лучше: в 2003-м группа ворюг-профи элегантно стащила из Всемирного алмазного центра всевозможного добра на $100 миллионов. Все подробности об этом восхитительном сюжете (в жизни и на экране) – в нашей рецензии.

Детектив Ник О’Брайен, недавно перехвативший банду грабителей Федерального резерва, узнает, что Донни Уилсон – единственный из воровской команды, кого не удалось поймать – обнаружился на юго-востоке Франции, где готовит очередное крупное дело, на этот раз вместе с группой воров-профи под названием «Пантера». Но, прибыв на Лазурный берег, Большой Ник не спешит активно сотрудничать с местной полицией. У пропитого копа внезапно другие планы: он выходит на Донни и предлагает ему помочь с новым ограблением.

На экраны вышел новый боевик Охота на воров 2 (Пантера).webp

Попав в команду Донни, Ник узнает, что ему предстоит грабануть алмазный фонд в «бриллиантовом квартале», битком набитом сложносочиненными системами охраны. Тщательная подготовка осложняется еще одной проблемой: по пятам за Донни следуют мафиози, у которых он когда-то стащил ценнейший бриллиант.

В конце 2010-х режиссер и сценарист Кристиан Гьюдгэст (автор «Одиночки» и «Падения Лондона») снял весьма добротный экшен-триллер «Охота на воров». Для сиквела Гьюдгэст вновь собрал двух ключевых звезд первого фильма – Джерарда Батлера и О’Ши Джексона младшего (это, если что, сын легендарной рэп-звезды Айс Кьюба). Хотя сюжет второй части прямо продолжает события «Охоты на воров», детально знать или вспоминать его не обязательно, поскольку история здесь отдельная, хотя в ней и задействованы знакомые герои.

Если первый фильм был гибридом полицейского экшена и триллера об ограблении, то вторая часть – это чистый триллер, построенный на медленном погружении в нюансы планирования, точнейший тайминг и прочие подробности крупного грабежа. Причем теперь в основе сюжета лежит реальная (и феерическая) история грандиозного ограбления, которое в начале 2000-х называли – с полным на то основанием – «грабежом столетия».

Для начала немного важного контекста. Один из старейших и престижнейших мировых центров торговли алмазами расположен в бельгийском Антверпене, где исторически сложился «алмазный квартал» – особый район, где сосредоточено огромное количество фирм и частных брокеров, торгующих разными ювелирными украшениями, драгоценными камнями и прочими недешевыми стекляшками.

В этом же квартале находится Всемирный алмазный центр, в подвалах которого – множество ячеек для хранения все тех же бриллиантов, драгметаллов и так далее. Само хранилище занимает второй подземный этаж центра, и обеспечено сложной многоуровневой системой защиты от несанкционированных проникновений. В начале 2000-х защитные системы включали в себя: мощный замок (имел 100 миллионов комбинаций кода), инфракрасные детекторы тепла, сейсмический сенсор, радар Допплера (его использует полиция, чтобы засечь превышение скорости) и особое магнитное поле, исчезновение которого врубало сигнализацию. Добавьте к этому многочисленную и хорошо вооруженную охрану – получите, как говорят в фильме, «самое защищенное здание в Европе».

И что же случилось с этой неприступной алмазной крепостью? Правильно, ее ограбили – стремительно, тихо и безупречно.

В ночь с 15 на 16 февраля 2003 года группа профессиональных воров стащила из подвала центра драгоценностей на общую сумму больше $100 миллионов, а затем растворилась в зимней мгле. До конца месяца грабителей арестовали, но их добыча исчезла бесследно – и не найдена до сих пор. Хотя это даже не самое интересное.

Самое интересное – как им, черт подери, это удалось? Три слова: работа с людьми.

Лидером команды был итальянец Леонардо Нотарбартоло, опытный взломщик и, что очень важно, тонкий психолог. Кроме него в группе было по меньшей мере четыре человека, известных по псевдонимам. Первый – Спиди, ближайший помощник Нотарбартоло, его друг детства. Второй – Монстр, внушительного вида мужчина, отвечающий за взлом замков, а также умелый механик и водила-виртуоз. Третий – Гений, спец по анализу и взлому охранных систем. Четвертый – Король Ключей, мастер по изготовлению дубликатов ключей.

Леонардо снял простенький офис (за скромные $700 в месяц) в квартале, выдав себя за бизнесмена, работающего с бриллиантами. Как арендатор он получил ID-карту, которая давала ему право проходить в любое время на рабочее место. Лео любезничал с другими брокерами, перекидывался шутками с охраной, и приветливого итальянца все знали в лицо. Но за теплой улыбкой скрывался холодный интеллект.

Благодаря компанейской натуре, вежливости и неприметной внимательности он замечал то, что ускользает от многих людей: мелкие детали, из которых складывается общая картина. Долгие 18 месяцев Нортарбартоло изучал локацию, места расположения камер наблюдения, режим работы охранников и архитектуру ближайших районов. В работе ему помогала передовая технология: все происходящее Леонардо фиксировал на камеру, спрятанную в ручке, которая торчала из нагрудного кармана дорогого костюма. На основе собранных данных остальные участники разработали многоступенчатый план преодоления всех препятствий (и, забегая вперед, скажу, что он прекрасно сработал, провалились ребята в совсем другом месте).

В ночь ограбления команда проникла в алмазный центр из соседнего здания (Король Ключей заранее сделал дубликат), ослепив инфракрасный сенсор с помощью сделанного вручную щита из полиэстера (это, конечно, придумал Гений). Закрыв охранные камеры черными пластиковыми пакетами, воры спустились на второй уровень подвала, где аккуратно взломали входную дверь в хранилище.

Вы помните про замок с 100 миллионами комбинаций? С помощью скрытой камеры воры установили, что охрана использует одну и ту же каждый день, потому что им лень менять коды. Хваленую магнитную защиту устранили при помощи алюминиевой пластины с двухсторонней полоской скотча: выкрутили крепежные болты, прилепили датчики к алюминию, потом аккуратно отвели их в сторону, и закрепили на стене хранилища. За счет этого магнитное поле не было нарушено (и сигнализацию не триггернуло), а проникнуть в святая святых не помешало.

Затем Монстр в полной темноте прошел до конкретной точки в комнате (он выучил количество шагов наизусть), где находился кабель сигнализации, и несколькими точными движениями обезвредил его. Датчики тепла все тот же Гений ослепил пенопластом, а световые сенсоры – клейкой лентой. Только после этого Король Ключей специальной отмычкой начал открывать боксы с драгоценностями. Все это время Нотарбартоло сидел в машине поблизости и мониторил полицейские частоты. Обчистив больше 120 из 160 ячеек, грабители беспрепятственно покинули здание и скрылись в машине Леонардо.

А вот дальше сработал человеческий фактор. Группа должна была избавиться от следов своей работы в условленном месте, однако в пути Спиди начал нервничать и потребовал, чтобы от улик избавились как можно скорее. Заехав в близлежащий лес, Нотарбартоло и его люди принялись все сжигать, но Спиди словил паническую атаку и просто утопил свою часть барахла в грязи, а другую часть запрятал в кустах.

На следующее утро местный фермер обнаружил мусор у себя на участке и вызвал полицию, будучи уверенным, что это проделки местных хулиганов. Осмотрев ворох бумажек, сожженных пакетов и прочей ерунды, копы заметили обрывки конвертов из алмазного центра, вспомнили недавние новости и сразу же перенаправили все добро криминалистам. Но важнее всего были не конвертики, а салями. Среди мусора попался чек за сэндвич, по которому полиция отследила магазин, а в нем уже просмотрела записи с камер наблюдения – и опознала Леонардо. Ему дали 10 лет тюрьмы, его сообщникам по пять, а единственным, кто ушел от полиции, был Король Ключей, его личность неизвестна до сих пор.

В «Охоте на воров 2» этот роскошный сюжет использован толково, однако Гьюдгэст (он, как и в первой части, вдобавок к режиссуре отвечал за сценарий) изменил кое-какие детали, заодно добавив парочку побочных линий, выстреливающих ближе к финалу. Во-первых, основное действие происходит не в Бельгии (там лишь открывающая сцена), а на юге Франции, преимущественно в курортной Ницце, где, по фильму, расположен «алмазный квартал». Во-вторых, завязка с бельгийским грабежом позволяет внести в историю сюжетную ветку, усиливающую угрозу для Ника и Донни, по мере того как они готовят свою операцию.

Впрочем, основной акцент в фильме сделан на большом «алмазном» ограблении. Два с половиной часа нам показывают, как Донни вместе с Большим Ником и командой изучают местность, играют в бриллиантовых брокеров, а потом приводят в действие свой тщательный план. Несмотря на то, что сценарий состоит в основном из разговоров и разведки, Гьюдгэст неплохо удерживает внимание, вовремя подкидывая героям очередной квест: то надо оформить Ника охранником, то незаметно пшикнуть в камеру, чтобы липкий след перекрыл сенсоры (в реальности для этого применяли лак для волос за день до ограбления, чтобы покрытие сохранялось на все время операции), то подсмотреть, в какой бар любит ходить охрана.

Но если по части общей схемы операции и ее темпа во второй «Охоте на воров» все сделано на совесть, то к отдельным сценарным решениям есть ряд серьезных вопросов. Самый главный: как-то не очень верится, что группа воров высшего класса так легко примет в свои ряды полицейского, да еще и по рекомендации новичка.

Справедливости ради это решение поясняется дальше по ходу сюжета, но тут возникает уже другой вопрос. А именно: насколько э-э-э-м… доверительными должны быть протоколы безопасности (в районе, напомню, под завязку набитом дорогущей ювелиркой), чтобы не обыскивать телохранителя, но досматривать его клиента? Полиция, может быть, и вне подозрений, но, чтобы настолько – это слегка нонсенс. О том, что Ник, едва прибыв во Францию, сразу же отправляется на квартиру к Донни (не имея на руках даже намека на адрес), можно забыть, спишем на полицейское чутье.

Зато эпизоды с проникновением и взломом сделаны на достойном уровне. За счет параллельного монтажа и точно вброшенной случайности (при отходе один из команды отстает от остальных) создается какой-никакой саспенс. А медленный проход по подвалу под щитом – пожалуй, лучшие момент в фильме. Задел на триквел в заключительных сценах ожидаем, но обставлен логично (тут еще раз всплывает афера с бриллиантом из пролога).

К тому же в фильме хорошо ощущается средиземноморский колорит. Видеоряд плотно насыщен шикарными залитыми солнцем пляжами, серпантинами горных дорог, по которым несутся дорогие машины, повсюду мелькают костюмы ценой в бюджет небольшой африканской страны и другие атрибуты лакшери-лайфстайла. На этом фоне небритый Джерард Батлер с глубокими морщинами и в неизменной кожаной куртке выглядит как хобо, случайно попавший на праздник богатой жизни (впрочем, потом его приоденут).

Под конец дают одну длинную экшен-сцену на извилистой дороге, снято со знанием дела, но не сказать, что захватывает. В той же первой части перестрелок было всего две (в начале и в финале), но оформил их Гьюдгэст на порядок лучше. Здесь тоже все красиво, хотя не столь зрелищно.

В общем, вопреки всем шероховатостям, вторая «Охота на воров» достаточно хорошо работает как фильм об ограблении. Если помнить, что главное здесь – процедурал, а не экшен, от сиквела можно получить удовольствие, хотя в памяти он вряд ли задержится дольше первой части.


Дмитрий Соколов, Disgusting Men
Иллюстрация: использованы изображения freepik и anam
21.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.