Новое золото

КАК ЧЕЛОВЕЧЕСТВО БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МИРОВЫЕ ЗАПАСЫ ВОДЫ И ГРОЗИТ ЛИ ЕМУ ЕЁ ДЕФИЦИТ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ?

Вода – один из ценнейших ресурсов планеты. 70 % земного шара занимает мировой океан – факт, о котором знает, пожалуй, каждый школьник. Но далеко не каждый (и речь уже не только о школьниках) задумывается, что запасы пресной воды ничтожно малы и составляют всего 1 % от общего количества. Большая ее часть «законсервирована» в ледниках и айсбергах и, соответственно, не так-то легко доступна для использования. Еще часть – это реки, озера и подземные источники, которые должны утолять потребности более чем 8 миллиардов человек. Чистая питьевая вода неуклонно дорожает – это заметно на примере растущего спроса на бутилированную воду. Только в России выпивают около 6 миллиардов литров воды в год, это приблизительно 40 литров на человека. В Европе же показатель выше и уже составляет 140 литров в год на душу населения. В США и вовсе каждому требуется примерно 205 литров, причем за период с 2010 по 2020 год потребление бутилированной воды в Штатах увеличилось более чем на треть. Уже к 2100 году, по данным доклада ООН, доступ к чистой питьевой воде будет иметь только треть населения планеты. Что приведет к ее дефициту и ждет ли мир битва за этот ресурс – корреспонденты «За рубежом» разбирались вместе с Сергеем Никаноровым, доктором экономических наук, профессором кафедры экономики и природопользования МГУ имени Ломоносова.

 

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Истощение запасов пресной воды обусловлено прежде всего серьезным климатическим сдвигом. За последние 140 лет средняя температура на Земле выросла на 1,1 градус. Скептики скажут: это же совсем немного. Чем грозит повышение температуры в летний зной? Разве что дискомфортом. Только вот, по меркам ученых, такие показатели – повод задуматься о «конце света». Последствия природных изменений мы уже наблюдаем: беспрецедентные лесные пожары и катастрофические наводнения случаются там, где раньше их не ждали.

Грозит ли человечеству в ближайшем будущем дефицит воды и станут ли ее запасы очередным ценным активом.webp

«Есть сценарий, при котором даже могут поменяться полюса, и на самом деле вполне возможная ситуация, как прогнозируют коллеги-футурологи, что на месте пустыни, например, может быть оазис, а там, где был оазис, образуется пустыня», – рассказывает Сергей Никаноров.

Такой «сценарий» в 2009-м экранизировал Голливуд. В фильме-катастрофе «2012» материки «пускаются в пляс». И если тогда происходящее в блокбастере было не чем иным, как вымыслом, то сегодня глобальное потепление – это уже суровая реальность. В 2019 году NASA обнародовало кадры полностью исчезнувшего ледника Окджокулл в Исландии. За 30 лет он в буквальном смысле испарился, притом что его площадь превышала 3 квадратных километра. А ледяной щит Гренландии, как выяснило космическое агентство, ежегодно теряет в среднем 200 гигатонн льда. Казалось бы, таяние ледников должно сыграть на руку человечеству, ведь с повышением температуры освобождаются огромные массы воды. Однако все они попросту теряются, смешиваясь с солеными водами мирового океана. Кроме того, как считают ученые, таяние ледников может стать причиной постепенного обмеления высокогорных озер и, следовательно, привести к уменьшению объема питьевой воды.

 

БИТВА ЗА ВОДУ

Уже сегодня больше половины мирового населения хотя бы один месяц в году, но сталкивается с дефицитом чистой воды. К концу века, по данным ООН, этот показатель может вырасти до 66 %. Проблема усугубляется не только недостаточным количеством воды, но и ее плохим качеством: загрязнение водоемов делает даже те запасы, которые еще остались, непригодными для использования. 

Дефицит воды постепенно приводит и к нехватке продовольствия. Согласно отчету ЮНЕСКО, две трети всех орошаемых сельскохозяйственных угодий в мире так или иначе пострадают от таяния ледников. Более 1 миллиарда человек живут в горных регионах, и из них до половины в развивающихся странах уже испытывают недостаток продовольствия. Именно поэтому обладание запасами пресной воды все активнее выходит в приоритеты мировой политики. Сегодня это уже не менее значимо, чем торговля энергоресурсами.

«Вода – это стратегически важный ресурс. И его ценность с течением времени будет только расти. Если сейчас и в конце прошлого века мы наблюдали конфликты, какие-то междоусобицы из-за углеводородов, то в будущем, возможно, будут какие-то столкновения из-за воды, – считает Никаноров. – Россия по запасам [воды] находится на втором месте в мире. Это озера, в том числе Байкал, наши реки и, конечно же, арктические льды, это тоже огромный стратегический ресурс. По оценкам моих экспертов, в районе 20−25 % процентов всей пресной воды как раз находится в ледниках Арктики, это ценный лакомый кусочек на планете. И лет через 50 мы будем бороться за чистую воду, а не за углеводороды, потому что технологии меняются, переход на возобновляемую недорогостоящую энергию позволяет заместить отчасти те углеводороды, которые мы сейчас добываем. А вот воду вы не заместите».


ПЛОЩАДКИ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

Страны БРИКС и ШОС могут обозначить свое место в сфере международного оборота водных ресурсов. Бразилия, Россия и Китай входят в топ-5 по обеспеченности водой, Индия – в десятке. Государства альянса превосходят страны «Большой семерки» по запасам пресной воды более чем в 2 раза, при этом по потреблению на душу населения страны G7 в 10 раз превосходят государства – члены БРИКС. В 2015 году, в период председательства России в БРИКС, министры образования и науки стран – членов объединения подписали Московскую декларацию о сотрудничестве, которая стала своего рода направляющей для развития и институционализации совместных инициатив в сфере исследований, и вот уже на протяжении 10 лет БРИКС регулярно проводит форумы и конференции, посвященные охране водных ресурсов.

Свою лепту в разработку планов по сохранности водных ресурсов пытаются внести и страны ШОС. Так, результаты последнего майского саммита, прошедшего в Душанбе (Таджикистан), в котором, к слову, приняли участие 2,6 тысячи экспертов, должны будут поспособствовать налаживанию глобального партнерства между правительствами, учеными и другими заинтересованными сторонами. Ну а с государствами, которые проявят готовность идти дальше в этом вопросе, как считают эксперты, можно будет пойти по пути кооперации и продумать приемлемую форму объединения ресурсов и активов. Такой формой, например, может стать межгосударственный водохозяйственный консорциум или холдинг.


Павел Ремнев
Иллюстрация: «За рубежом», Midjourney
11.06.2025
Важное

Правительство Португалии стремится снизить зависимость от туризма и привлекает в страну крупные IT-компании.

07.11.2025 17:00:00

Новая Зеландия перезапускает свою внешнюю политику, делая ставку на безопасность и процветание через торговлю с АСЕАН.

07.11.2025 14:00:00
Другие Статьи

Анатомия звука Трента Резнора или почему Nine Inch Nails одинаково полюбились массам и эстетам.

От строительства школ и мечетей до военных баз и ЧВК – как Турция тихо, но уверенно наращивает своё влияние в Африке, отодвигая других мировых игроков.

Выборы в Нью-Йорке завершились триумфом политика-новичка. Иммигрант, мусульманин и социалист – новый мэр города олицетворяет три «табу» американской политики и знаменует раскол в Демпартии.

Впервые за 500 лет существования Церкви Англии её духовным лидером стала женщина – епископ Лондона Сара Маллали, что вызвало раскол в глобальном англиканском сообществе.