Mercury Rev «All Is Dream», 2001

Mercury Rev «All Is Dream», 2001
Это рассказ о награде за верность музыке и о переменчивости духа, веявшего сквозь Mercury Rev заслуженно, но не постоянно. «Меркурианцы» в кон. 1980-х и в пер.пол. 90-х долго и задорно бились лбом в стену, практически умерли, но, минуя все чистилища, взмыли в покорившийся немногим зенит. А потом застыли в янтаре вычурной, не особо душевной манеры, предаваясь сейчас изысканной стилизации в качестве продюсеров. Это не почивание на лаврах, больше реабилитация после недолгой (1998-2001), но непосильной ноши прекрасного. Притом что несли они её в своих пухлых руках бережно, потому что осознанно.


Рубеж 90/00 это золотая эпоха инди, распускались все цветы звукового эскапизма, самым аленьким из которых были наши герои – ну и ещё дюжина-другая групп. Появились они в Баффало (штат Нью-Йорк) – в не самом творческом городе, породившем однако Cannibal Corpse. Боги дет-метала делили одни гримёрки и бары с богами совсем другого, но такого же неукротимого, как рвота, процесса – броуновского, насквозь психоделического, кустарного. Ученики, как водится, одного местного вуза: имевший задатки визионера и мелодиста Джонатан Донахью, гитарно-кларнетный умник Шон Мачковяк по прозвищу «Кузнечик» («Grasshoper»), буйный шоумен Дэвид Бейкер и Дэйв Фридман, как звукорежиссёр создавший впоследствии заповеднейшие альбомы независимой музыки («Soft Bulletin» The Flaming Lips, «It’s A Wonderful Life» Sparklehorse).


Учились по-разному – самые умные у непонятно как оказавшегося в том универе Тони Конрада. Конрад – полу-классический авангардист из ранних 60-х, отец стилей drone и kraut (наставлял Faust), научил Джона Кейла нагнетать на скрипке, а Лу Риду подарил книгу о садо-мазо, вдохновившую название «Бархатное подполье». Конрад привил «меркурианцам» умение обращаться с текстурами, вкус к сочетанию инструментов и, в целом, раскрепостил – как Штокгаузен будущих участников Can в 1960-х.


Но перевшая молодая дурь не давала взойти ничему, выходящему за рамки навязчивых, но не запоминающихся коллажей. Генератором дури был Бейкер – тянул одело в сторону надуманного неадеквата. Даже название смущало нарочитостью – якобы, в честь русского балеруна, явившегося Бейкеру в белой горячке. Но надо признать, бульон первых альбомов «Yourself Is Steam» (1991) и «Boces» (93) заваривался круто, внутренняя логика, хоть и больная, не давала материалу распасться, музыканты проявляли кругозор – но не эмпатию. Это интересный трип, в котором не хочется копаться, хотя смотреть их безумные клипы тех лет («Something For Joey» c главным порноактёром всех времён и народов Роном Джереми) – очень даже.


С этим бардаком кон. 80 - нач. 90-х связано много историй, в основном, про сценические беспорядки, свидетелем которых однажды стал сам Боб Дилан. По невероятному стечению обстоятельств, Mercury Rev на своём втором в жизни концерте разогревали (точнее, распугивали аудиторию) Циммермана, и, говорят, ему понравилось – в гроб не сходя, благословил. Примерно тогда же в Баффало нагрянули великие и ужасные Butthole Surfers, и Донахью, подвизавшийся чем-то вроде антрепренёра-тусовщика, подружился с привезённой этими весёлыми питекантропами группой The Flaming Lips. Тогда начинающей, а впоследствие ключевой для мирового инди. Подружился настолько, что влился в их ряды и записал с ними два их первых альбома – из-за кадрового взаимопроникновения можно сказать, что MR и Lips на перинатальном этапе были одним коллективом. С каждой новой пластинкой осмысленности и музыкальности прибавлялось – но в час по чайной ложке, а время шло, и ни в «Нирвану», ни в Sonic Youth они не превращались. Болтались как слишком независимые творческие единицы в проруби родного озера Эри – даром что возили по гастролям психоаналитика. Не помогло даже изгнание Бейкера – его инерция казалась непреодолимой, таких отклоняющихся (и не продающихся) всегда было пруд пруди. К середине 90-х дуэт Донахью-Кузнечик окончательно сдулся, примером чему тупиковой нойз «альбома» 1995 г. под пвседонимом «Harmony Rockets».



Это была капитуляция, после которой один пошёл в наркологию, а другой – в монахи (в прямом смысле, стал послушником у иезуитов в Испании). Поскитавшись по лимбу до 1998 г., друзья встретились в нью-йоркском Переделкино – районе Кэтскилл в отрогах Аппалачей, куда с 1920-х гг. бежала интеллигенция Большого Яблока. Особенно еврейская мьюзикловая тусовка, из-за чего местность прозвали «борщевым поясом» – та так располагала к звукоизвлечению, что даже Вудсток 1969 г. закатили там.


Цель встречи была благородна и исполнена грустного фатализма – попрощаться с, очевидно, не получавшейся музыкой посредством последнего альбома. Акт дезертирства из шоу-бизнеса, отражённый в самом названии диска – «Deserter’s Song». Но тут на огонёк заглянул выпивавший неподалёку экс-барабанщик The Band (!) Левон Хелм – у Боба Дилана оказалась хорошая память, и тот попросил помочь. Подтянулся и поднаторевший в продюсировании Дэйв Фридман из первого состава Mercury Rev, «Фил Спектор альтернативного рока». И случилось волшебство. «The thrill is gone», а вместо него – одна из прекраснейших пластинок 1990-х, прямая трансляция Гармонии сфер, сублимация былых мытарств. Последний до этого альбом «меркурианцев» назывался «Увидимся по ту сторону» (1995) – и вот она, встреча!


Описания звука «Дезертира», как правило, эзотеричны, хотя сам материал вполне поп-форматен. Возвышенные песни о любви в оправе неверного, как свет заклинившей неоновой лампы, нетёплого саунда. Главный инструмент – пила некоего Джоэля Экхауса, натуральная двуручная пила, на которой играют смычком, издавая звук на стыке терминвокса и пьяного колоратурного сопрано. Метафора почти буквальна: эта пила царапает самые окаменелые сердца. Собственно, первая же песня «Holes» – пилобесие до изнеможения.  Второе слагаемое это вокал Донахью, обладателя одной из самых отталкивающих внешностей в поп-музыке. Фродо-драконианец, крысиный король из «Щелкунчика» А. Кончаловского, с пучеглазой мимикой И. Лагутенко и перстнями на каждом пальце. Это голос даже не уставшего – проигравшего – и он заползает в тебя змеёй, фальцетом с привкусом липкого пота. Как если бы Барри Гибб (из Bee Gees) стал Марком Алмондом.


При преобладании мажорных гармоний, группа звучит совсем не «дóбро», это искренность отвергнутых небом, припорошенная пеплом и ближневосточной тоской. Извращённые натуры истончились настолько, что сквозь них них пролился свет, от которого они всю жизнь бежали. «Песнь дезертира» имела сокрушительный по меркам жанра успех, и Донахью/Кузнечик/Фридман решили войти в эту реку дважды.


Следующий диск, «All Is Dream», должен был продюсировать легендарный Джек Ницше (от «Satisfaction» «Роллинг Стоунз» до музыки к «Пролетая над гнездом кукушки»), но, к сожалению, умер накануне записи. Замена, впрочем, оказалась не менее звёздной – Тони Висконти (Боуи, Болан, Моррисси), «любить, так королев». Первый трек, «The Dark Is Rising», – тот же немигающий гимн, что и «Holes», но уже во весь голос, с могучей оркестровкой и потусторонним мяуканием Донахью. Это уже не атмосфера, сгущавшаяся в песни, как на «Дезертире», а полноводные, отстранённо-эмоциональные, леденяще-интимные «боевики». Музыканты охотно пускаются в страдания – тьма по-настоящему сгущается в идущих чередом «Tides Of The Moon», «Chains» (какие меллотроны там накрутил Висконти!) и «Lincoln's Eye». Эта истерика тоньше, чем у Muse, и глубже, чем у Radiohead – в определённом состоянии можно и повеситься. Но такой задачи не было, и за дребезжащей гитарной паранойей Кузнечика встаёт бодрое солнце «Nite Fog». Грустнейшая «Little Rhymes», диснеевская «A Drop in Time», экстатичная «You're My Queen» – эти страницы листаются стремительно, как платья в примерочной, но застревают надолго. Окончательно отпускает на «Spiders And Flies» – песне великой и простой, как Ленин. Фортепьянная лаконика «Let It Be» на подушке ненастоящих струнных.


Последний трек, «Hercules», – всеохватная эпитафия, задумчивая торжественность в одном звуковом облаке. Альбом вышел 11 сентября 2011 г. – уже лишний символизм, звоночек сверху, что карета превращается в тыкву. Это превращение оформилось на пластинке «Secret Migration» (2005) со стекловидным, уже навязчивым продакшеном (Фридман исписался) вокруг зыбких, но настойчивых «хитов» с выспренней лирикой. Продать ещё раз просветлённый упадок не удалось – хотя в мелодическом плане это топ, а басовая партия на «Black Forest (Lorelei)» так вообще. Академическая, чуть прибитая работа. Потом были экспедиции в электронику, на грядку Sigur Ros (альбом «Snowflake Midnight» 2008 г.), продолжение побочного краут-проекта «Harmony Rockets» (привет наставнику-Конраду). Но всё это уже длинная пенсия – не замахиваясь на новое слово, Mercury Rev пишут римейк LP кантри-певицы Бобби Джентри «Delta Sweete» (1967). Донахью и Ко тут лишь играют на инструментах, давая блистать всем женским звёздам независимой музыки. Козыряют породистыми связями: «душа Америки» Нора Джонс, гипнотическая Хоуп Сандовал из Mazzy Star, строгая Летиция Садье из Stereolab, фолк-богиня 1970-х Вашти Баньян и многие другие – невероятный лайн-ап.


«Меркурианцы» в каждой своей песне любили женщин, но малопонятной последним любовью, не действенной, а потенциальной – как пел Джонатан: «Я силён лишь в мечтах». Из-за этого поклонники Mercury Rev особо не прижились, особенно в России – исправлению этой недооценки и посвящён данный текст.

Кирилл Экономов

Орфография и пунктуация автора сохранены

В иллюстрации использовано фото с сайта https://unsplash.com/ и фото автора Stinco di Porco  (CC BY 2.0) с сайта https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2490114

26.10.2023
Важное

Отбирать игроков в национальную сборную США к ЧМ по хоккею - 2024 впервые будет темнокожий генменеджер Бретт Петерсон.

24.11.2023 17:00:00

Minecraft — самая продаваемая игра в истории. Разбираемся, как проект с примитивным дизайном, сложным обучением и множеством механик без конкретных целей оказался таким популярным.


24.11.2023 16:00:00

Продолжение книги экс-Генерального секретаря ШОС, доктора политологии Рашида Алимова «Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в международных отношениях».

24.11.2023 09:00:00
Другие Статьи
Елена Бобкова

Основатель музея, этнограф Константин Куксин - о  том, как удалось воссоздать национальный колорит «домов» со всего света.

Родион Чемонин

Наш обозреватель Родион Чемонин убеждён, что С. С. Раджамули круче, чем Джеймс Кэмерон

Родион Чемонин

По мнению Родиона Чемонина, первое правило китайского кинопроката – не говорить о китайском кинопрокате.

Трагедия отодвинула на второй план политические разногласия и объединила усилия мирового сообщества в помощи пострадавшим.