Надо понимать, что «Сандэнс» — это не просто фестиваль. Он начинался в 1981 году как институт, основанный актером Робертом Редфордом, чьей главной целью была поддержка независимых режиссеров, новичков в кинобизнесе, а также тех, для кого снять собственный фильм было непосильной задачей. Речь идет о женщинах, национальных меньшинствах, людях с «другим» цветом кожи и с ограниченными возможностями.
Путь к цели был долгий и болезненный, но в итоге «Сандэнсу» действительно удалось стать настоящей лабораторией по формированию новых талантов (один из ее выпускников, например, Квентин Тарантино). Поэтому на фестивале уделяют огромное внимание дебютантам. В его программе не найдешь каких-нибудь свадебных генералов, которые уже 40 лет ездят на фестиваль и привозят на него свои новые фильмы. Здесь приветствуют молодую кровь, поэтому из 87 фильмов в программе 37 (42 %) были сняты новичками. Девять из них — воспитанники института «Сандэнс». Из-за этой специфики было особенно любопытно проанализировать, как относится к травме новое поколение режиссеров и как предпочитает ее изображать.
По сюжету Элисон Бри и Дэйв Франко играют пару, которая переезжает из города в глубинку и во время прогулки в лесу попадает в загадочную пещеру — вернувшись оттуда, они становятся уже другими людьми. С помощью приемов боди-хоррора Шэнкс решает не нагромождать сложные метафоры и аллегории, а показывает созависимость буквально. И конечно же, во многом эта болезненная связь рождается из травмы, да и сама по себе становится для героев травматичной в прямом и переносном смысле. Режиссер отказывается погружаться по этому поводу в тяжелые думы и оформляет историю в хулиганский, невероятно остроумный экшен. Выводы в фильме тоже довольно необычные. Вопреки всем тревожным знакам и распространенному мнению, что от созависимости нужно избавляться любыми способами, Шэнкс видит объект своего изучения в более позитивном свете. Для него не столь важно, насколько ты самостоятелен в отношениях, сколько то, что вы готовы пойти друг ради друга до конца. Может быть, это не очень здорóво, зато честно.
Такого же подхода придерживается еще одна дебютантка, Ева Виктор, в комедийной драме про абьюз «Прости, детка». Само по себе сочетание в одном предложении слов «комедия» и «абьюз» многим может показаться оскорбительным. Виктор действительно избирает уникальный тон для вполне привычной (хоть и ужасной) для кино истории, что сразу же выделяет ее работу на фоне всех остальных фильмов на подобную тему.
Виктор исполнила роль молодой преподавательницы английской литературы Агнес, которая всю жизнь живет в одном и том же доме в маленьком студенческом городке и ходит в один и тот же университет, где она сначала отучилась, а затем поступила на работу. На первый взгляд, Агнес невероятно остроумная, непосредственная и уверенная в себе, однако постепенно фильм показывает, что на самом деле героиня застыла во времени и отстранилась от внешнего мира после страшного инцидента в прошлом.
Режиссер отказывается от традиционного изображения травмы. Событие X, хоть и меняет жизнь внутри героини, не меняет жизнь вокруг. Все идет своим чередом: люди влюбляются, встречаются, женятся, рожают детей, пока героиня заперта в родном доме, где больше не чувствует себя в безопасности. Однако Виктор показывает это намеками, нюансами и не отказывается от абсурда и шуток. Такой легкий и одновременно интимный нарратив, не эксплуатирующий боль и ужас, которыми обычно окутаны подобные сюжеты, ощущается чуть ли не новым словом в кино. А для этого стоило всего лишь не подчиниться законам жанра.
Мы видим Андре в тот момент, когда он был только что травмирован неудачным, но при этом ироничным стечением обстоятельств и теперь у нас на глазах должен как-то смириться с тем, что ему придется умереть. По привычке герой делает это по-своему: записывает свой «предсмертный» крик, создает маркетинговую кампанию о колоноскопии и участвует в создании документального фильма о самом себе, который ему не суждено будет посмотреть.
Однако программа фестиваля не зацикливается на личных травмах, здесь есть истории и помасштабнее — например, про события, последствия которых влияют на судьбы многих поколений. В фильме «Все, что осталось от тебя» (All that’s left of you) палестинский режиссер Шерин Дабис рассказывает об исторических событиях, произошедших в 1948 году в Палестине, и их влиянии на последующие поколения, вынужденные превратиться в вечных беженцев. В одной из сцен главная героиня, палестинка, в разговоре с евреем говорит, что палестинцы проживают боль еврейского народа каждый день. Холокост стал не просто трагедией, постигшей миллионы людей, но коллективной травмой, которая, как вирус, передалась непричастным к этим событиям людям и определила их образ жизни на ближайшее столетие.
При этом вывод у всех перечисленных фильмов один и тот же: для того чтобы начать новую жизнь в светлом будущем, надо найти в себе силы не цепляться за прошлое. Вроде банальность, но, если учесть, что именно это не может сделать весь мир последние годы, эта житейская мудрость актуальна как никогда.
Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.
Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.
Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.
Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.
Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.
У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.