Кинотерапия

МОЛОДЫЕ ТАЛАНТЫ НА ФЕСТИВАЛЕ НЕЗАВИСИМОГО КИНО «САНДЭНС-2025» ИССЛЕДУЮТ В СВОИХ РАБОТАХ ЗНАЧЕНИЕ ТРАВМЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Фестиваль независимого кино «Сандэнс» (Sundance Film Festival) – одно из крупнейших событий в мире кинематографа, посвященное продвижению независимых фильмов. Фестиваль был основан в 1978 году Робертом Редфордом и проводится ежегодно в Парк-Сити, штат Юта, США. Первоначально фестиваль назывался Utah/US Film Festival и был создан с целью привлечь внимание к независимому кинематографу и поддержать начинающих режиссеров. Роберт Редфорд, известный актер и режиссер, решил создать платформу, где независимые фильмы могли бы получить признание и найти свою аудиторию. Первый фестиваль прошел в Солт-Лейк-Сити, но вскоре переехал в Парк-Сити, где и проходит до сих пор.

Главная цель фестиваля – поддержка независимых кинематографистов и создание условий для их творчества. На «Сандэнсе» представлены фильмы, которые отличаются оригинальностью сюжетов, нестандартной подачей материала и часто затрагивают социальные, политические и культурные темы. Фестиваль предоставляет возможность молодым талантам показать свои работы широкой аудитории и привлечь внимание критиков, продюсеров и дистрибьюторов.

«Сандэнс» оказывает значительное влияние на развитие независимой кинематографии. Многие молодые таланты находят здесь поддержку и возможности для дальнейшего карьерного роста. Кроме того, фестиваль способствует развитию новых форматов и жанров, стимулируя экспериментирование и новаторство в киноискусстве.

Кинокритик Тома Ходова докладывает с любимого фестиваля независимого кино, который сейчас идет в Парк-Сити: наши отношения с травмой интересуют молодых кинематографистов как никогда.

Несмотря на разнообразие современного кино, у него существует непоколебимая основа, на которой стоит большинство фильмов, — травма. При желании ее можно найти в сюжете практически любого фильма, любого бюджета и жанра. Особенно это заметно по лайнапу «Сандэнса» этого года. Такое ощущение, что на фоне пандемии, войн, дестабилизации мира и самой киноиндустрии, которой пришлось поехать на фестиваль прямо в разгар пожаров в Лос-Анджелесе, фестиваль попытался устроить коллективный сеанс психотерапии и исследовать наши травмы со всех возможных углов — от традиционных драм («Чудо в перьях») до боди-хорроров («Вместе») и даже комедий, где жертвы абьюза или очень неудачного стечения обстоятельств не боятся посмеяться над собой («Андре идиот»).

Травма стала основной темой новых фильмов на фестивале Санднэнс 2025.webp

Надо понимать, что «Сандэнс» — это не просто фестиваль. Он начинался в 1981 году как институт, основанный актером Робертом Редфордом, чьей главной целью была поддержка независимых режиссеров, новичков в кинобизнесе, а также тех, для кого снять собственный фильм было непосильной задачей. Речь идет о женщинах, национальных меньшинствах, людях с «другим» цветом кожи и с ограниченными возможностями.

Путь к цели был долгий и болезненный, но в итоге «Сандэнсу» действительно удалось стать настоящей лабораторией по формированию новых талантов (один из ее выпускников, например, Квентин Тарантино). Поэтому на фестивале уделяют огромное внимание дебютантам. В его программе не найдешь каких-нибудь свадебных генералов, которые уже 40 лет ездят на фестиваль и привозят на него свои новые фильмы. Здесь приветствуют молодую кровь, поэтому из 87 фильмов в программе 37 (42 %) были сняты новичками. Девять из них — воспитанники института «Сандэнс». Из-за этой специфики было особенно любопытно проанализировать, как относится к травме новое поколение режиссеров и как предпочитает ее изображать.

Так, одним из самых популярных фильмов фестиваля стал комедийный боди-хоррор «Вместе» австралийского режиссера Майкла Шэнкса. Премьера фильма стала самым ярким событием фестиваля. Весь зрительный зал хохотал, плакал, кричал и вздыхал от изумления на самых жестких сценах. В итоге картину приобрела студия Neon за беспрецедентные $15 млн, что сделало «Вместе» одной из самых дорогих сделок за всю историю фестиваля. И это тоже своего рода показатель, потому что, несмотря на несерьезный тон фильма, он исследует довольно болезненную тему — созависимость.

По сюжету Элисон Бри и Дэйв Франко играют пару, которая переезжает из города в глубинку и во время прогулки в лесу попадает в загадочную пещеру — вернувшись оттуда, они становятся уже другими людьми. С помощью приемов боди-хоррора Шэнкс решает не нагромождать сложные метафоры и аллегории, а показывает созависимость буквально. И конечно же, во многом эта болезненная связь рождается из травмы, да и сама по себе становится для героев травматичной в прямом и переносном смысле. Режиссер отказывается погружаться по этому поводу в тяжелые думы и оформляет историю в хулиганский, невероятно остроумный экшен. Выводы в фильме тоже довольно необычные. Вопреки всем тревожным знакам и распространенному мнению, что от созависимости нужно избавляться любыми способами, Шэнкс видит объект своего изучения в более позитивном свете. Для него не столь важно, насколько ты самостоятелен в отношениях, сколько то, что вы готовы пойти друг ради друга до конца. Может быть, это не очень здорóво, зато честно.

Такого же подхода придерживается еще одна дебютантка, Ева Виктор, в комедийной драме про абьюз «Прости, детка». Само по себе сочетание в одном предложении слов «комедия» и «абьюз» многим может показаться оскорбительным. Виктор действительно избирает уникальный тон для вполне привычной (хоть и ужасной) для кино истории, что сразу же выделяет ее работу на фоне всех остальных фильмов на подобную тему.

Виктор исполнила роль молодой преподавательницы английской литературы Агнес, которая всю жизнь живет в одном и том же доме в маленьком студенческом городке и ходит в один и тот же университет, где она сначала отучилась, а затем поступила на работу. На первый взгляд, Агнес невероятно остроумная, непосредственная и уверенная в себе, однако постепенно фильм показывает, что на самом деле героиня застыла во времени и отстранилась от внешнего мира после страшного инцидента в прошлом.

Режиссер отказывается от традиционного изображения травмы. Событие X, хоть и меняет жизнь внутри героини, не меняет жизнь вокруг. Все идет своим чередом: люди влюбляются, встречаются, женятся, рожают детей, пока героиня заперта в родном доме, где больше не чувствует себя в безопасности. Однако Виктор показывает это намеками, нюансами и не отказывается от абсурда и шуток. Такой легкий и одновременно интимный нарратив, не эксплуатирующий боль и ужас, которыми обычно окутаны подобные сюжеты, ощущается чуть ли не новым словом в кино. А для этого стоило всего лишь не подчиниться законам жанра.

Вообще, на «Сандэнсе» сильно чувствуется отличие американского кино от европейского. Первое не пытается довести зрителя до отчаяния и депрессии и предпочитает более гуманистические методы. Так, один из любимых поджанров фестиваля — комедия про рак, и в этом году он представлен документальным фильмом «Андре идиот» об эксцентричном маркетологе, который заболевает раком кишечника, потому что вовремя не сделал колоноскопию.

Мы видим Андре в тот момент, когда он был только что травмирован неудачным, но при этом ироничным стечением обстоятельств и теперь у нас на глазах должен как-то смириться с тем, что ему придется умереть. По привычке герой делает это по-своему: записывает свой «предсмертный» крик, создает маркетинговую кампанию о колоноскопии и участвует в создании документального фильма о самом себе, который ему не суждено будет посмотреть.

Однако программа фестиваля не зацикливается на личных травмах, здесь есть истории и помасштабнее — например, про события, последствия которых влияют на судьбы многих поколений. В фильме «Все, что осталось от тебя» (All that’s left of you) палестинский режиссер Шерин Дабис рассказывает об исторических событиях, произошедших в 1948 году в Палестине, и их влиянии на последующие поколения, вынужденные превратиться в вечных беженцев. В одной из сцен главная героиня, палестинка, в разговоре с евреем говорит, что палестинцы проживают боль еврейского народа каждый день. Холокост стал не просто трагедией, постигшей миллионы людей, но коллективной травмой, которая, как вирус, передалась непричастным к этим событиям людям и определила их образ жизни на ближайшее столетие.

При этом вывод у всех перечисленных фильмов один и тот же: для того чтобы начать новую жизнь в светлом будущем, надо найти в себе силы не цепляться за прошлое. Вроде банальность, но, если учесть, что именно это не может сделать весь мир последние годы, эта житейская мудрость актуальна как никогда.


Тома Ходова, SETTERS Media
Иллюстрация: использованы изображения Artur Lopato и Unsplash
04.02.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.