Энергокризис vs электрокары

В ЭКВАДОРЕ РАСТЕТ СПРОС НА ЭЛЕКТРОКАРЫ, НЕСМОТРЯ НА ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕМ

Присцилла Чалан, водитель такси в эквадорском городе Гуаякиль, еще в 2020 году поменяла свой автомобиль, работающий на бензине, на электрокар китайской компании BYD. В восторг ее привел не только внешний вид нового автомобиля, но и та экономия, которую он дал.

Правда, к середине 2024 года вся экономия начала иссякать: из-за засухи уровень воды на гидроэлектростанциях страны упал до критического уровня, что вынудило правительство отключать электричество на несколько часов подряд каждый день. Не имея возможности зарядить свою машину дома, Чалан начала пользоваться общественной станцией быстрой зарядки BYD, отдавая по 3 доллара за каждый сеанс.



Несмотря на возросшую стоимость зарядки и связанные с ней хлопоты, она уверена в своём решении: «Я останусь с электромобилем, – сказала она. – Хотя есть проблемы с поставками электроэнергии и я пока не достигла своих финансовых целей, электромобиль всё равно выгоднее, чем машина с бензиновым двигателем».

Чалан – одна из тех нескольких тысяч эквадорцев, которые перешли на электромобили за последние два год. Экологичные электрокары стали доступны после того, как правительство из-за роста цен на бензин запустило несколько стимулирующих программ. Конечно сейчас, из-за энергетического кризиса многие владельцы электромобилей испытывают сложности: отключения электроэнергии длятся от 2 до 14 часов в день. Это серьёзно ограничивает использование электромобилей и может поставить под угрозу планы страны по переходу на экологичный транспорт.

В 2019 году в Эквадоре был принят закон об энергоэффективности, согласно которому уже к 2025 году все новые транспортные средства общественного транспорта должны были быть электрическими. Правительство начало отменять налоги на импорт электромобилей, предоставило водителям такси и частным автобусным перевозчикам налоговые льготы и выделило субсидии владельцам электрокаров на установку в доме специальной розетки для зарядки транспортных средств.


С того момента количество электромобилей выросло более чем на 1000 %. Согласно данным Ассоциации автомобильных компаний Эквадора (AEADE), с января 2022 года было продано 3828 новых электрокаров, что составляет чуть более 1 % от общего числа автомобилей.

Но беспрецедентная засуха, случившаяся в прошлом году, привела к проблемам в электроснабжении, так как более 70 % энергии в Эквадоре вырабатывается гидроэлектростанциями. То, что начиналось как редкие и непродолжительные перебои электроэнергии, превратилось в постоянные многочасовые отключения, которые существенно осложнили процесс зарядки электромобилей. Хотя Министерство энергетики публикует графики отключений каждые три-четыре дня, жители также жалуются на внеплановые сбои, которые усложняют их повседневную жизнь. В сельских районах электричества не бывает и по пять дней.

В декабре президент Даниэль Нобоа объявил о прекращении плановых отключений электроэнергии, но, несмотря на это, внезапные отключения продолжают происходить по всей стране. И аналитики делают неутешительные прогноз: они предупреждают, что в ближайшее время может наступить тотальный блэкаут. Так что водителей электромобилей ждут непростые времена, говорит Луи Армас, инженер-электрик, специализирующийся на возобновляемых источниках энергии.

«Долгие годы страна в основном зависела от осадков как источника энергии, в то время как спрос на неё продолжал расти. Одной засухи оказалось достаточно, чтобы подтолкнуть нас к краю пропасти», – сказал он.

Армас, который подумывал о покупке электромобиля, передумал, когда начался энергетический кризис, и считает, что для начала Эквадору нужно восполнить дефицит энергии. «Я думаю, что [владение электромобилем] принесёт больше проблем, чем преимуществ», – сказал он.

Большинство владельцев электрокаров заряжают свои машины дома, так как общественных зарядных станций мало. Почти все 260 зарядных станций в Эквадоре, кроме одной в городе Куэнка (разработана государственным университетом), находятся в частной собственности. Они работают с зарядными устройствами только определённых марок и сильно зависят от электросети страны.

Сильнее всего перебои с электричеством бьют по водителям такси: вынужденный простой, когда они не могут подзарядить свою машину, ощутимо сказывается на доходах.


В их числе и Джон Пеньяфиль. Таксист с 35-летним стажем в конце 2022 года продал свою машину и купил электромобиль Dongfeng китайского производства, воспользовавшись государственной субсидией в размере 4200 долларов. И в те «светлые» времена он экономил на бензине до 600 долларов в месяц.

Эта экономия значительно уменьшилась с апреля, когда Пеньяфиль начал регулярно ездить на зарядную станцию с гарантированным электроснабжением, расположенную почти в 10 километрах от его обычного места зарядки. Эта станция не страдает от отключений, так как находится рядом с пожарной частью, но там есть только одно зарядное устройство, совместимое с его автомобилем.

«Я понимаю, что это неэкологично, – сказал Пеньяфиль, – но я всерьёз подумываю о том, чтобы снова перейти на бензиновый автомобиль».

С похожей ситуацией столкнулся и другой таксист, Улисес Родригес. «Многие мои коллеги вынуждены конкурировать за единственную в городе зарядную станцию Dongfeng», – поделился он с изданием Rest of World.

В Гуаякиле одна из крупнейших зарядных станций была установлена компанией BYD. В 2020 году компания подписала соглашение с городскими властями и запустила парк из 100 электромобилей-такси. Однако, как рассказал Пеньяфиль, он и многие другие владельцы электромобилей Dongfeng не могут заряжать свои машины на станциях BYD без специального адаптера. А они дорогие и найти их в продаже очень сложно.

Но темные времена наступили и для и гигантов автомобильной промышленности. Компания BYD, чьи продажи в Эквадоре выросли более чем на 200 % в 2023–2024 годах и которая управляет сетью из 21 быстрой зарядной станции, также столкнулась с проблемами при обеспечении своих клиентов электроэнергией. Как рассказал Хорхе Бурбано, региональный менеджер BYD, в интервью изданию Rest of World, компания не стала устанавливать генераторы на своих зарядных станциях при строительстве в 2019 году, так как тогда никто не ожидал перебоев с электричеством.

«У Эквадора всё ещё есть потенциал для развития сферы электрокаров», – отметил Бурбано. Однако, по его словам, владельцы электромобилей BYD, которые заряжают их дома, вынуждены подстраивать свой график под отключения электроэнергии, так как других вариантов у них нет.

Согласно данным AEADE, несмотря на перебои с электричеством, продажи электромобилей для личного пользования в 2024 году выросли более чем на 69 % по сравнению с прошлым годом. Но во многом люди перешли на электрокары вынужденно: государство отменило топливные субсидии, что привело к подорожанию топлива на 26 центов за галлон.

Для Чалан экономия на бензине стоит затраченных усилий, даже несмотря на то, что она и некоторые её коллеги влезли в долги из-за того перебоев с электричеством и вынужденного простоя. Она и её сын, который тоже работает водителем такси на электромобиле, даже были вынуждены поменять условия платежей по кредиту, который они взяли на покупку машин. Но отказываться от своей «ласточки» женщина не собирается.

«Мы будем искать решение, – говорит Чалан. – Это всё, что у нас есть».
Каролина Лоса Леон, Даниэла Диб, Rest of World
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения HideMaru, Juan Ordonez, Juan Ordonez
23.01.2025
Важное

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00

Легендарная британская хеви-метал-группа даст прощальный концерт в оригинальном составе в рамках собственного фестиваля Back To The Beginning в родном Бирмингеме.  

07.02.2025 09:00:00
Другие Статьи

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.

У Канады есть возможность стать лидером в производстве электромобилей (EV) благодаря обширным запасам критически важных полезных ископаемых и инновационному подходу.