Приезжайте в Тату-Сити, что на окраине столицы Кении Найроби, и вам покажется, что вы попали в другой мир. Даже самые безрассудные водители в этом удивительном месте стали более дисциплинированными: они снижают скорость до минимума и больше не выбрасывают мусор из окон. И все благодаря камерам наблюдения и строгим наказаниям за превышение скорости и загрязнение окружающей среды.
Для 5000 человек, переехавших в
Тату – город стартапов, который распахнул свои двери перед первыми жителями четыре года назад, строгое следование установленным правилам становится не ограничением, а источником притяжения.
«В Тату больше закона и порядка, чем в других местах, – говорит
Валери Акоко, местный блогер, переехавшая сюда два года назад. –
Я никогда не видела Тату-Сити грязным».
Расположенный на территории площадью 5000 акров (более 20 кв. км)
Тату-
Сити является воплощением амбициозной идеи: частный город, где, по замыслу создателей, со временем смогут жить и работать до 250 тысяч человек.
Здесь уже работают 88 предприятий, на которых трудится 15 000 человек. Среди самых крупных компаний – CCI Global, которая управляет кол-центром на 5000 рабочих мест, и Zhende Medical, китайский производитель медицинского оборудования.
Похожие проекты существуют по всему миру. Но в странах
Африки к югу от
Сахары авторы этой идеи надеются, что развитие новых городов поможет решить проблему урбанизации на континенте: в то время как рост городов в других странах помогает справиться с бедностью, африканский регион в этом смысле стал исключением.
История показывает, что, по мере того как люди переезжают в города, производительность труда повышается, заработная плата растёт, экспорт увеличивается и страна становится богаче. Но в
Африке урбанизация редко приводит к таким экономическим преобразованиям.
В теории
Африка должна процветать. По данным
Организации Объединённых Наций, к 2050 году городское население континента вырастет на 900 миллионов человек, что больше, чем нынешнее городское население
Европы и
Северной Америки вместе взятое.
Но страны
Африки к югу от
Сахары урбанизируются и при этом остаются бедными.
«Сегодня городам Африки просто не хватает средств из-за несовершенной налоговой системы. Как итог, нет возможности инвестировать в городскую инфраструктуру, которая нужна тому огромному количеству людей, переезжающему туда за короткий промежуток времени», – считает
Куртис Локхарт, директор
Africa Urban Lab, исследовательского центра при
Африканской школе экономики на
Занзибаре.
БЮРОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ
Проблему усугубляют слабые законы, касающиеся прав собственности, и политическое давление.
Даже
Тату-
Сити пришлось бороться с кенийскими политиками и бизнесменами. В 2018 году
Лондонский международный арбитражный суд рассмотрел дело между компанией
Rendeavour, владельцем крупного девелоперского проекта, и её бывшими партнёрами из
Кении, среди которых был даже экс-глава
Центрального банка страны. Суд принял сторону
Rendeavour, однако этот конфликт привел к тому, что проект был задержан на несколько лет.
В прошлом году глава
Тату-
Сити в
Пристон Менденхолл совершил весьма смелый шаг, обвинив губернатора округа, где и находится стартап-город, в вымогательстве. По словам
Менденхолла, глава региона потребовал землю стоимостью 33 миллиона долларов в обмен на утверждение обновленного генерального плана проекта. Сам губернатор эти обвинения отверг и подал иск о клевете против
Тату-
Сити и
Менденхолла. Пока никакого решения по этому делу не вынесено.
Тем не менее для некоторых строительство новых городов с новой инфраструктурой является хорошим примером.
Институт «
Город-
хартия», некоммерческая организация из
Вашингтона, утверждает, что при правильном подходе такие проекты могут стимулировать рост, создавать рабочие места и
«вывести десятки миллионов людей из нищеты». Институт рассматривает
Тату-
Сити как успешную модель.
Однако строить новые города непросто, и множество неудачных проектов по всей Африке тому подтверждение.
Лишь некоторые из них оказались многообещающими. Расположенный в
Анголе город
Киламба с населением более 130 000 человек, пожалуй, самый успешный из них. Он был построен еще в 2002 году государственной китайской компанией
CITIC, но принадлежит правительству
Анголы.
В
Африке реализуется около десятка новых городских проектов – от
Занзибара до
Замбии, – которые, по мнению экспертов, могут повторить успех
Киламбы. И в этом плане
Тату продвинулся дальше всех: там уже живут, работают или учатся 26 400 человек.
Эксперты сходятся во мнении, что свою роль в урбанизации
Африки должен сыграть частный сектор, поскольку африканские государства слишком ограничены в финансах, чтобы самостоятельно инвестировать в урбанизацию. А вот у
Rendeavour, частной компании с многомиллиардным балансом, достаточно средств, чтобы изменить ситуацию.
Но если оставить строительство городов полностью на откуп частному сектору, это может привести к проблемам, например к усилению неравенства. Средняя стоимость недвижимости в
Eko Atlantic, новом районе на окраине
Лагоса, составляет 415 000 долларов, что в принципе является роскошью для подавляющего большинства нигерийцев.
«Стартап-города могут служить центрами инноваций и при этом снижать нагрузку на перенаселённые городские центры, – говорит
Анаклаудия Россбах, исполнительный директор
Программы ООН по населённым пунктам. –
Однако, чтобы позитивно влиять на развитие, они должны уделять приоритетное внимание инклюзивности, доступности и интеграции с существующими городскими районами, обеспечивая обслуживание всех социально-экономических групп, а не становиться изолированными анклавами для элиты».
ОТ СТАРТАПА К МЕГАПОЛИСУ: КАК ТАТУ-СИТИ СТАНОВИТСЯ ПРИМЕРОМ ДЛЯ АФРИКИ
Квартира с одной спальней в
Тату-
Сити сегодня продаётся за 45 500 долларов, что всё ещё не по карману большинству кенийцев, но доступно некоторым представителям формирующегося среднего класса. По данным
Всемирного банка, в 2023 году
ВВП Кении на душу населения составил 1961 доллар.
Проект реализуется совместно с правительством
Кении, которое объявило
Тату-
Сити особой экономической зоной. Это означает, что компании, открывающие там свои представительства, имеют право на налоговые льготы и другие стимулы, и это хороший пример государственно-частного партнёрства, по мнению экспертов.
Тату-Сити также привлекает предпринимателей и рядовых жителей своей прозрачной структурой управления и услугами, которых банально не хватает в других местах Кении, например надежное водоснабжение и энергосети. Он подчиняется федеральному законодательству, но может сам решать, как организовывать дорожное движение и планировать строительство домов. Все планы утверждает только руководство Тату.
«Если вы посмотрите на инфраструктуру, на коммунальные услуги, на контроль, на безопасность, то поймёте, что это один из лучших районов», – говорит владелец местного ресторана
Сильвестр Нджугуна.
В отличие от многих городов-стартапов, построенных вдали от городских центров,
Тату-
Сити находится в 12 милях (19 километрах) к северу от
Найроби – достаточно близко, чтобы пользоваться столичным рынком труда.
Как отмечает
Локхарт из
Africa Urban Lab, успех новых городских проектов во многом зависит не только от их близости к крупным городским центрам, но и наличия ключевых элементов, таких как богатые арендаторы – например,
CCI Global в случае с
Тату-
Сити – и качественные образовательные учреждения. Эти города должны не только эффективно управляться, но и чутко реагировать на запросы рынка, чтобы стать привлекательными как для жителей, так и для бизнеса.
По словам
Менденхолла,
Тату соответствует этим критериям, и, в отличие от многих крупных африканских городских проектов, этот район возник естественным образом, как и другие городские проекты
Rendeavour в
Гане,
Нигерии,
Замбии и
Конго.
«Мы строим только то, что нужно рынку, – говорит он. –
Мы не создаём всю инфраструктуру в первый же день».
Адриан Бломфилд, Associated Press
Перевод Марии Седневой
Иллюстрация: использованы изображения Benard10, myiconfinder