Архитектурная анархия

Архитектурная анархия
Марселя Реймейкерса никогда не признавало архитектурное сообщество, ведь для них он был художником-анархистом, создававшим удивительные здания практически из мусора: материалы бельгийский архитектор брал с разбитых кораблей, самолетов и заброшенных скотобоен.  

Сорочья архитектура
 
Сверкающие световые люки выпирают из наклонной крыши дома в пригороде Бельгии, словно армия слизней, ползущих по терракотовым плиткам. Эти выпуклые стеклянные купола когда-то служили кабинами в истребителях Lockheed, но теперь они несут свет в этот поразительный пирамидальный дом. Внутренний интерьер его тоже выполнен из материалов, когда-то имевших иное предназначение: просмоленные деревянные балки — части лодок, а очаг собран из старых кирпичей.



Неподалеку располагается еще одно творение Марселя Реймейкерса – отель любви с потайным выходом, скрытым в исповедальне церкви. Это эклектика в чистом виде: огромный орнаментальный каменный эркер, когда-то украшавший брюссельский городской дом, теперь венчает фасад этого здания, как огромный трофей.  

Окна-иллюминаторы обрамляют арочный каменный вход, ведущий внутрь комнаты, где старые сосновые балки расходятся веером по потолку прямо над черным камином из корабельной стали.

Стрельчатые арочные дверные проемы из старой церкви в своей новой жизни украшают вход в роскошные покои.



Это всего лишь несколько из множества таких «сорочьих» творений Марселя Реймейкерса, мятежного бельгийского архитектора, который за свою полувековую карьеру построил более сотни домов  из использованных материалов. Это вам не чинные и благородные объекты архитектурного наследия, а дикие фантазии о самых невероятных сочетаниях. Сумасшедший синтез разных временных периодов и стилей.  

Гигантские каменные портики, вырезанные из заброшенных, когда-то благородных усадеб, теперь стали частью приземистых коттеджей. Стены из вторично использованных кирпичей поднимаются ввысь, их венчает крыша из разнокалиберной черепицы.  



Лестницы из кафедральных соборов спиралью поднимаются к шикарным будуарам с калейдоскопическими зеркальными потолками. Это словно архитектурная игра, в которой несоответствующие друг другу части здания сшиты вместе с энтузиазмом Франкенштейна.


Царство переработки

А теперь умопомрачительные сочетания переработанной роскоши собраны в новой книге Ad Hoc Baroque. Ее представили в Центре искусств De Singel в Антверпене. Издание рассказывает о малоизвестных творениях архитектора-аутсайдера. Все их обнаружил и описал творческий коллектив дизайнерского объединения Rotor: организация как раз занимается тем, что дает вторую жизнь использованным материалам. На Ремейкерса члены объединения наткнулись случайно еще в 2011 году, когда составляли карту предприятий, торгующих строительными материалами в Европе.



Когда они проезжали по автомагистрали N75 примерно на полпути между Хасселтом и Генком в провинции Лимбург, их внимание привлекла гигантская освещенная корона, стоящая на двух восьмиметровых неоготических стальных колоннах. Это была, как ни странно, рекламная конструкция, которая притягивала взор интригующими словосочетаниями: bouwantiek (строительный антиквариат), estetische raadgeving (консультации по эстетике) и woonkultus (культ жизни).

Когда Rotor приехали по адресу из рекламы, то обнаружили задний двор, заваленный голубыми известняковыми карнизами, декоративными стальными стропилами и величественными дубовыми дверями. А посреди всего этого великолепия возвышался особняк, который выглядел как карикатурная смесь загородного поместья и замка с привидениями.



Это была «Королева Юга» – поместье, названное в честь вышедшего на пенсию колесного парохода, чья правая панель украшала фасад, резиденция Реймейкерса, сердце его королевства переработки. Кстати, этот замок в дальнейшем Реймейкерс чуть не потерял. В 2014 году его осудили за уклонение от уплаты налогов и объявили банкротом. Но 91-летний архитектор по-прежнему живет в своей резиденции, только теперь уже в роли арендатора.  

Как объяснили авторы в своей книге, архитектор придумал свой дворец мечты еще в 1972 году, чтобы он служил наглядной демонстрацией его творческих способностей для потенциальных клиентов. Они должны были «погружаться в глубокие размышления не только для того, чтобы принять решение о покупке дома, но и для того, чтобы прийти к пониманию, чего же они хотят, и как новый дом и его интерьер сможет исполнить эти желания».

Весь дом Реймейкерса был как каталог в натуральную величину, куда представители среднего класса могли прийти и помечтать о роскошной жизни или купить те декоративные элементы, которые смогли бы превратить их скромный дом в яркий замок.   



Бизнес-модель Реймейкерса была довольно необычной: клиентам предлагалось приобрести достаточное количество восстановленных окон, мраморных полов и резных каменных колонн, ну а дизайнерские услуги мастера они получали бесплатно. Сделка часто заключалась за обедом в его столовой, на скамейках с богатой обивкой под хрустальными люстрами, «спасенными» из брюссельского отеля. В столовую вела двойная дубовая дверь, облицованная зеркалами, которую мог открыть только хозяин с помощью скрытого переключателя. Это был архитектурный театр, призванный поразить гостя и заставить его чувствовать себя особенным. Один из посетителей рассказывал: «Каждый раз, когда мы приезжали сюда, мы всегда чувствовали себя особенными. Мы парковали нашу «Ладу» среди «Ягуаров» и других модных машин. Это место и сам Реймейкерс создавали таинственную и загадочную атмосферу и заставляли почувствовать себя кем-то важным».


Старое в новом

Реймейкерс был самоучкой, поэтому намеренно дистанцировался от архитектурного сообщества, которое относилось к нему с подозрительностью, считая его неграмотным, хитрым торговцем антиквариатом, строящим безвкусные дома ради банальной выгоды.

Родившийся в 1933 году в округе Левен, муниципалитете Хевер (Бельгия), Реймейкерс на самом деле всегда хотел быть архитектором и даже пытался получить эту профессию в Школе Святого Луки в Шаарбеке (Брюссель). Но уже через год он бросил учебу, недовольный образовательной политикой римско-католического братства. Реймейкерс работал чертежником на электростанциях, а после вечерами проектировал дома.



Провинция Лимбург, где он жил, не нравилась ему своими однотипными постройками и унылыми виллами. Хотелось внести хоть какое-то разнообразие в этот безликий экстерьер.

Поворотным событием в его судьбе в 1950 году стала покупка лестницы для чердака из дома, который подлежал сносу. Реймейкерс подумал, что если дополнять стандартные здания необычными элементами, то это поможет оживить местную архитектуру.  

Он продолжил изучение изобразительных искусств и даже стал учителем рисования в средней школе, но все свое свободное время тратил на разработку сложных проектов домов, исследуя регион в поисках зданий под снос и создавая базу компаний, которые продавали использованные материалы.   



Выставка 1958 года в Брюсселе вызвала волну реновации и модернизации по всей Бельгии, поэтому поток вторичных материалов становился все обильнее.  При этом государственная программа, помогающая обзавестись собственным жильем, увеличила квоту для клиентов, ищущих что-то нетипичное. И идеи архитектора-самоучки пришлись ко двору.  

В ранних проектах Реймейкерса угадываются черты загородных вилл 1960-х годов, но с неожиданными дополнениями. Например, камни из реки Маас использовались для создания грубых стен и дымоходов. Листы металла с верфей, которые друг-кузнец Раф Верджан покрывал декоративными узорами, превращались в монументальные гаражные ворота. А дом Кельхтерманса, спроектированный совместно с Джосом Виттером в 1970 году, - это дикая демонстрация силы, в которой огромные дубовые балки (некоторые – длиной до 10 метров) образовывали своеобразную пирамиду, уместившую внутри себя само жилое здание, врачебный кабинет и гараж.

И кто еще, как не Реймейкерс, увидел бы 23 кабины истребителей, ржавеющих на свалке на другой стороне Фландрии (один из трёх административных регионов Бельгии), и придумал бы превратить их в самые крутые световые люки?

Дом Бончера, построенный между 1978 и 1984 годами, сочетал в себе материалы со скотобойни в Тьене и военного штаба в Вервье, триумфальная арка которого обрамляла вход в пригородную виллу, создавая совершенно сюрреалистический экстерьер.



Когда разнокалиберные материалы не стыковались между собой, этот факт не прятался – напротив, гордо подчеркивался.  Например, лестница, соединяющая спальню и кабинет, была слишком короткой, поэтому Реймейкерс спроектировал большую недостающую ступень, декорировав ее звездообразным узором из цветного мрамора.

Для Рубенсексклюзива, отеля любви, построенного в сельской местности Брабанта в 1979 году, он пошел ва-банк, создав колоритную атмосферу борделя путем микса лепных украшений, витражей, обитых сидений и зеркал. Исповедальня в церкви служила хитрым потайным выходом на случай незваных гостей. «Я чувствую себя модернистом, - говорил Реймейкерс, - давая старым материалам новое применение».

И если раньше работы Реймейкерса выглядели как новое, хоть и немного сумбурное слово в архитектуре, то сегодня, в эпоху вторичной переработки и сокращения углеродного следа, его опыт помогает извлечь ценные уроки. Современным архитекторам стоит поучиться у Реймейкерса столь умело сочетать несочетаемое, вплетать старые элементы в новые композиции, импровизировать и создавать столь роскошную эклектику.   

Мария Седнева

Изображение: скриншоты с сайта https://youtu.be/NazfLkqQoGE?si=xFVEuHq6oFQ_Hby1

В иллюстрации использовано изображение автора Viral faisalovers (CCBY3.0), автора  Ervin Bolat (CCBY3.0) и автораJosé Manuel de Laá (CCBY3.0),  с сайта https://thenounproject.com/ и фото автора Zairon  (CC BY-SA 4.0) с сайтаhttps://commons.wikimedia.org/wiki/File:Villers-la-Ville_Abbaye_de_Villers-la-Ville_Kirche_Innen_06....
27.03.2024
Важное

Филиппины объявили чрезвычайное положение в области продовольственной безопасности, чтобы снизить стоимость риса.

08.02.2025 09:00:00

Итоги зимнего трансферного окна в мировом футболе.

07.02.2025 17:00:00

Цены на кофе вырастут в ближайшие недели из-за неблагоприятных погодных условий.

07.02.2025 13:00:00
Другие Статьи

Литература, кинематограф и театр - как произведения писателя завоевывали мировую публику.

Выставка «Уличная жизнь Лондона» представляет собой увлекательное путешествие в мир, который существовал на лондонских улицах в XIX веке.

Глобальное потепление открывает Арктику с новой стороны, превращая её в перспективный экономический регион.

Олимпийское движение становится для континента важным инструментом развития.