Дисклеймер. Употребление табака вредит вашему здоровью, жирная пища вызывает проблемы с пищеварением и кожей, прослушивание громкой музыки может развиться в нейросенсорную тугоухость, просмотр черно-белых фотографий может стать причиной депрессии, появление айфона [в жизни Константина Эрнста] связывает Стива Джобса с Гитлером, а подписка на Фотоателье «За рубежом» в Telegram не связывает вас ни с чем.
Игорь Мухин. В большинстве материалов, найденных в сети, упоминается как
главный фотограф девяностых, хотя свой узнаваемый стиль и несгораемые очки известности он заработал исключительно в период горбачёвской перестройки, во времена расцвета (или разгула) всего того, что вбирает в себя понятие
«русский рок», который не только про музыку, а вообще про культурное движение. Он снимал в эпоху перемен, которых требовали наши сердца, но объектом его наблюдений были не политические и социальные события, а мечтающая, бунтующая, непредсказуемая, курящая и громкая,
черно-белая и безайфонная молодёжь в лице
Башлачёва, Цоя, Шевчука, Мамонова, Кинчева, Гребенщикова (
признан в РФ иноагентом) и их поклонников. Тогда этих фамилий было много и никто не мог точно сказать, кому судьба готовит отдельную страницу в истории советского/русского рок-н-ролла, а о ком сегодня можно вспомнить лишь благодаря сохранившимся для выставок фотографиям. Непредсказуемость последних лет жизни советской страны – потрясение для любого её жителя, но при этом и летящая в руки художника удача.
Игорь Мухин в интервью «Афиша Daily»:
«Будущее неизвестно — как можно сказать, что Цой окажется Цоем, а группа «Манго-манго» — просто группой «Манго-манго»? А группа «Тупые»? Которая потрясла Москву и Питер — и просто исчезла неизвестно куда. Конечно, нельзя было ничего предсказать — так же, как неизвестно, что будет завтра».
Дуня Смирнова. Девушка с этого снимка с невозможно эротичным взглядом. Тогда – одна из участниц той самой группы «Тупые», отжигающая на сцене в ультракороткой юбке, из-под которой при минимальных усилиях можно было разглядеть нижнее белье. Возможно, именно со стремительным уходом
Дуни в режиссуру и литературную критику «Тупые» и ушли в эпохальное небытие, хотя и выпускали диски вплоть до 1998 года. Дуня же возродилась в качестве
Авдотьи Смирновой, которую рядовой россиянин помнит соведущей популярной передачи
«Школа злословия» вместе с
Татьяной Толстой. Впоследствии
Дуня стала женой
Анатолия Рыжего Ваучера Чубайса, ассоциирующегося с девяностыми гораздо плотнее, чем
Игорь Мухин.
Панк-формация «Тупые». Себя коллектив называл «неадекватный балет мусульманского джаза» и по концепции своей больше напоминал треш-шоу, в котором музыка была связующей частью всевозможных перформансов. Солист
Дмитрий Голубев стремился приглашать для выступлений как можно больше необычных артистов, замешивая коктейль из плохо сочетаемых партий: однажды на сцене одновременно выступали около 50 человек, включая группу арфисток, театр пантомимы, детский хор и дрессировщиков диких животных. Впрочем, была у «Тупых» и музыкальная история в виде песни
«Русский Ренессанс», которая звучит в комедии «ДМБ» (2000)
Романа Качанова. Приводим отрывок:
А европейцы-европейцы
Все прыгают и скачут,
По сто раз умирают
И снова воскресают.
А русские амбалы-амбалы
Все спят во сладкой спячке,
Потом вдруг как встанут, как встанут
Да как замочат европейцев-европейцев!
И грянет страшный русский Ренессанс!
И грянет страшный русский Ренессанс!
А демократы-демократы
Все кровь сосут и ноют,
И все с ума слетели,
Совсем уж обалдели...
Пожалуй, надо признать, что в подобной трактовке русского Ренессанса «Тупые»
не были такими уж тупыми, а даже в некотором роде оказались шоу-пророками. Например, если взять за основу постулат, что общественная жизнь в России без привязки к эпохе и политическому строю время от времени идёт по
Хармсу, этот Ренессанс ещё долго будет питать художников, музыкантов и фотографов.
Игорь Мухин, кажется, это хорошо понимал.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
— Видишь суслика?
— Нет.
— И я не вижу. А он есть!
из х/ф «ДМБ», 2000 г.
Автор:
Иван Захаренко