Под открытым небом

ПЕРУАНСКИЙ АКТЁР ХОСЕ АКУНА ПАРЕДЕС МЕЧТАЕТ ВОЗРОДИТЬ СВЯЗЬ ТЕАТРА С НАРОДОМ

В служении прежде всего простому народу, зачастую неграмотному, отсталому, видит свой творческий идеал известный перуанский актер.
Характерная черта происходящего сейчас в Перу политического подъема — все более распространяющееся убеждение в том, что национально-освободительное движение должно создать свои средства художественного выражения. В этом свете артистическую деятельность Хосе Акуна Паредеса следует рассматривать как исключительно важный вклад в развитие нового перуанского театра.



ПАРТИЗАНСКАЯ ШКОЛА

Паредес ежедневно дает представление своего «Театро де ла Калье» — уличного театра «одного человека», с помощью которого он стремится передать зрителям новые идеи. Паредес играет прямо под открытым небом. Для работы ему достаточно склона пыльного холма или рыночной площади. Сейчас его главная сцена — центральная площадь Лимы. Он работает при безмолвном восхищении толпы, завороженной магией жестов.

В свое время Паредес, преследуемый полицией и отвергаемый актерами — приверженцами традиционного буржуазного театра, сформировался как артист в партизанском отряде, действовавшем в городе Аякучо в Андах. «Восстановить связь актера со своим народом» — такую цель поставил он перед собой. Его лучшими творениями являются одноактные пьесы «Немного супа», «Зубной врач» и «Купальщик». Их основная идея — измельчание души человека в повседневных заботах и пустота жизни, лишенной политического и социального содержания. Хосе Акуна Паредес стал первым драматургом Перу, сумевшим преодолеть «барьер кечуа» — языка инков, на котором говорят миллионы перуанцев. Еще во времена ныне свергнутого реакционного президента Фернандо Белаунде Терри Паредес стал давать свои представления в Аякучо и близлежащих деревнях.

Темой спектаклей он выбрал проблемы, наиболее близкие крестьянам Анд: засуху и принудительные наборы в армию, при которых за молодыми перуанцами охотились, как за дикими зверями. Паредес рассказывает: «Для преодоления языкового барьера я в основном пользовался пантомимой. Например, показывал, как крестьянин покидает свой дом, неся на плече мотыгу. Зрители видели, как он обрабатывает поля и беспокоится, потому что земля сохнет. Время от времени на языке кечуа объяснялось значение происходящего».


РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ

Сейчас Паредес пропагандирует аграрные реформы нового правительства Перу. «Мы хотим, — говорит он, — заставить людей думать, заставить их внимательно приглядеться к себе. Им надо помочь яснее увидеть реальность нашего общества». Подчеркивая свою задачу как пропагандиста реформ в сельских районах Перу, Паредес продолжает: «В первой сцене нового представления будут показаны инки, работающие сообща и распределяющие произведенную продукцию поровну между собой. В следующей сцене появятся персонажи, которые всегда зарились на плоды труда крестьян и стремились отнять их с помощью продажных адвокатов. В последней сцене будет рассказано, что аграрная реформа — это не великодушный жест нового правительства, а результат многих лет борьбы народа».
Эдгар Кампо, «Морнинг Стар», Лондон
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Adrian Dascal
13.06.2024
Важное

Торги токеном хомяка Hamster Kombat стартовали на премаркете криптобиржи Bybit.

13.07.2024 13:00:00

Гана планирует построить свою первую атомную электростанцию: что стоит за этим решением?

13.07.2024 09:00:00

Милей открывает доступ для отечественных и иностранных компаний на авиарынок Аргентины и отменяет регулирование тарифов на авиабилеты.

12.07.2024 17:00:00
Другие Фото

На фото: Ловец воров (справа) во время поисков преступника.
Эфиопия (Абиссиния), ориентировочно 1929 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: Архив Роба Муриса

Заголовок: «400 веков настенной живописи»
Номер и дата выпуска: № 46 (647) 10-16 ноября 1972 год.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Виталий Петрусенко.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 9 (402), 23-29 февраля, 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 22 февраля - 2 марта, 1972 год.