Характерная черта происходящего сейчас в
Перу политического подъема — все более распространяющееся убеждение в том, что национально-освободительное движение должно создать свои средства художественного выражения. В этом свете артистическую деятельность
Хосе Акуна Паредеса следует рассматривать как исключительно
важный вклад в развитие нового перуанского театра.
ПАРТИЗАНСКАЯ ШКОЛА
Паредес ежедневно дает представление своего
«Театро де ла Калье» — уличного театра
«одного человека», с помощью которого он стремится передать зрителям новые идеи. Паредес играет прямо под открытым небом. Для работы ему достаточно
склона пыльного холма или рыночной площади. Сейчас его главная сцена — центральная площадь
Лимы. Он работает при безмолвном восхищении толпы, завороженной
магией жестов.
В свое время
Паредес, преследуемый полицией и отвергаемый актерами — приверженцами традиционного
буржуазного театра, сформировался как артист в партизанском отряде, действовавшем в городе
Аякучо в Андах.
«Восстановить связь актера со своим народом» — такую цель поставил он перед собой. Его лучшими творениями являются одноактные пьесы
«Немного супа», «Зубной врач» и «Купальщик». Их основная идея —
измельчание души человека в повседневных заботах и пустота жизни, лишенной политического и социального содержания.
Хосе Акуна Паредес стал первым драматургом
Перу, сумевшим преодолеть
«барьер кечуа» — языка инков, на котором говорят миллионы перуанцев. Еще во времена ныне свергнутого реакционного президента
Фернандо Белаунде Терри Паредес стал давать свои представления в
Аякучо и близлежащих деревнях.
Темой спектаклей он выбрал проблемы, наиболее близкие крестьянам
Анд: засуху и принудительные наборы в армию, при которых за молодыми перуанцами охотились, как за дикими зверями. Паредес рассказывает:
«Для преодоления языкового барьера я в основном пользовался пантомимой. Например, показывал, как крестьянин покидает свой дом, неся на плече мотыгу. Зрители видели, как он обрабатывает поля и беспокоится, потому что земля сохнет. Время от времени на языке кечуа объяснялось значение происходящего».
РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ
Сейчас
Паредес пропагандирует аграрные реформы нового правительства
Перу.
«Мы хотим, — говорит он, — заставить людей думать, заставить их внимательно приглядеться к себе. Им надо помочь яснее увидеть реальность нашего общества». Подчеркивая свою задачу как пропагандиста реформ в сельских районах
Перу, Паредес продолжает:
«В первой сцене нового представления будут показаны инки, работающие сообща и распределяющие произведенную продукцию поровну между собой. В следующей сцене появятся персонажи, которые всегда зарились на плоды труда крестьян и стремились отнять их с помощью продажных адвокатов. В последней сцене будет рассказано, что аграрная реформа — это не великодушный жест нового правительства, а результат многих лет борьбы народа».
Эдгар Кампо, «Морнинг Стар», Лондон
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Adrian Dascal