У автора этого текста фотография
Йеля Джоэла из Life вызывает две стойкие, но вроде бы никак не связанные между собой
ассоциации. Первая – избитый [во всех подъездах страны] вариант конкурса для выкупа невесты, при котором жениху предлагается
угадать отпечаток губ будущей жены на заранее расцелованном листке бумаги или портрете знаменитости (в финале этой лихо закрученной головоломки оказывается, что невестиных губных трещинок на картинке нет вовсе, ведь она может целовать только своего жениха). Вторая ассоциация связана с другим финалом: в нём капитан команды – победителя Кубка мира по футболу наконец встречается губами с
трофеем из 18-каратного золота, вписывая себя в историю самого популярного вида спорта и не стесняясь эмоций... Но бывает, что сама судьба целует кого-то, не требуя взамен ни выкупа, ни каких-либо командных усилий. И это мы не про
Ричарда Рэмси со снимка, сотрудника косметической компании США, работа которого заключается в подставлении своего
«мундиаля» под заметные поцелуи коллег женского пола (была такая профессия в пятидесятые годы –
тестировщик помады).
Речь пойдёт про конголезца
Гая Гома. Житель Браззавиля (Республика Конго)
Гай Гома однажды приехал в Лондон в поиске подходящей для него работы IT-специалиста по обслуживанию баз данных. Такая вакансия оказалась свободной в британской вещательной корпорации BBC. В мае 2006 года он
ожидал приглашения на собеседование (interview) в одной из двух приёмных Телецентра BBC. В то же самое время другой африканец,
Гай Кьюни (Южная Африка), которого авторитетный в технической среде журнал The Register называет первым британским журналистом, специализировавшимся на технологиях, находился в соседней приёмной в ожидании
прямого эфира (тема – судебное разбирательство между Apple Computer и музыкальным лейблом Beatles по поводу легальности музыкальных загрузок). Когда продюсер, отправленный за
Гаем Кьюни, спросил у администратора, где находится этот эксперт, ему указали на приёмную с
Гаем Гома. Как передаёт BBC News, продюсер видел фотографию
Кьюни (
Кьюни был белым, Гома – темнокожим), но у него было всего пять минут до начала интервью в прямом эфире. Он подошел к
Гоме и спросил, не
Гай ли он. Услышав своё имя,
Гома ответил утвердительно.
Гому отвели в студию News 24. Сотрудники BBC нанесли макияж, и его провели в телевизионную студию, где усадили перед камерами, подключили к микрофону и представили ведущей
Карен Бауэрман. В следующие 15 минут человек, искавший работу сисадмина, расставлял
акценты в корпоративной индустрии музыки. Даём перевод:
Карен Бауэрман:
Итак, Гай Кьюни, редактор сайта о высоких технологиях Newswireless [камера делает наезд на Гая Гома, который становится весьма смущённым и напуганным]. Здравствуйте, доброго вам утра.
Гай Гома:
Э-э, доброго утра.
КБ:
Удивило ли вас вынесенное сегодня судебное решение?
ГГ:
Мне было удивительно видеть это… это решение для меня, потому что я не ожидал его. Когда я пришёл, они сказали мне совсем другое, и вот я прихожу сюда. «У вас будет интервью» — вот и всё. В общем, большой сюрприз.
KБ:
Да-да, большой сюрприз.
ГГ:
Вот именно!
KБ:
Как вы думаете, будут ли пользователи теперь, в связи с появлением расходов, скачивать музыку из интернета?
ГГ:
Вообще-то, куда бы вы ни посмотрели, повсюду люди постоянно скачивают что-то из интернета, с веб-сайтов — всё, что они хотят. Но мне кажется, для развития лучше… э-э… информировать людей о том, что они хотят, дать им более лёгкий и быстрый способ найти то, что они ищут.
KБ:
Выглядит так, будто музыкальная индустрия стремительно развивается, если люди заходят на веб-сайты и скачивают музыку.
ГГ:
Вот именно! Вы можете пойти куда угодно, в интернет-кафе например, и взять… Всё очень просто. Появляется более простой способ для каждого желающего найти что-либо в интернете.
KБ:
Гай Кьюни. Спасибо вам большое.
Как только ошибка была обнаружена, BBC записала интервью с
Кьюни для более поздней трансляции, которая, однако, так и не была показана. Позже
Гома снова появился на BBC в коротком интервью, в ходе которого извинился перед
Кьюни за то, что
«занял его место». После выступления в прямом эфире Гома в тот же день отправился на собеседование, к которому готовился изначально, но на работу его не приняли. Впрочем, для
Гомы это уже не имело большого значения. В тот же месяц, окрылённый сиюминутной славой, он появился в новостях Channel 4 в качестве guest star, где ведущий, представив
Гому как
гражданина Венесуэлы, юриста и врача одновременно, в шутку задавал ему вопросы про
Уго Чавеса, освобождение иностранных заключенных в Великобритании и британцев, ищущих лечение за границей. А кинопродюсер
Элисон Розенцвейг заявила в 2006 году, что она начала разрабатывать фильм об удачливом конголезце:
«Он забавный, своего рода всемирно известный человек, который, я думаю, является интересным источником материала для фильма».
Фильм так и не сняли, но то самое интервью
стало вирусным, и через десять лет после появления
Гомы в эфире инцидент был назван одним из самых памятных ляпов в истории корпорации BBC. Тем не менее в 2023 году
не тому Гаю стало совсем не до улыбок и он решил подать на несостоявшегося работодателя в суд, заявив The Guardian (в интервью, конечно):
«Они пользуются этим уже почти 20 лет, и я не получаю за это ни копейки. Когда я вижу, что они платят людям миллионы здесь и там, этот клип делает их богаче».
Не выдержал. Хотя держать себя в руках в любой ситуации – у конголезцев в крови. Например, на свадьбе в Конго жениху и невесте [по старой традиции] в течение всего дня
запрещено улыбаться, чтобы обозначить своё самое серьёзное отношение к теме брака. Это вам не помаду выбирать.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:
В рассказе американского писателя Джозефа Хеллера «Уловка-22» рядовой по имени Майор Майор, прибывая в расположение воинской части, тут же повышается в звании до майора, чтобы не вызывать путаницы у солдат.
Автор:
Иван Захаренко