Сложный, полный творческих исканий путь прошел известный итальянский художник Джорджо де Кирико. Славу ему принесли пейзажи Италии и автопортреты, отличающиеся мастерским исполнением.
На последней – крупнейшей в Италии и за рубежом – выставке Де Кирико в Милане представлено 150 полотен, привезенных из многих музеев мира и достаточно полно отражающих путь художника. И это не считая рисунков, гравюр и скульптур. Если бы миланский «Палаццо Реале» имел больше залов, можно было бы разместить эскизы декораций и костюмов и целый отдел книжной графики все того же Джорджо Де Кирико.
О Де Кирико (ему сейчас 82 года) на разных языках чередовалась хвала и хула. По поводу его полотен, проданных в свое время за несколько сот лир, заключались миллиардные сделки. Академии и «антиакадемии» оспаривают его друг у друга.
В своей монографии, опубликованной в 1942 году, я нашел отрывки, которые готов повторить и сегодня: «Де Кирико всегда верил в то, что делал или за что принимался, как в единственный возможный идеал. Он защищал любую из своих точек зрения до последнего момента, пока не принимал новую. Технические эксперименты он подчиняет методу. Пишет трактат о технике живописи. Испытывает прилив вдохновения, не теряя при этом отточенности мастерства. Он рисует экстравагантные конструкции с замечательным пониманием законов перспективы. Он черпает из всех источников: от античности эллинов до развалин Рима... Таинство живописи привлекает его, он пытается разгадать скрытый смысл искусства, скрытую интенсивность, пластичность цвета... Его ум полон архитектурными образцами и ансамблями Италии. Туринские и болонские портики, флорентийские площади, виллы, построенные Палладио, с вечерним небом над ними, форма окрестных холмов, тень арок, падающая на мостовую... Так рождаются «Итальянские воспоминания», «Загадка осеннего вечера», «Тоска по бесконечности», «Утренние размышления»...
От античного мира к серийной мебели, к скамьям провинциальных префектур. Противоречия являются для Де Кирико неистощимым источником энергии. От «линейности», которую он неустанно провозглашал и применял в живописи в течение многих лет, спустя четверть века Де Кирико приходит к «поэтике реальности»: «Чувство реальности всегда связано с произведением искусства. Чем глубже это чувство, тем поэтичнее и романтичнее произведение. Светлый, подвижный цвет струится, как веселый мед. Формы от солнечного тепла размораживаются. Кажется, что в античный мир ворвались струи теплого воздуха».
Спустя двадцать восемь лет не могу добавить к этому ни слова. Последняя выставка Де Кирико в «Палаццо Реале» показывает его со всеми присущими ему противоречиями.
Раффаэле Каррьери, «Эпока», Милан
Иллюстрация: использованы изображения из архива и Giorgio de Chirico
10-м президентом Международного олимпийского комитета впервые стала женщина из африканской страны.
Вышел новый роман марокканско-американской писательницы Лайлы Лалами «Отель мечты» — антиутопия о мире, где технологии превратились в инструмент контроля.
Заголовок: «Дивадло-36»
Номер и дата выпуска: № 1 (105) 5 января 1936 г.
Источник: газета «За рубежом».
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 45 (230), 6 ноября 1964 г.
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 04 февраля 1979 г.
Источник: «Главная редакция информации».
Заголовок: «Бессмертие великого Геза»
Номер и дата выпуска: № 48 (441) 22-28 ноября 1968 г.
Источник: газета «За рубежом».