В августе 1968 года на улицах Парижа царило безумие: на глазах изумленной публики женщин распиливали на куски, прохожих поджигали, а часы и прочие ценные предметы любопытствующих зевак вдруг растворялись в воздухе, благодаря лишь нескольким движениям ловких рук. Творящееся вокруг волшебство — верный признак того, что во французской столице проходит очередной конгресс магов — большая конференция, которая собирает иллюзионистов со всего мира. Здесь в обстановке строжайшей секретности они делятся своими новациями, обсуждают будущее отрасли и в конце присуждают своеобразный «Оскар» - высшую награду лучшему фокуснику. О том, как маги делятся опытом, читатели «За рубежом» узнали из № 29 (422) от 12-18 июля 1968 года.
Этот только зрителю непосвященному может казаться, что для фокуса требуется ловкость рук. На деле же даже для исполнения простых карточных трюков нужно специальное оборудование. А бескровно «распилить» кого-то без участия ассистентов и специальных устройств так и вовсе невозможно. Вся карьера иллюзиониста строится на том, чтобы вводить зрителя в заблуждение; раскрой кто-нибудь его секреты — и все, можно засовывать своего кролика обратно в шляпу, собирать в карман цветные ленточки и отправляться на пенсию. Поэтому, чтобы сохранить секреты мастерства в тайне, иллюзионисты по всему миру создавали различные международные организации, которые бы защищали их права.
B Соединенных Штатах насчитывается около 1200 иллюзионистов, все они члены Международного профсоюза магов. В Англии организация, объединяющая 1500 магов, издает журнал «Абракадабра» — единственный «еженедельник волшебников» в мире. Во Франции «Национальный профсоюз иллюзионистов» объединяет профессионалов, а во «Французскую ассоциацию актеров-фокусников» входят как профессионалы, так и любители, имеющие специальное образование. У этой ассоциации даже есть свой герб: три кубка на фоне песка и магическая палочка, расположенная по диагонали. Французские иллюзионисты имеют в своем распоряжении три печатных органа, выходящих один раз в три месяца и предназначенных исключительно для членов ассоциации.
В некоторых организациях существует даже вступительный экзамен — теоретический и практический. В первой части испытания нужно ответить на несколько вопросов по теории магии, а во второй - показать классический фокус и новый, разработанный собственноручно. И самое важное — каждый член организации произносит клятву, что никогда не выдаст сторонним людям секреты своего мастерства. Это не просто формальность — если показать всю подноготную фокуса, то он теряет свою магию. А без магии фокусник — всего лишь странный парень в причудливом наряде.
Как это ни удивительно, но иллюзионист меньше всего опасается разоблачения со стороны образованной и культурной публики. Ибо для такой публики характерен логический ход мысли. Образованный зритель всегда будет искать логическую последовательность в действиях фокусника, но именно пристрастие к логике подводит его. Упрямый и ограниченный ум гораздо труднее обвести вокруг пальца не потому, что он догадывается о принципе трюка, а потому, что его хозяин доверяет только себе и не склонен к воображению и логическим построениям. Другая публика, которая опасна для иллюзионистов, это дети. Они безжалостны. С одной стороны, они легко поддаются на обман, если номер исполняется с блеском, но, с другой стороны, их критический ум и скрупулезная придирчивость не предвещают фокуснику ничего хорошего. И горе ему, если дети заметят плутовство. Они не постесняются раскрыть его.
Сегодня фокусы разоблачают далеко не дети, а вполне себе взрослые люди. С развитием видеоплатформ, появилось множество блогеров, которые собирают лайки тем, что раскрывают секреты иллюзий.
Невероятно, но факт: до появления
YouTube тем же самым занимались... на телевидении! В 1997 году в эфир вышла программа «
Тайны великих магов.
По ту сторону фокусов», в которой некий человек в маске демонстрировал классические трюки (исчезновение слона, «распил» женщины и др.), а затем раскрывал их секреты.
Шоу вызвало бурное негодование магического сообщества. Но в конце первого сезона таинственный фокусник снял маску — под ней оказался известный иллюзионист
Вэл Валентино, который заявил: «
Я разоблачаю старые трюки, чтобы фокусники придумали новые». Впрочем, программа просуществовала всего два сезона и хотя шуму наделала, но серьезного ущерба отрасли не нанесла — все эти разоблаченные фокусы иллюзионисты до сих пор включают в свои программы.
Еще одно шоу, связанное с разоблачением фокусов,
«Кто обманет Пенна и Теллера?» выходит и по сей день. Правда, концепция тут иная. Это своего рода испытания для фокусников: они должны придумать трюк и продемонстрировать его двум известным иллюзионистам — собственно
Пенну и
Теллеру, — а те должны разгадать его секрет. Побеждает тот, кто сумел обмануть фокусников. Это шоу в принципе не нарушает профессиональную этику, возможно, поэтому оно существует почти 15 лет и до сих пор так любимо зрителями.
До сих пор существуют и объединения магов. Правда, организация, которую с легкой руки советских переводчиков в статье окрестили
Международным профсоюзом магов, на самом деле называется
Международным братством магов (IBM). И оно остается крупнейшим союзом в мире, объединяющим иллюзионистов из более чем 88 стран.
IBM издаёт ежемесячный журнал
The Linking Ring, посвящённый новым трюкам, техникам и истории магии, а также проводит ежегодные съезды и конференции, где маги со всего мира делятся своими знаниями.
По-прежнему защищает права фокусников и
Французская ассоциация актеров-
фокусников, правда, сейчас она называется на старинный манер «
Французская федерация артистов-
престидижитаторов».
А вот британский журнал «
Абракадабра» прекратил свое существование в 2009 году — банально не выдержал конкуренции с интернетом.
Фокусники же всего мира смогли обернуть современные технологии себе на пользу. Они активно используют дополненную и виртуальную реальность (AR/VR), создавая цифровые иллюзии и голограммы. На смену «невидимым» конструкциям пришли дроны, позволяющие парить предметам в воздухе без поддержки. Нейросети и гаджеты делают трюки более интерактивными, а искусственный интеллект помогает прогнозировать выбор зрителей при создании новых фокусов.
Новой ареной для фокусников стали и социальные сети: в коротких вирусных видео ловкость рук сочетается с монтажом и визуальными эффектами. Иллюзионисты, такие как
Зак Кинг, популяризировали так называемую «цифровую магию»: они используют видеомонтаж, чтобы создавать эффектные «невозможные» трюки. А традиционные представления в театрах дополняются интерактивными элементами, когда зрители становятся частью шоу.
Так что, несмотря на прогресс, многочисленные разоблачения и то, что в 21-го веке уже, казалось бы, ничем нельзя удивить, люди продолжают любить фокусы и иллюзии. Да, мы знаем, что кролика на самом деле нет в шляпе, но так приятно удивляться, когда его оттуда достают.
Мария Седнева