«Обещанного три года ждут» — это точно не про известного кинолюбителя Анри Ланглуа, который в этом году отметил бы свое 100-летие. Французский журналист, чьей страстью было коллекционирование всего, что связано с кинематографом, — от немых лент до киноаппаратуры, — мечтал открыть первый в Париже музей кино. И ждать этого события ему пришлось не три года, а больше 30 лет. О том, как во Франции усилиями нескольких энтузиастов появилась Синематека, в 1970-х писало издание «Дольче Фолькцайтунг». Перевод истории был опубликован в № 9 (679) газеты «За рубежом» 21 июня 1973 года.
В какой момент молодой журналист воспылал любовью к синематографу — история умалчивает, но доподлинно известно, что собирать свою коллекцию Анри Ланглуа начал в 1930-х.
В начале 30-х годов молодой журналист Анри Ланглуа стал собирать старые немые ленты, «живые картинки», как образно называли тогда кинофильмы. Он скупал картины владельцев кинопередвижек, приобретал авторские копии режиссеров, исследовал архивы первых студий. При этом Ланглуа коллекционировал всё, что связано с производством фильмов: съемочные аппараты, костюмы и даже декорации, рекламные плакаты, старые проекционные аппараты. Уже тогда он мечтал о создании настоящего музея кино.
Пошел бы Ланглуа вслед за мечтой, узнав, насколько долог и тернист окажется его путь? Вопрос, пожалуй, риторический. Начал журналист с малого — в 1935 году вместе с такими же энтузиастами из мира синематографии основал кружок кино. В небольшом арендованном помещении они показывали уже забытые немые картины знаменитых мастеров. Но ностальгические сеансы оказались настолько популярными, что вскоре о них говорила вся парижская богема, а через год организацию официально зарегистрировали как национальную Синематеку. Которая, несмотря на усилия Ланглуа, за годы так и не доросла до полноценного музея.
В годы Второй мировой войны Ланглуа и его многочисленные друзья спрятали фонд Синематеки. После войны правительство выделило Синематеке собственное здание, стало оказывать финансовую поддержку. К сожалению, мечта Ланглуа о музее кино с трудом пробивала себе дорогу. В 1958 году Андре Мальро, бывший тогда министром культуры, обещал Ланглуа помощь. Но только в 1970 году надежды директора Синематеки стали воплощаться в жизнь.
Ланглуа поручили подготовить юбилейную выставку, приуроченную к 75-летию первого фильма братьев Люмьер, для этих целей даже выделили целое крыло дворца Шайо. И хотя работы шли медленно, а финансирование было крайне нерегулярным, Ланглуа остался доволен — наконец-то сбылась его мечта о собственном музее. Теперь посетители Синематеки могли не только посмотреть старое доброе немое кино, но и узнать, как оно создавалось, — те разрозненные предметы киноиндустрии, кропотливо собранные и бережно сохраненные Ланглуа, объединились в полноценную экспозицию.
Как неописуемо счастлив, наверное, был бы Ланглуа сейчас, узнав, что его Синематека и Музей кино существуют до сих пор. Правда, им пришлось сменить прописку, и в истории переезда, уже как будто по традиции, не всё оказалось гладко. В 1997 году в Музее скульптуры, соседствующем с Музеем кинематографии Анри Ланглуа, случился пожар. Огонь нанес крыше повреждения, несовместимые с музейной деятельностью, и бесценные синематографические шедевры пришлось срочно эвакуировать.
Затем музей и Синематека стали предметом необычного судебного разбирательства — коллекцию пытались расформировать. Но в итоге удалось доказать, что это не просто собрание отдельных фильмов и экспонатов: «Несомненно, Синематека является творчеством одного человека и, следовательно, защищена законом». В 2005 году Синематека и Музей кино были перенесены в бывший Американский центр в Париже — здание в стиле кубизма, построенное Фрэнком Гери в парке Берси, а чуть позже — в 2007 году — объединены с Библиотекой кино (BiFi). Теперь французская Синематека может похвастаться четырьмя экранами, книжным магазином, рестораном, выставочным залом и великолепным Музеем кино.
Тут царит дух основателя Анри Ланглуа — в Синематеке проводятся ретроспективы, показы культовых фильмов, классики, экспериментального кино и лекции. Музей тоже преобразился. Его просторные залы с интимно-приглушенным светом наводят на мысль, что кто-то постоянно наблюдает за вами: куда ни кинь взор — везде камеры или проекторы столетней давности. Выставка проводит посетителя через историю раннего кинематографа — от его зарождения в 19-м веке, когда появились первые «волшебные фонарики» и оптические иллюзии, и до золотого века голливудских студий 1930-х годов. В этом ностальгическом путешествии встречаются закольцованные проекции немых фильмов, множество кинетоскопов и мутоскопов (автоматы для просмотра коротких кинороликов — прим. ред.), а также сокровищница киношных сувениров, собранных Ланглуа за всю его богатую событиями жизнь. Подписи — в основном на французском, но узнать историю экспонатов можно с помощью аудиогида на английском языке. Впрочем, не факт, что он понадобится — экспонаты и «живые» изображения говорят сами за себя.
Мария Седнева
Иллюстрация: использованы изображения из архива редакции и Utilisateur:LPLT
Обезлесение серраду привело к тому, что климат в этом регионе стал мало подходящим для ведения сельского хозяйства.
В российский прокат выходит фильм «Дева Мария: Мать Христа» о жизни Марии до того, как она стала Богородицей.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images
Заголовок: «Генетические отпечатки»
Номер и дата выпуска: № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 1№ (654) 1-4 января 1973 г.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.