В № 32 (997) газеты «За рубежом» за 1979 год была напечатана статья, посвящённая перспективам дистанционного обучения с помощью компьютеров.
Материал начинается с описания эксперимента «Престел». В его основе - «система оптических устройств вывода информации министерства почт Великобритании, с помощью которых по телефонным проводам можно получать обработанные ЭВМ сведения из центрального банка информации». Такой процесс можно сравнить с дистанционным обучением в наши дни: человек сидел перед устройством, напоминающим, правда, не компьютер, а телевизор, вводил определённые команды, которые устройство обрабатывало и давало ответ.
В первую очередь пользу от компьютерного обучения должны были получить инженеры и работники предприятий. Так, в Лондоне, во время демонстрации нового метода освоения знаний, ЭВМ показывала человеку, как разрабатывать микросхемы. «Предполагается, что с её помощью (речь – об обучающей программе. – Прим. ред.) любой инженер сможет научиться этому у себя дома или на работе, для чего ему ежедневно потребуется лишь час или два свободного времени», – писал автор статьи. Конечно, набор образовательных программ не ограничивался строго техническими курсами: ЭВМ могли найти общий язык и с домохозяйками – готовы были преподать им навыки кулинарного мастерства.
Благодаря британской системе «Престел», как считали в 1979 году, устройства «станут разумными»: за счет большого количества процессоров техника сможет самостоятельно обрабатывать информацию и решать различные задачи. На тот момент машинное обучение уже практиковали в 40 компаниях Великобритании: «Одним из крупнейших потребителей подобных систем является «Бритиш эйруэйз», которая с их помощью подготавливает около тысячи человек в год, обучая их работе с компьютерами, обрабатывающими предварительные заказы на билеты на самолёты».
О возможностях, которые открывались благодаря такому образованию, рассказывал директор национальной программы машинного обучения Великобритании Ричард Хупер: «Использование математического обучения в промышленности – это ясное и практически освоенное дело. <...> Но широкие возможности существуют и в областях, не связанных с вычислительной техникой. Никто не собирается использовать машинное обучение для того, чтобы учить людей укладывать кирпичи, но его можно применять для решения задач, связанных с умением решать проблемы или ораторским искусством».
Хупер рассказал и о трудностях, которые грозили новой индустрии. Они имели отнюдь не технический характер. Задача, которая стояла перед сторонниками обучения с помощью ЭВМ – добиться признания этого метода среди простых пользователей, политических деятелей и педагогов.
Текст заканчивается отчасти пророческим замечанием: «Добиться признания машинного обучения (а это прежде всего означает снижение его стоимости) значительно труднее, чем разработать замечательную электронно-вычислительную систему, и потребуется ещё, вероятно, много лет, прежде чем подобное положение изменится».
Прошло несколько десятков лет, и обучение при помощи компьютера действительно заняло прочную позицию в жизни человека. Благодаря развитию интернет-технологий и появлению смартфонов людям уже не требуется связываться с центральным компьютером при помощи телефонных проводов, чтобы пройти образовательные программы.
Сегодня существуют сотни приложений для обучения – на любой вкус и цвет. С их помощью можно овладеть навыками игры на музыкальных инструментах, понять, как планировать свое время или изучать созвездия. Отдельно разрабатываются образовательные сервисы для детей разных возрастов: от программ для изучения основ математики до проектов по решению тестов ЕГЭ. Приложения, которые знакомят с азами работы на компьютере, тоже есть, – с их помощью можно, к примеру, изучать программирование.
Одни из самых популярных приложений, которые имеют миллионы скачиваний, - это те, которые помогают изучать новый язык. Часть из них предлагает классический метод обучения «по карточкам»: на экран смартфона выводится слово и его перевод. Так пользователь расширяет свой словарный запас. Другие приложения сначала предлагают ознакомиться с теоретическим материалом, а затем пройти интерактивный тест, чтобы закрепить знания. Причём приложение «слушает» ученика и «разговаривает» с ним - проверяет умение говорить на выбранном языке и воспринимать информацию на слух.
Одним из самых известных сервисов для изучения языка – Duolingo – пользуются 500 миллионов человек. Те, кто владеет только русским, могут изучать английский, немецкий, французский и испанский. Для знающих английский язык выбор шире: от японского и хинди до латыни, валирийского языка из «Игры престолов» и клингонского из «Стартрека».
Чтобы материал было легче усвоить и понять, а главное, сделать весь процесс обучения интересным, в приложения добавляют игровой и соревновательный элементы. Это могут быть уровни, которые повышаются по мере прохождения уроков, или «доски лидеров» для самых усердных студентов.
Играючи можно изучать и правила дорожного движения. На компьютер устанавливается приложение для виртуальных поездок. В отличие от аркадных гонок, где нивелируются знания физики движения машин и ПДД, на симуляторе всё серьезно: обучающийся должен полностью повторить все действия, что и в реальности, а именно - сесть за руль, пристегнуться и завести двигатель. Похожий метод используют и в обучении пилотов самолётов. Авиатренажёры полностью имитируют кабину со всем оборудованием, а экран играет роль лобового стекла.
В последние годы для разработки программ обучения активно задействуют искусственный интеллект. Одна из таких «нейронок» – Mini Course Generator. На основе запросов пользователя нейросеть генерирует мини-курсы: оформляет темы в виде небольших карточек, которые потом можно отредактировать, добавить туда фото или видео и поделиться полученным материалом с другими пользователями.
Благодаря ИИ задания и тесты могут подстраиваться под способности каждого ученика (это называется адаптивным обучением), искать ошибки в текстах и создавать тесты по темам.
Интересный метод обучения предлагает платформа Fact-Check the AI. ИИ генерирует эссе на заданную тему, в котором намеренно допускает фактические ошибки. Далее – дело за учениками: они должны их найти (и тем самым показать, как усвоили пройденный материал). Например, получив тему «Фёдор Достоевский», нейросеть сгенерировала текст, согласно которому роман «Преступление и наказание» литератор написал, когда ему было всего 15 лет. Кажется, что ошибку найдет практически каждый. Ан нет. Тренирующиеся оступаются и на таких псевдофактах.
Широкие возможности для обучения дают и VR-технологии. Особенно для тех, чья работа связана с повышенной опасностью: например, для сотрудников нефтяных компаний или химических лабораторий. В виртуальной реальности человек отрабатывает алгоритмы действий без опаски навредить своему здоровью или жизни других людей. С помощью VR обучают и простых обывателей: показывают, как действовать в чрезвычайных ситуациях, например при пожаре.
Кстати, техника дошла и до того, что виртуальную реальность человек может не только видеть, но и чувствовать. Так, белорусский «костюм будущего» Teslasuit использует систему электротактильной стимуляции, что позволяет имитировать широкий спектр ощущений. Изменение температуры, боль при падении и даже объятия - внутренняя сторона костюма пронизана электродами (всего их более 70), которые отвечают за передачу внешнего воздействия. В первую очередь разрабатывалась такая «умная» одежда для сотрудников предприятий энергетики и нефтегазовой отрасли. С помощью нее специалисты учатся отрабатывать свои действия во внештатных ситуациях. Есть среди клиентов фирмы и спортсмены. Костюм носят боксеры – оттачивают свое мастерство без синяков и ссадин.
Картина Боттичелли «Мадонна с Младенцем на троне» продана на аукционе Sotheby's за 12,6 млн долларов.
После реформ президента Хавьера Милея спрос на иностранную валюту в стране сильно ослаб.
Норвежская компания Vipps стала первой в мире, кто предложил бесконтактную оплату покупок через iPhone без использования Apple Pay.
На фото: Максимилиан Факторович снимает мерки с головы и лица молодой женщины с помощью «калибратора крастоты».
США, Голливуд, 1933 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: General Photographic Agency / Getty Images
Заголовок: «Генетические отпечатки»
Номер и дата выпуска: № 38 (1367) 12-18 сентября 1986 г.
Источник: газета «За рубежом».
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 1№ (654) 1-4 января 1973 г.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 40 (225), 3 октября 1964 г.