В № 44 (645) газеты «За рубежом» за 1972 год была напечатана статья «Художники вышли на улицы», в которой рассказывалось, как мастера из города Чикаго (США) решили расписать фасады домов.
«Движение за фресковую живопись» существует уже пять лет, – сообщалось в статье. – К 1972 году в различных районах Чикаго было расписано свыше 30 стен. «Движение за фресковую живопись» обратило на себя внимание крупнейших музеев США. Скоро в «Музее современного искусства» в Нью-Йорке откроется выставка фресок, в которой примут участие известные художники-монументалисты».
Создавались фрески в основном в рабочих кварталах города, а их «хозяевами» и «критиками», как было точно подмечено в тексте, становились жители окружающих районов. Работы художников часто выступали предметом дискуссий и приобщали людей к искусству.
Билл Уокер, один из создателей «Стены уважения», говорил так: «Непосредственное общение художника с народом обогащает его творчество, вызывает чувство гордости за свой труд. Создавая своё произведение прямо на улице, художник часто беседует со зрителями, он помогает людям понять, как искусство обогащает их духовно, помогает им осознать себя и окружающий мир».
Монументалисты Чикаго заявляли, что они объединились, для того чтобы работать вместе на благо людей, ведущих борьбу за свои права.
Именно в те годы, что описываются в статье (рубеж 1960-1970-х), стрит-арт получает свое развитие. Способствуют этому в том числе «теги» – подписи, которые художники Манхэттена начали оставлять на стенах домов, в вагонах метро, на окнах – словом, везде, где появлялись их работы. В дальнейшем они же, желая выделиться из общего числа райтеров (художников, работающих с граффити) начнут развивать свой собственный стиль.
Уличное искусство не могло остаться незамеченным творческим сообществом. В 1970-х и 1980-х организуют выставки художников, которые создавали свои произведения на стенах домов.
Кстати, работая на таком полотне, художники используют не только баллончики с краской. Чтобы, к примеру, создать большое количество одинаковых изображений, мастера применяют трафареты. Один из самых известных художников стрит-арта, который работает в подобной технике, – таинственный Бэнкси. Популярным он стал благодаря анонимности: никто до сих пор точно не знает, кто скрывается за этой фамилией. А вот его работы, напротив, известны всему миру. В 2011 году Бэнкси даже был номинирован на «Оскар»: в список включили его документальный фильм об уличных художниках «Выход через сувенирную лавку» (впрочем, сама «документальность» этого фильма ставится под сомнение и воспринимается некоторыми как очередная шутка Бэнкси).
В 1990-х во Франции начал работать художник по прозвищу Инопланетный захватчик, или Space Invader. Мастер создавал мозаики с персонажами из Space Invaders, классической видеоигры, первая часть которой вышла в 1978 году. Одну из первых своих картин Захватчик сотворил неподалёку от Бастилии. Затем его произведения появились в Амстердаме, Мельбурне, Барселоне, Берлине, Лондоне, Женеве, Монако, Риме, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Токио и других городах.
Одним из самых узнаваемых стилей в искусстве обладал Жан-Мишель Баския, который поначалу был уличным художником, а затем стал знаковой фигурой в неоэкспрессионизме. Баския проделал путь от бездомного творца до автора, который смог составить компанию самому Энди Уорхоллу.
Художник из Франции под ником Scaf рисует 3D-картины. Мастер-самоучка превращает забытые и заброшенные пространства в захватывающие дух произведения искусства. От других уличных художников Скафа отличает способность создавать в своих работах иллюзию трёхмерности. Так появляются аквариумы с гигантскими рыбами, динозавры, драконы или огромные змеи.
Стрит-арт – это не только рисунки, но и постеры и стикеры, которые автор оставляет в общественных местах, а также инсталляции и перформансы. Отдельного упоминания заслуживает та самая монументальная живопись, или муралы, которые в большом количестве начали появляться в крупных городах. Причем творят художники абсолютно легально: местные власти нанимают мастеров для обновления внешнего вида зданий и построек.
В 2007 году необычный проект запустили в Глазго (Шотландия). В области находится старинный замок Келберн, построенный ещё в XIII веке. Его реконструкцию проводили несколько раз, а в 2007-м решили заменить облицовку. Лорд Глазго пригласил четырёх художников из Бразилии, чтобы те переосмыслили образ достопримечательности с помощью граффити. При этом в органах, отвечающих за сохранение исторического наследия, разрешили оставить рисунки только до момента реконструкции здания. Чтобы работа мастеров украшала стены замка постоянно, лорду Глазго пришлось писать прошение в контролирующую организацию.
В 2019 году в Берлине (Германия) художники из группы Die Dixons создали на стене здания 16-метровую копию легендарной Джоконды.
Для художников - поклонников стрит-арта регулярно проводят фестивали. Так, с 2001-го в городе Ставангер (Норвегия) организуют ежегодный фестиваль NuArt. Подобные творческие недели запускают также в Осло, а с 2017 года – ещё и в шотландском Абердине.
В Германии есть свой iBug – фестиваль, который собирает художников из разных стран. Событие привлекает порядка 80 авторов, которые успевают создать около сотни произведений. А этим летом в Саду «Эрмитаж» в Москве прошёл фестиваль стрит-арта, который объединил художников из России и Латинской Америки.
Сегодня в Гатчине (РФ) открывается 31-й Международный кинофестиваль «Литература и кино».
Французские компании выбирают Парагвай для переноса производства из-за действующего в стране специального режима для иностранных фирм.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 45 (230), 6 ноября 1964 г.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 8 (609), 18-24 февраля 1972 г.
Еженедельное международное обозрение ЦТ СССР.
Эфир: 11 октября 1979 г.
Источник: Главная редакция информации.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: № 3 (760) 1975 г.