Город в «цифре»

Город в «цифре»

В № 11 (768) газеты «За рубежом» за 1975 год была напечатана статья «ЭВМ – регулировщик движения», в которой рассматривались системы, помогающие управлять транспортом.


Первая из них касалась движения на городских магистралях: «В Англии предложена система управления движением автомобильного транспорта на улицах и перекрёстках крупных городов, принцип действия которой заключается в формировании с помощью специальных дорожных указателей или табло компактных групп машин, движущихся в общем потоке с определёнными интервалами».

 

Работала система следующим образом: вдоль улицы размещались круглые табло, наверху которых устанавливалась мощная лампа с красным светофильтром. Когда она загоралась, это означало, что в текущем потоке машин нужно сделать интервал. По периметру этого же знака располагалось несколько лампочек с зелёными светофильтрами. Они, в свою очередь, определяли протяженность проходящей группы машин: «Если группа только начинает проходить, то на нём (на знаке) включаются все зелёные лампочки, и по мере прохождения группы они последовательно выключаются. После выключения последней зелёной лампочки включается красный сигнал, то есть в транспортном потоке начинается очередной интервал».

 

Водитель, находящийся в середине потока, может видеть впереди себя ряд дорожных знаков с включенными зелёными лампами, а чуть дальше – с красными. Если скорость движения его машины совпадает со скоростью всего потока – красные огни впереди по очереди отключаются. Если же скорость оказывается выше, водитель постоянно попадает под красный сигнал. В случае если она, наоборот, ниже, то находящийся за рулем может определить конец группы машин и ориентироваться на скорость движения всего потока. Его ритм определяет ЭВМ, к которой и подключаются знаки. В их центре высвечивается средняя скорость движения потока, рекомендуемая для водителей.

 

«Предлагаемая система, – продолжали авторы статьи, – несколько напоминает использующийся в настоящее время метод «зелёной волны», но отличается от него тем, что при «зелёной волне» регулирование транспортного потока производится лишь на перекрёстках, оборудованных светофорами и другими дорожными указателями, а в новой системе оно осуществляется постоянно на всём протяжении пути».


Создавались технологии для управления движением не только автомобилей, но и поездов: «Разработана новая автоматизированная система оптимального планирования и управления железнодорожным движением, которую предполагается использовать с учётом уже имеющихся в современных диспетчерских пунктах специализированных контрольных ЭВМ».

 

На запоминающее устройство записывалось расписание движения поездов. Туда входили адресные коды и данные о распределении составов по платформам. Затем сведения, поступающие в систему от контрольных ЭВМ, сравнивались с графиком. На основе результатов вырабатывались «сигналы предупреждения за 5-15 минут до любой могущей возникнуть задержки, а также необходимые меры по предотвращению этих задержек».

 

Машины могли обработать информацию и дать нужные рекомендации: «Система позволяет проанализировать до 70 вариантов или спланировать управление движением поездов примерно на 45 минут вперёд».

 

К теме автоматической регулировки движения издание «За рубежом» обращалось ещё как минимум один раз – в № 28 (785) за 1975 год вышел ещё один материал с аналогичным названием. Автор представил читателем разработку японских специалистов: «В Токио работает эффективная комплексная автоматизированная система управления движением городского транспорта». Подобные системы работали на тот момент в Нью-Йорке и Торонто, однако токийская сеть охватывала 1500 светофоров, тогда как нью-йоркская – всего 500, а система в Торонто – 900 устройств регулирования движения.

 

Японская система была оборудована процессорами, которые считывали информацию с большого количества источников: «Большинство этих источников (около 2 тысяч) представляют собой датчики, которые работают с использованием ультразвуковых методов и обеспечивают регистрацию числа проезжающих автомобилей, а также скорости их движения. Информация этих датчиков дополняется визуальными данными, получаемыми с помощью телевизионных камер замкнутого типа».

 

Вся информация непрерывно анализировалась, на основе полученных результатов и происходило управление дорожным движением. В экстренных случаях, когда машина не могла помочь, управление брали на себя операторы-регулировщики.

 

Сегодня возможности вычислительной техники позволяют создавать целые концепции умного города. Подобные проекты нацелены на автоматизацию основных городских процессов и призваны сделать жизнь комфортной и безопасной.

 

Один из самых умных городов в мире – Сингапур. Там уже несколько лет действует программа Smart Nation. Благодаря ей элементы цифровизации внедряются в разные сферы общественной жизни.

   

Особое внимание в Сингапуре уделяют дорожному движению: ведутся разработки в области автономного транспорта, который позволит удобно перемещаться людям с ограниченными возможностями. Первый беспилотный автомобиль был допущен для испытаний на дорогах общего пользования ещё в 2015 году, и с тех пор работа в этом направлении не останавливается.

 

Другой приоритет в построении умного города – это цифровизация. В Сингапуре развивают сервисы для получения государственных услуг. Соответствующее приложение было запущено в 2018 году для поддержки семей с маленькими детьми и пожилых людей, в 2020 году его дополнили функции, которые могут быть полезны для людей всех возрастов. Свои электронные сервисы есть и для бизнесменов. Также в Сингапуре развивают системы электронных платежей.

 

Ещё одна из важнейших инициатив – умное здравоохранение. В работу медицинских учреждений в Сингапуре внедряют технологии и роботов, которые помогают ухаживать за пациентами и снижают тем самым нагрузку на медработников. Кроме того, сингапурцы пользуются электронными медицинскими книжками (для этого создан специальный сервис, где хранятся все записи). Также жители могут проверить зрение с помощью программы с искусственным интеллектом SELENA+, которая выявит потенциальные заболевания глаз.

 

С 2009 года инициативы по развитию умного города внедряют в Амстердаме. Уже существует более 170 подобных проектов. К примеру, в домах жителей устанавливают умные счётчики электроэнергии, а яркость фонарей на улицах регулирует программа умного освещения.

 

Примером внедрения умных технологий может послужить и беспилотный транспорт. В Нидерландах на одном из маршрутов уже курсирует ParkShuttle – небольшой автобус, который за день успевает перевезти почти 2,5 тысячи человек. Впрочем, периодически в его работу приходится вмешиваться человеку, так что проект продолжают усовершенствовать.

 

Беспилотные машины использует и Норвегия, причем не только автобусы, но и снегоуборщики, которые самостоятельно расчищают взлётно-посадочные полосы в аэропорту Осло.

 

Умные технологии также помогают следить за безопасностью. Современные камеры умеют распознавать лица в толпе и вычислять преступников. Видят они и оружие в руках человека, могут подать сигнал на пульт охраны и заблокировать двери помещения. Так ИИ помогает предотвратить преступления.


Сергей Меляхов

В иллюстрации использовано изображение автора Start Up Graphic Design (CCBY3.0) с сайта https://thenounproject.com/,  фото с сайта https://unsplash.com/ и фото из архива редакции

15.12.2023
Важное

Торги токеном хомяка Hamster Kombat стартовали на премаркете криптобиржи Bybit.

13.07.2024 13:00:00

Гана планирует построить свою первую атомную электростанцию: что стоит за этим решением?

13.07.2024 09:00:00

Милей открывает доступ для отечественных и иностранных компаний на авиарынок Аргентины и отменяет регулирование тарифов на авиабилеты.

12.07.2024 17:00:00
Другие Фото

На фото: Ловец воров (справа) во время поисков преступника.
Эфиопия (Абиссиния), ориентировочно 1929 год.
Фотограф: неизвестен
Источник: Архив Роба Муриса

Заголовок: «400 веков настенной живописи»
Номер и дата выпуска: № 46 (647) 10-16 ноября 1972 год.
Источник: газета «За рубежом».

Автор: Виталий Петрусенко.
Источник: газета «За рубежом».
Номер и дата выпуска: 9 (402), 23-29 февраля, 1969 год.

Источник: газета «За рубежом».

Номер и дата выпуска: 9 (610), 22 февраля - 2 марта, 1972 год.